Найти тему
Перо и Пыль Истории

Поэзия и скандал в Древнем Риме, которые были связаны со знаменитыми Овидием и Катуллом

Оглавление

Овидий и Катулл были двумя величайшими поэтами Древнего Рима. Читайте дальше, чтобы узнать, как их новаторская поэзия и бурная любовная жизнь втянули их в один из самых непристойных скандалов Древнего Рима и так не отличавшегося строгими нравами.

Поэзия была одним из самых возвышенных и популярных жанров в римской литературе. Ее темы варьировались от эпических историй Вергилия до пикантных эпиграмм Марциала. Вероятно, самой личной была любовная поэзия. Любовная поэзия часто принимала форму элегии, поэтического жанра, который основан на личном опыте и самовыражении. Вдохновленные более ранними греческими лирическими поэтами, римские любовные поэты сосредоточились на интимных подробностях отношений и любовных интриг. И Овидий, и Катулл, как полагают, использовали события из своей жизни в качестве вдохновения для своей поэзии. Этот реальный опыт добавил яркости и подлинности их работам. Но он также раскрыл более темный мир супружеских измен, публичных скандалов и императорского гнева.

Овидий и Катулл: два величайших римских поэта

Современный портрет-бюст поэта Катулла в его родном городе Сирмио в Италии, с Wikimedia Commons
Современный портрет-бюст поэта Катулла в его родном городе Сирмио в Италии, с Wikimedia Commons

О жизни Катулла известно очень мало подтвержденных фактов. Информация, которой мы располагаем, исходит либо от самого поэта, либо от других древних авторов. Святой Иероним (около 342 – 420 гг. н. э.) упоминает Катулла в своей «Хронике» и утверждает, что ему было всего 30 лет, когда он умер. Даты его рождения и смерти являются предметом споров, но широко распространено мнение, что это 84 – 54 гг. до н. э.

Катулл упоминает свой родной город Верону несколько раз в своих стихах. Во время его жизни Верона была городом в Транспаданской Галлии (современная северная Италия), жители которого еще не имели права на полное римское гражданство. Он, по-видимому, происходил из богатой местной семьи. Светоний говорит, что Юлий Цезарь имел обыкновение обедать с отцом Катулла, когда был в Вероне. У Катулла также был брат, который рано умер. Его Стихи описывают невыразимое горе и гнев, которые он испытывал из-за этой личной потери.

«Катулл у Лесбии», Лоуренс Альма-Тадема, 1865, Центр эллинских исследований, Гарвардский университет
«Катулл у Лесбии», Лоуренс Альма-Тадема, 1865, Центр эллинских исследований, Гарвардский университет

В какой-то момент Катулл переехал в Рим. Он начал писать стихи и подружился с некоторыми представителями римской элиты. В его круг общения входили писатели Кальв и Цинна, а также известный юрист и оратор Гортензий. Мы также знаем, что он был в штате правителя Вифинии (историческая область и царство в северо-западной Малой Азии) с 57 по 56 г. до н. э. Губернатор Меммий был объектом презрения Катулла в более чем одной из его поэм.

116 стихотворений Катулла сохранились до наших дней. Его краткие, интенсивные стихи демонстрируют мастерство языка и острое остроумие. Его стихотворения широко признаны одними из лучших образцов поэзии на латинском языке, когда-либо написанных.

Бронзовая статуя Овидия, расположенная в его родном городе Сульмона , via Abruzzo Turismo
Бронзовая статуя Овидия, расположенная в его родном городе Сульмона , via Abruzzo Turismo

Публий Овидий Назон, известный сегодня как Овидий, родился в Сульмо (центральная Италия) в 43 г. до н. э. Будучи сыном богатого землевладельца, Овидий получил элитное образование в качестве подготовки к будущей сенаторской карьере. Но вскоре он понял, что жизнь в политике не для него, когда в молодости у него развилась страсть к поэзии. К двадцати годам он опубликовал книгу любовной поэзии Амо́рес и начал вращаться в модных литературных кругах Рима. Он продолжал писать и другие произведения, самым известным из которых является Искусство любви, а между 1 и 8 г. н. э. он написал свою великую эпическую поэму Метаморфо́зы. Овидий считается одним из величайших поэтов Древнего Рима. Известный своей креативностью и техническим мастерством, он вдохновлял писателей и художников на протяжении веков.

Гравюра медальона с изображением Овидия, работы Яна Шенка , около 1731—1746 гг., Британский музей
Гравюра медальона с изображением Овидия, работы Яна Шенка , около 1731—1746 гг., Британский музей

Одной из многих общих черт Овидия и Катулла было то, что они оба использовали псевдонимы, когда упоминали своих любовниц в своих стихах. Овидий на самом деле напрямую ссылается на использование псевдонима Катуллом в одной из своих поэм (Тристия 2.427). Псевдонимы имели эффект сокрытия истинной личности женщины, вероятно, потому, что она была замужем за кем-то другим. Именно эти прелюбодеяния вовлекли и Катулла, и Овидия в некоторые из самых непристойных сексуальных скандалов их времени.

Катулл и Лесбия

«Катулл и Лесбия» , гравюра пунктиром по образцу Ангелики Кауфман, гравюра Джона Кейза Шервина , 1784 г., Королевская академия в Лондоне
«Катулл и Лесбия» , гравюра пунктиром по образцу Ангелики Кауфман, гравюра Джона Кейза Шервина , 1784 г., Королевская академия в Лондоне

Сохранилось двадцать пять стихотворений Катулла о женщине, которую он называет «Лесбией». Эти стихотворения входят в число его самых известных произведений, и их хвалят за, казалось бы, откровенное описание любви. Читатель переживает весь ход бурного романа между Лесбией и Катуллом глазами поэта.

Неясно, в каком порядке следует читать поэмы Катулла о Лесбии. Поэмы передавались из поколения в поколение в неполных рукописях, поэтому трудно понять, находятся ли они в том порядке, в котором их представил поэт. Возможно, отсутствие порядка было намеренным, поскольку оно оставляет читателя со смешанной и сложной интерпретацией взаимоотношений.

Лесбия и ее воробей , сэр Эдвард Джон Пойнтер , 1907, через Bonhams
Лесбия и ее воробей , сэр Эдвард Джон Пойнтер , 1907, через Bonhams

В стихотворении 2 Катулл пишет о домашнем воробье, принадлежащем Лесбии. Он описывает, как она играет с птицей, соблазняет и дразнит ее, и сетует на то, что не может играть с ней так же. Стихотворение отражает игривую природу первых дней их отношений. Но есть также и скрытый оттенок похоти, как показано в использовании эвфемизма: птица, как полагают, представляет собой часть анатомии поэта.

В стихотворении 58 Катулл, по-видимому, обнаружил предательство, поскольку он намекает, что Лесбия спит с другими мужчинами. Его гнев жесток, поскольку он представляет ее как проститутку, занимающуюся своим ремеслом «на перекрестках и в задних переулках». К стихотворению 72 его чувства к ней стали более сложными. Он заявляет, что его любовь к ней стала более похотливой, но все же более дешевой, «потому что такая боль заставляет влюбленного любить больше, но любить меньше».

Любовные треугольники, предательство и инцест

Римская мозаика с изображением неизвестной женщины, обнаруженная в Помпеях , I в. н. э., через Национальный археологический музей Неаполя.
Римская мозаика с изображением неизвестной женщины, обнаруженная в Помпеях , I в. н. э., через Национальный археологический музей Неаполя.

Настоящую личность Лесбии невозможно доказать наверняка. Однако большинство современных ученых полагают, что ею была Клодия Метелли. Родившаяся около 96 г. до н. э. в древней знатной семье Клавдиев, Клодия позже вышла замуж за Метелла Целера, могущественного сенатора, который был консулом в 60 г. до н. э. Она также была сестрой Публия Клодия Пульхера, который стал народным трибуном в 58 г. до н. э. Клодий был жестоким смутьяном, который нажил себе много врагов во время своего пребывания в должности, наиболее известным из которых был оратор и политик Цицерон.

В середине 50-х годов до нашей эры Клодия вступила в очень публичную связь с Марком Целием Руфом. Поступая так, она предала Катулла, который узнал об их отношениях и с горечью написал об этом в ряде стихотворений. В довершение всего, Руф был также близким знакомым Катулла, и поэт был опустошен изменой своего друга.

Мраморный бюст Марка Туллия Цицерона , 1800 год, аукцион Sotheby’s.
Мраморный бюст Марка Туллия Цицерона , 1800 год, аукцион Sotheby’s.

Роман Клодии и Руфа не закончился хорошо. Клодия обвинила Руфа в попытке отравить ее, и в 56 г. до н. э. состоялся судебный процесс, который потряс римское высшее общество до глубины души. Руф воспользовался услугами не кого иного, как Цицерона, чтобы защитить себя в суде. Цицерон начал злобную и личную атаку на Клодию, возможно, подпитываемую его враждой с ее братом. Интриги Клодии были общеизвестны, и поэтому Цицерон использовал ее репутацию, чтобы дискредитировать ее характер в суде. Сенсационные подробности ее сексуального аппетита были зачитаны для всеобщего сведения, но, возможно, хуже всего то, что Цицерон также высказал предположение, что она даже спала со своим собственным братом Клодием. Сам Катулл также раздул пламя этого слуха, когда он упомянул о неподобающих отношениях между Лесбией и ее братом, которого он назвал Лесбием, в поэме 79. Руф был признан невиновным, когда суд достиг своего завершения. Никаких дальнейших древних упоминаний о печально известной Клодии и ее дальнейшей судьбе не найдено.

Овидий, эротическая поэзия и император Август

Старая, старая история , Джон Уильям Годвард , 1903, Музей Art Renewal Center
Старая, старая история , Джон Уильям Годвард , 1903, Музей Art Renewal Center

Как и Катулл, Овидий черпал вдохновение в своей любовной поэзии из своего реального жизненного опыта. В «Аморес» он также описал ход обреченной любовной связи с женщиной, которую назвал Коринной. Личность Коринны неизвестна, и также возможно, что она была просто вымышленным персонажем, созданным для поэтического замысла Овидия. Для Овидия не псевдоним Коринна принесла несчастье в его жизнь, а сама поэзия.

Во 2 г. н. э. Овидий опубликовал «Искусство любви». В этих поэмах он выступает в роли эксперта в поиске любви и излагает свои советы как мужчинам, так и женщинам в трех книгах. Беззаботные и остроумные, поэмы пропагандируют использование обаяния и хитрости для обеспечения своего любовного интереса. Они также в значительной степени сосредоточены на супружеской неверности и важности секса.

Статуя императора Августа из Прима Порта , I в. н. э., из Музеев Ватикана
Статуя императора Августа из Прима Порта , I в. н. э., из Музеев Ватикана

Искусство любви вскоре приобрела популярность среди светской элиты Рима. Но, к сожалению для Овидия, они также привлекли внимание императорского двора императора Августа. На рубеже первого века нашей эры Август был в процессе реформирования Рима и его империи. Его внимание было всеобъемлющим и решительным, поскольку он приступил к восстановлению инфраструктуры, а также к восстановлению традиционных моральных и религиозных ценностей. Август страстно верил в святость брака и ненавидел порок распущенности.

Озорные стихи Овидия стали ему известны; они противоречили всему, во что он верил, и вызывали неудержимый гнев. В 8 г. н. э. Овидий был сослан в отдаленное поселение Томис на Черном море. Его изгнание было спровоцировано лично императором Августом и, что необычно, не касалось Сената или суда.

Жизнь Овидия в изгнании

Римская фреска, обнаруженная в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Римская фреска, обнаруженная в Помпеях, I в. н. э., хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.

В стихотворении, написанном в изгнании (Тристия 2 ), Овидий описывает причины своего изгнания как «поэма и ошибка». Здесь кроется одна из величайших загадок римской литературы. Хотя поэму можно смело считать подстрекательской "Искусство любви", подробности ошибки полностью спекулятивны. Овидий не дает никакой достоверной информации о том, в чем заключалась его ошибка, и в отсутствие твердых фактов на протяжении столетий возникло множество теорий .

Одна из самых устойчивых идей фокусируется на связи между Овидием и Юлией Старшей , дочерью императора Августа. Юлия была известна своими супружескими изменами, и Сенека даже утверждал, что она играла роль проститутки для собственного сексуального удовлетворения. В первые годы первого века нашей эры Юлия также была изгнана Августом. Официально ее изгнание было связано с ее очевидным участием в заговоре с целью убийства Августа. Но некоторые считали, что истинной причиной была ее предполагаемая сексуальная распущенность.

Овидий среди скифов , Эжен Делакруа , 1862, через Музей Метрополитен
Овидий среди скифов , Эжен Делакруа , 1862, через Музей Метрополитен

Тот факт, что и Овидий, и Юлия были изгнаны в одно и то же время и по схожим причинам, заставил некоторых ученых поверить, что между ними была связь. Возможно, Овидий был лично связан с Юлией, или, может быть, он знал о ней что-то, что унизило бы императорскую семью. В любом случае, Овидий никогда не вернется в Рим. Он провел последнее десятилетие своей жизни в провинциальной глуши вдали от комфорта своего прежнего мира. Он написал ряд писем с раскаянием могущественным друзьям в Риме и даже самому Августу, но ни одно из них не имело успеха. Около 17–18 гг. н. э. Овидий умер в изгнании от неизвестной болезни.

Интересно, что в 2017 году городской совет Рима единогласно проголосовал за отмену указа об изгнании Овидия и за помилование поэта за любые правонарушения. Так, более 2000 лет спустя, Овидий наконец получил публичное помилование за преступление, которое мы, вероятно, никогда не поймем до конца

#древний рим #поэзия #овидий #скандал #ошибка #изгнание #Август #опала #метаморфозы #шедевры