Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Какими были 10 важнейших произведений искусства укиё-э всех времен

Оглавление

Японская художественная гравюра на дереве, или укиё-э, периода Эдо пользовалась огромной популярностью и влиянием не только в Японии, но и в западном мире.

Настоящее массовое производство художественной печати процветало на востоке, особенно в Японии, еще в 1600 году н. э. в форме укиё-э , или художественных гравюр на дереве. В период Эдо XVII-XIX веков среди известных имен были Хиросигэ, Хокусай и Куничика, среди прочих. Их широко распространенные укиё-э сделали их известными звездами, подобными знаменитым актерам кабуки, героям войны и красавицам чайных домиков. Самые известные укиё-э всех времен делятся на 5 основных категорий художественных гравюр на дереве: красивые женщины, пейзажи, воины/герои, актеры кабуки и сюнга (незаконное, откровенно сексуальное искусство). Ниже представлены 10 самых важных укиё-э всех времен, охватывающих период с XVII по XIX век.

1. Знаменитая гравюра укиё-э под большой волной Канагавы

«Большая волна», Кацусика Хокусай, 1830 г., Британский музей, Лондон.
«Большая волна», Кацусика Хокусай, 1830 г., Британский музей, Лондон.

Самая известная гравюра укиё-э всех времен, «Большая волна», как ее обычно называют, относится к серии Хокусая под названием «36 видов горы Фудзи». Эта гравюра была широко известна и собиралась европейскими и французскими коллекционерами. На протяжении столетий ее копировали и воспроизводили в большом количестве.

2. Сливовый сад в храме Камейдо : шедевр укиё-э

«Сливовый сад в святилище Камэйдо», картина Утагавы Хиросигэ , 1857 г., Британский музей, Лондон.
«Сливовый сад в святилище Камэйдо», картина Утагавы Хиросигэ , 1857 г., Британский музей, Лондон.

Эта гравюра из серии Хиросигэ «Сто видов известных мест в Эдо». Ван Гог скопировал его дизайн в 1887 году и тем самым сделал его одним из самых влиятельных художественных гравюр в искусстве укиё-э. Дерево, изображенное на этой гравюре, известно как слива «Спящий дракон», и его восхваляли за его чистоту, показанную через махровые белые цветы, известные тем, что они были настолько белыми, что могли изгнать тьму из души.

3. Станция тридцать вторая: Себа

«Станция тридцать вторая: Себа», автор Утагава Хиросигэ, конец 1830-х годов, через Музей остазиатского искусства, Кёльн.
«Станция тридцать вторая: Себа», автор Утагава Хиросигэ, конец 1830-х годов, через Музей остазиатского искусства, Кёльн.

Гравюра Seba относится к серии Хиросигэ под названием «Сто видов известных мест в Эдо». Хиросигэ, который был наиболее известен своими широкими размашистыми пейзажами, закончил эту гравюру, чтобы завершить серию шоссе Кисокайдо, оставленную другим художником укиё-э Кейсаем Эйсеном. Многие из самых любимых дизайнов Хиросигэ показывают людей, выполняющих знакомые задачи, связанные с сезонами, природой и различными ритуалами.

4. Тако то Ама, сон жены рыбака

Така то Ама, сон жены рыбака, часть трехтомной эротической книги сюнга («Молодые сосны») Кацусики Хокусая, 1814 г.
Така то Ама, сон жены рыбака, часть трехтомной эротической книги сюнга («Молодые сосны») Кацусики Хокусая, 1814 г.

Така то Ама, сон жены рыбака попадает в нелегальную категорию искусства укиё-э, известную как сюнга. Эта гравюра является одной из самых известных работ японского искусства Эдо, а также классической сюнга . Кроме того, это захватывающее изображение классического японского мифа показывает, как художники сёгуната Токугава, который ограничивал сексуальные образы, творчески изображали соитие и сексуальные акты, не нарушая закон. Работа может показаться нам шокирующей, но в то время это было бы обычным изображением сюнга. Гравюра была широко распространена среди коллекционеров гравюр и видна в обычных домах.

5. Официантка чайного домика Такашима Охиса

«Официантка чайного домика Такашима Охиса», Кацукава Сюнчо , 1790-е годы, Британский музей, Лондон
«Официантка чайного домика Такашима Охиса», Кацукава Сюнчо , 1790-е годы, Британский музей, Лондон

Гравюры с изображением желанных красивых женщин того времени представляли собой последние тенденции моды и прически, а также намеки на эротизм, что еще больше усиливало их привлекательность для широкой аудитории. Исследования также указывают на то, что само слово укиё-э означает «искусство плывущего мира», что в некоторых случаях относится к миру работников секс-индустрии, чайным домам и культуре гейш. Художник Сюнчо изображает на этой гравюре знаменитую красавицу, закрывающую лицо элегантным веером, на котором изображен ее личный герб: три дубовых листа. Красивые одежды, которые она носит, и летнее ощущение, которое дарит нам гравюра, сделали бы эту работу особенно желанной для того сезона. Фон мерцает слюдой, минеральным порошком, обычно используемым в ксилографии для придания яркости и мерцания краске.

6. Разноцветные вожжи любимой жены

Актёр Отани Онидзи III в роли Эдобэя в пьесе театра Кабуки «Koi nyobo somewake tazuna» («Разноцветные поводья любимой жены»), автор Тосюсай Шараку , 1794 г., из Британского музея, Лондон.
Актёр Отани Онидзи III в роли Эдобэя в пьесе театра Кабуки «Koi nyobo somewake tazuna» («Разноцветные поводья любимой жены»), автор Тосюсай Шараку , 1794 г., из Британского музея, Лондон.

Самыми популярными гравюрами того времени были те, на которых были изображены актеры Кабуки. Эти гравюры показывают гротескную и драматическую славу с яркими, контрастными цветами, сложными сценами действия и поразительными выражениями лиц. Театр Кабуки был и остается уникальной и неотъемлемой частью японской культуры. В Кабуки актеры изображают роли с помощью множества часто чрезмерно драматических выражений и костюмов, сопровождаемых традиционной музыкой, длинными паузами и различными театральными нюансами. Каждый известный актер сцены Кабуки стал легендой сам по себе, и художники того времени представляли индивидуальный стиль каждого актера в своих гравюрах.

7. Море в Сатте в провинции Суруя

«Море в Сатте в провинции Суруя», картина Уттагавы Хиросигэ , из серии « Тридцать шесть видов горы Фудзи» , 1859 г., Музей изящных искусств, Бостон.
«Море в Сатте в провинции Суруя», картина Уттагавы Хиросигэ , из серии « Тридцать шесть видов горы Фудзи» , 1859 г., Музей изящных искусств, Бостон.

Этот пейзажный принт отдает дань уважения картине Хокусая «Большая волна» с ее поразительным движением и драматическими, глубоко изогнутыми волнами. Все пейзажные принты представляют собой позднее развитие дизайна укиё-э. До 1830-х годов основными объектами принтов были известные красивые женщины, актеры и сцены из городской жизни. Пейзажные принты, которые стали популярными после 1830-х годов, знаменуют собой изменение художественного дизайна принтов, сосредоточенного на природе. Этот сдвиг может указывать на рост туристических поездок в пределах Японии и увеличение спроса на сувениры из популярных мест, таких как гора Фудзи.

8. Вечернее сияние на мосту Рёгоку

Вечернее сияние на мосту Рёгоку, автор Тории Киёнага , из серии «Восемь видов Эдо», 1782 г., Британский музей, Лондон
Вечернее сияние на мосту Рёгоку, автор Тории Киёнага , из серии «Восемь видов Эдо», 1782 г., Британский музей, Лондон

Этот особый стиль пейзажной печати, где зритель, кажется, смотрит через портал или круглое окно, использовался Киёнагой. Этот тип печати предполагает европейское влияние, а также растущее изменение в использовании одноточечной перспективы. Предыдущий стиль перспективы, используемый дизайнерами печати эпохи Эдо, наклонял землю так, чтобы объекты, находящиеся дальше, располагались выше в сцене, чтобы указать на их расстояние. С ростом торговли и влияниями, приходящими с Запада, художники начали перенимать некоторые из перспектив, найденных в западном искусстве. Это можно легко увидеть в печати Киёнаги, где мы видим более реалистичную глубину пространства, изображенного на печати.

9. Токи Джурозаэмон Мицучика

«Токи Дзюродзаэмон Мицучика» Утагавы Куниёси из серии «Герои Великого Мира» , 1848–1850 гг., Британский музей, Лондон.
«Токи Дзюродзаэмон Мицучика» Утагавы Куниёси из серии «Герои Великого Мира» , 1848–1850 гг., Британский музей, Лондон.

Воинские гравюры составляют третью по величине коллекцию дизайнов укиё-э . Хотя сейчас они потенциально менее популярны из-за своей агрессивной, слегка сложной и беспокойной эстетики, воинские гравюры можно рассматривать как гравюры, которые являются наиболее тонкими, политическими и наполненными более глубоким смыслом. Из-за запрета на незаконные изображения Япония 18 века также подверглась политическим запретам на военные образы, которые прославляли восстание, критиковали текущий режим или даже упоминали великого объединителя Японии Тоётоми Хидэёси.

Художники нашли креативные способы обойти запрет на изображения, показывая истории, происходящие гораздо дальше во времени, а также используя образы животных для замены реальных персонажей. Это также было распространено в откровенно сексуальных дизайнах, и «Жена рыбака» является хорошим примером этого . Эта драматическая сцена Куниёси изображает воина, ползающего вокруг своих раненых товарищей, чтобы завершить попытку убийства Хидэёси. Куниёси смог создать эту гравюру, изменив имена и скорректировав временной период.

10. Увлекательная гравюра укиё-э: вид на Маруяму в Нагасаки

Вид Маруямы в Нагасаки, картина Утагавы Хиросигэ II , из серии « Сто видов знаменитых мест в разных провинциях», 1859 г., Британский музей, Лондон.
Вид Маруямы в Нагасаки, картина Утагавы Хиросигэ II , из серии « Сто видов знаменитых мест в разных провинциях», 1859 г., Британский музей, Лондон.

Этот окончательный отпечаток отображает многие классические элементы гравюры укиё-э эпохи Эдо . Здесь мы видим двух женщин, вероятно, представляющих работниц секс-индустрии, расположенных на переднем плане в классических узорчатых одеждах. Фон расположен выше, что было способом показать, что место находится далеко. Однако западное влияние одноточечной перспективы можно увидеть в формах здания и наклонных линиях крыши и крыльца, демонстрируя новое стилистическое развитие в истории укиё-э

Музеи
137 тыс интересуются