Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Что делает гобелены с единорогами такими завораживающими?

Оглавление

Погрузитесь во все таинственные предания, спорный символизм и завораживающую эстетику знаменитых гобеленов «Охота на единорога», в настоящее время выставленных в Клойстерс Метрополитен-музея.

Крупный план «Единорога, отдыхающего в саду» (из серии «Гобелены с изображением единорогов»), 1495–1505 гг., представлено в MET
Крупный план «Единорога, отдыхающего в саду» (из серии «Гобелены с изображением единорогов»), 1495–1505 гг., представлено в MET

Помимо своих кузенов, гобеленов «Дама и единорог», выставленных в Музее Клюни, гобелены «Охота на единорога» являются одними из самых захватывающих, богатых и сложных произведений истории искусства. Даже их оригинальное изготовление является предметом споров, но историки искусства приходят к выводу, что семь гобеленов, вероятно, были разработаны в Париже и сотканы в Брюсселе около 1495-1505 гг. Эти сложные ткани пережили Французскую революцию, и, за исключением одного гобелена, который сохранился только фрагментами, теперь висят в Клойстере полностью нетронутыми, с веками истории, вплетенными в их нити. Магический сюжет гобеленов, единорог, создает уже таинственный и фантастический контекст. Кроме того, почти все в этих гобеленах намекает на конкретное понимание для историков искусства. Кто сделал гобелены и для кого они изначально предназначались? Имеет ли иконография единорога религиозное или светское значение? Каков порядок событий на гобеленах; какой гобелен идет первым, и как их порядок влияет на изображаемые события? Читайте дальше, чтобы разгадать еще больше тайн и узнать историю, окружающую гобелены с единорогами.

Введение в гобелены «Единорог»: изготовление и материалы

Обратная сторона гобелена «Охотники входят в лес» , 1495-1505, Париж (мультфильм), Южные Нидерланды (тканый) через MET. Это зеркальное отражение гобелена «Охотники входят в лес» на самом деле является его обратной стороной. На нем виден яркий цвет нитей, которые в значительной степени были защищены от солнечных лучей, что дает нам представление о том, как выглядели гобелены в период своего расцвета.
Обратная сторона гобелена «Охотники входят в лес» , 1495-1505, Париж (мультфильм), Южные Нидерланды (тканый) через MET. Это зеркальное отражение гобелена «Охотники входят в лес» на самом деле является его обратной стороной. На нем виден яркий цвет нитей, которые в значительной степени были защищены от солнечных лучей, что дает нам представление о том, как выглядели гобелены в период своего расцвета.

Создание гобеленов «Охота на единорога», как и любого другого набора гобеленов этого периода, нельзя приписать одному художнику, а скорее большой и разнообразной команде мастеров. Во-первых, покровитель гобеленов, скорее всего, был также человеком, который придумал для них концепцию. Историки искусства не знают, кто это был, хотя одним из самых загадочных элементов гобеленов является символ «AE» (E перевернута), и многие ученые предполагают, что эти буквы могут быть инициалами покровителя..

После обсуждения концепции художник набрасывал ее, а затем другой художник завершал ее в виде мультфильма . Мультфильм использовался в качестве образца для ткачей, и его можно было повесить на стену, приклеить сзади или нарисовать на ткацком станке, чтобы гобелен стал точным или зеркальным отображением мультфильма. Историки искусства считают, что гобелены «Единорог» были разработаны в Париже, мультфильм был выполнен в стиле французского средневековья, а само ткачество осуществлялось в Брюсселе, который в то время был крупным центром ткачества

Миниатюрный ткацкий станок для гобелена, используемый Уильямом Моррисом , конец 19 века, Англия, через Музей Виктории и Альберта. Хотя средневековые ткацкие станки были бы намного больше, этот мини-ткацкий станок, используемый Уильямом Моррисом, показывает, как можно было нарисовать рисунок на нитях основы, чтобы ткач мог ссылаться на него в течение всего процесса.
Миниатюрный ткацкий станок для гобелена, используемый Уильямом Моррисом , конец 19 века, Англия, через Музей Виктории и Альберта. Хотя средневековые ткацкие станки были бы намного больше, этот мини-ткацкий станок, используемый Уильямом Моррисом, показывает, как можно было нарисовать рисунок на нитях основы, чтобы ткач мог ссылаться на него в течение всего процесса.

Чтобы подготовиться к фактическому ткачеству гобеленов, шелковые и шерстяные нити окрашивались растительными материалами, чтобы создать потрясающие и яркие цвета, которые мы видим и сегодня. В гобеленах с единорогами нити были окрашены в желтый цвет, красный цвет и синий цвет. Они также содержали золотые и шелковые нити для дополнительной экстравагантности. С золотыми, серебряными и импортными шелковыми нитями стоимость гобеленов резко возросла. Большие деревянные ткацкие станки строились плотниками, и, наконец, высококвалифицированные ткачи собирались вместе, и каждый работал над гобеленом, пока он не был завершен. Гобелены, подобные этому, состоят из вертикальных нитей основы, которые служат основой гобелена, и горизонтальных нитей утка, которые плотно перевязывались или обрезались по мере необходимости новых цветов.

Обратная сторона гобелена
Обратная сторона гобелена

Приобретение и повреждение

Нам невероятно повезло, что все 7 гобеленов почти нетронуты. По крайней мере 50 лет во время и после Французской революции гобелены были утеряны. Они были вновь обнаружены в 1850-х годах в амбаре, и ученые полагают, что именно в этот период гобелены получили наибольший ущерб, включая 5-й гобелен, который сейчас сохранился только фрагментами. После его обнаружения его забрала обратно семья Рошфукальд, которая имеет связь с гобеленами в своих родовых записях. Первое письменное упоминание о существовании гобеленов можно найти в инвентаре семьи 1728 года. В 1920-х годах Джон Д. Рокфеллер приобрел гобелены, а затем в 1930-х годах передал их в дар MET. В июньском номере журнала Burlington Magazine for Connoisseurs за 1935 год Х. К. Марилье рассказывает читателям о щедром пожертвовании Рокфеллера, заявляя: «Это, без сомнения, самый важный комплект гобеленов в Америке».

Почти 100 лет спустя гобелены все еще висят в MET Cloisters, средневековом музее MET. Давайте погрузимся в повествование и символику всех семи гобеленов, которые перечислены в том порядке, в котором они выставлены в Cloisters, хотя даже хронология их не определена.

Охота на единорога

Охотники входят в лес, MET
Охотники входят в лес, MET

История начинается с «Начала охоты», сцены, изображающей охотничью группу, готовую приблизиться к погоне. Охотники несут копья, рога и приводят собак, в частности борзых, для охоты с ними. Кроме того, десятки видов растений покрывают лесную почву, включая деревья, такие как грецкий орех, за которым один охотник стоит и подает сигнал остальной группе следовать за ним. Другие растения, такие как дуб и финиковая пальма, маргаритки и фиалки, украшают сцену. На первом гобелене мы уже можем видеть культовые инициалы «AE», вышитые на сцене пять раз.

После того, как охотники следуют за своим спутником в глубь леса, они натыкаются на фантастически богатую сцену в «Единорог очищает воду» . Единорог становится на колени перед фонтаном и опускает свой рог в воду. Вокруг фонтана и ручья собираются несколько разных животных, чтобы попить. Львы, фазаны, олень, кролики, щеглы, утки и другие, как хищники, так и жертвы, приходят к воде. В этой сцене мы получаем подробное представление о магических способностях единорога . Прежде всего, единорог священен, чист и обладает силой исцеления. Некоторые ученые предполагают, что сбор этих существ обусловлен способностью единорога приносить чувство мира в свое окружение, позволяя всем животным искать освежения, не опасаясь нападения. Другая возможность заключается в том, что очищающие способности единорога используются для очистки токсинов из ручья, привлекая к нему всех существ. Определенные растения, окружающие фонтан и ручей, такие как апельсиновые деревья, шалфей и бархатцы, использовались в медицинских целях для лечения отравлений, что подтверждает эту интерпретацию.

Оба толкования могут объяснить нерешительность охотников, когда они не решаются напасть на единорога, пока он занят. Хотя кто-то может подумать, что это идеальное время для атаки, для средневековых охотников это неподходящий момент. Во-первых, потому что единорог находится в процессе совершения магического или чудесного действия, поэтому было бы неправильно нападать на него сейчас. Во-вторых, потому что в духе охоты эти охотники нападали, когда их добыча начинала убегать, погружаясь в азарт погони. Убить добычу, пока она занята или не подозревает, не требует столько мастерства или силы, но участие в настоящей охоте, когда вы преследуете свою добычу, а затем убиваете ее, достойно восхищения и вознаграждения.

В следующей сцене спокойствие немедленно нарушается звуком охотничьих рогов, выпуском борзых и атакой единорога. «Единорог пересекает ручей» показывает смелую попытку единорога сбежать из своего, казалось бы, безвыходного положения. Десять охотников с копьями окружают и даже ранят единорога, но он продолжает сопротивляться. В центре всего действия растет огромный дуб. Дубы сильны, крепки и выносливы, поэтому в средневековой культуре часто олицетворяют силу, выносливость и верность в любви. Поэтому, даже если единорог кажется подавленным, раненым и в опасности, он победит. Прямо на земле рядом с единорогом растет куст боярышника. Боярышник, который цветет в мае, ассоциировался с Первомаем, или Белтейном , праздником, который празднует начало лета и оживание сада и земли. Белтейн вращается вокруг тем любви, секса, плодородия и роста, которые идеально соответствуют лечебным свойствам боярышника: он полезен для кровеносной системы, кровотока и здоровья сердца. Поэтому, хотя сцена внешне напоминает охоту, она также может символизировать волнение, беспокойство и перспективы ухаживания и новой любви.

Хотя единорог во многих случаях представлен как послушный, миролюбивый и грациозный, именно в четвертом гобелене, «Единорог защищает себя», мы получаем представление о его дикой свирепости. Единорог пинает охотника позади себя, одновременно нанося удар рогом одной из собак. Его лицо, вероятно, искажено гневом и болью, поскольку другая гончая кусает его за ногу, а из раны в боку течет кровь. Выражения лиц охотников, тем временем, варьируются от сосредоточенного волнения до даже скуки. Охотники, непосредственно окружающие единорога, заняты своим видом спорта и выглядят возбужденными от острых ощущений от охоты. В стороне от действия, как и в предыдущем гобелене, другие охотники ведут беседы, кажущиеся равнодушными или незаинтересованными в том, что происходит вокруг них. Однако один охотник трубит в свой рог и дает сигнал группе, что они должны использовать альтернативные методы, если они действительно хотят поймать единорога. В средневековых преданиях единорога нельзя приручить силой охотников, как обычного зверя, его может приручить нечто столь же чистое: девственница.

«Единорог сдается деве», фрагменты гобелена, MET
«Единорог сдается деве», фрагменты гобелена, MET

Фрагментированный гобелен «Единорог сдается девушке» демонстрирует успешность этой тактики. Хотя у нас нет полной картины, мы можем использовать сохранившиеся части, чтобы собрать как можно больше сцены. Во-первых, девушка, которая покорила единорога, почти полностью отсутствует на фрагменте: только ее рука видна на шее единорога в правом нижнем углу. Другая женщина зовет группу в закрытый розарий, чтобы получить свою награду. Закрытый сад был определяющей характеристикой средневековых монастырских садов. Стены или решетки, содержащие растения внутри, символизировали духовную чистоту сада от внешнего мира.

Розы, растущие на шпалерах, окружающих девушку, действительно продвигают тему чистоты домой. Розы больше всего известны своим прекрасным ароматом, заставляющим нас «остановиться и понюхать розы». Средневековые садоводы также знали и ценили это качество, и, кроме того, знали, что если кто-то попытается срезать, раздавить или поместить розу в бутылку, чтобы уловить ее аромат, запах будет потерян. Розы должны оставаться нетронутыми и невредимыми, и таким образом символизировать чистоту, в частности чистоту Девы Марии. Когда мы рассматриваем символизм розы в сочетании с композицией фрагментов, мы можем интерпретировать эту сцену в ее религиозном контексте. Валторниста предыдущей сцены можно рассматривать как ангела Гавриила, возвещающего миру о пришествии Христа через Марию, Благовещение. Мы снова видим его слева от этих фрагментов, и если единорог является символом Христа, а сад и девушка — символом чистой девушки или Марии, возможно, это отсылка к моменту, когда Мария беременеет Христом в этой истории.

Следующая сцена, «Возвращение охотников в замок», изображает несколько событий на одном гобелене. Слева, единорог наконец убит охотниками. Продолжая справа, мертвого единорога накидывают на спину лошади и привозят обратно в замок, где группу приветствуют десятки куртизанок из замка. Некоторые ученые говорят, что пара прямо рядом с лошадью может быть портретами покровителей. Однако возможная настоящая идентичность этих фигур, исторический ландшафт и латинские буквы «AE» и «FE» на гобеленах до сих пор неизвестны историкам искусства. Существует несколько теорий, но ни одна из них не является общепринятой.

Последний гобелен, «Единорог отдыхает в саду», показывает яркий и сложный фон «тысячи цветов» мильфлёр с пойманным единорогом, сидящим в вольере, привязанным к гранатовому дереву. Теперь, если мы рассмотрим предыдущий гобелен, на котором единорог был мертв, но теперь жив, порядок гобеленов может стать запутанным. Многие принимают этот как последний, интерпретируя события охоты как аллегорию на страдания Христа. Рассматривая историю в этой перспективе, предыдущий гобелен был бы фактическим распятием. Этот, таким образом, является воскресением, и если вы посмотрите на тело единорога, вы можете увидеть несколько «ран», которые могут быть ссылкой на раны от гвоздей на руках и ногах Христа, которые остались на его теле как доказательство того, что это действительно он воскрес из мертвых.

Спектр растений на гобелене, в частности, одновременно способствует и расходится с христианской интерпретацией гобеленов. «Раны» на теле единорога на самом деле являются пятнами, оставшимися от сока гранатов на дереве, к которому привязан единорог. Гранаты с их сотнями сочных семян символизируют плодородие. Плодородие, верность и чистота — все эти темы активно упоминаются на протяжении семи гобеленов. Они также являются ценностями, ограниченными средневековым браком, и таким образом мы можем видеть возможность создания гобеленов в качестве свадебного подарка. Благоприятные растения, такие как гранат, были бы признаны и поняты покровителями. Маргаритки, ирисы, лилии, клубника и фиалки — это лишь некоторые из других видов растений, включенных в эту сцену, и каждый из них несет религиозное и/или светское значение. На протяжении всех гобеленов попытка создать пышную, яркую цветочную среду почти точна и ботанически точна, за исключением решения включить в одну сцену любое количество растений, независимо от времени года, в котором они естественно произрастают.

Наследие гобеленов «Единорог»

Гобелены «Охота на единорога», особенно «Единорог отдыхает в саду», являются культовыми и хорошо узнаваемыми многими людьми по сей день. Чистая красота гобеленов делает их особенно любимыми произведениями для показа в популярной культуре исключительно в эстетических целях. Богатство каждого гобелена предоставляет бесконечный простор для воображения, а также, по-видимому, бесконечные способы для историков искусства интерпретировать их исторически и визуально. Возможно, однажды мы, наконец, взломаем код этих знаменитых гобеленов, но в некотором смысле, часть того, что делает эти гобелены такими заманчивыми и интригующими, — это тайна, которая их окружает