Найти в Дзене
Роман Батраханов

Стивен Кинг - Мешок с костями

Ощущение того, что ткань реальности очень тонка. Я думаю, она действительно тонка, совсем как лёд на озере после оттепели, и мы сознательно наполняем нашу жизнь шумом, светом, движением, чтобы скрыть от себя эту особенность окружающего нас мира. «Любой персонаж романа, пусть и идеально выписанный, — мешок с костями». Возможно, идеально и не нужно — дефекты ведь могут обладать собственной притягательностью. Возможно, мы и сами временами ощущаем себя мешком с костями. Но что наверняка, так это то, что наш герой, Майк Нунэн, как и подобается писателю, научил свой разум вести себя неподобающим образом. Но одно дело — научить его выдумывать закрученные сюжеты для коммерчески успешных романов, а другое — самому оказаться в центре повествования книги Кинга. Зияющая одиночеством личная трагедия, творческий кризис в виде психологического барьера, безжизненная смысловая апатия, саморефлексия, тихий городок Тэ-Эр с летней резиденцией «Сара-Хохотушка» возле озера «Тёмный след»… Полной то ли призра
Оглавление
Ощущение того, что ткань реальности очень тонка. Я думаю, она действительно тонка, совсем как лёд на озере после оттепели, и мы сознательно наполняем нашу жизнь шумом, светом, движением, чтобы скрыть от себя эту особенность окружающего нас мира.

Вступление

«Любой персонаж романа, пусть и идеально выписанный, — мешок с костями». Возможно, идеально и не нужно — дефекты ведь могут обладать собственной притягательностью. Возможно, мы и сами временами ощущаем себя мешком с костями.

Но что наверняка, так это то, что наш герой, Майк Нунэн, как и подобается писателю, научил свой разум вести себя неподобающим образом. Но одно дело — научить его выдумывать закрученные сюжеты для коммерчески успешных романов, а другое — самому оказаться в центре повествования книги Кинга.

Зияющая одиночеством личная трагедия, творческий кризис в виде психологического барьера, безжизненная смысловая апатия, саморефлексия, тихий городок Тэ-Эр с летней резиденцией «Сара-Хохотушка» возле озера «Тёмный след»… Полной то ли призраками прошлого, то ли виртуозным безумием самого героя.

P.S. Alan Wake

В процессе прочтения у меня возникло ощущение, что я держу в руках литературный фундамент будущей игры Alan Wake: что происходит, когда история захватывает реальность, а писатель из творца превращается в персонажа собственного, вышедшего из-под контроля романа.

Свет переплетается с тьмой, в мрачной меланхолии высекаются искры событий новой жизни, прошлое невидимой угрозой подползает вплотную к настоящему. Предлагаю погрузиться в эту атмосферу более подробно.

«Bag of bones», 1998; Издательство АСТ, 2022; перевод В.А. Вебера; 640 стр.
«Bag of bones», 1998; Издательство АСТ, 2022; перевод В.А. Вебера; 640 стр.

О сюжете и структуре

Один взгляд в эти глаза, и война закончена без единого выстрела.

Книга достаточно объёмная, события разворачиваются неспешно и с расстановкой — около 2/3 написанного. Оставшаяся часть демонстрирует повышенную динамику и, как говорится, захватывает намертво. Механизм докручивает последние шестерёнки и начинает работать на полную мощность.

Сюжет, условно, можно разделить на 3 пересекающиеся области.

  • Неудавшаяся личная жизнь героя и пошатнувшийся статус писателя. Так как я сам пишу лонгриды — было вдвойне интересно. Самое ценное тут для меня — это попытки сознательно наполнить потускневшую жизнь «шумом, светом и движением». Да, иногда просто хочется покоя и забыть все свои ночные кошмары, но как ещё обрести новый достойный смысл?
  • Судебная система, которая переполняется событиями и вытекает во что-то более личное. Богатенький технократ с НЕСНОСНЫМ характером, его очередная и главная жертва, местные марионетки, вопрос опекунства… Герою предстоит определить свою роль и здесь.
  • Классический архетип «плохого места». Прошлое городка осталось недосказанным и до сих пор раздаётся призрачным эхом в коттедже «Сара-Хохотушка». Кому как не писателю попробовать расставить все точки над i в этой сумеречной истории городка Тэ-Эр? Ведь если мертвецам хватает сил шевелить костями в своих могилах, то, значит, должны существовать серьёзные мотивы.

И всё это можно подвести под один общий знаменатель — жестокий идиотизм нашего мира.

Общие впечатления

Возможно, мы всегда думаем, что теряется самое лучшее... Или то, что могло бы стать лучшим.

Мне очень понравилась тема искренней любви в разрезе хоррора, у Кинга это получилось ненавязчиво, но фундаментально для сюжета. Такое же ощущение у меня было в «Кладбище домашних животных». Круговорот основных событий будто лежит в другой плоскости — страх, кровь, тайны, насилие, зловещая мистика, но человеческое, светлое и искреннее — оно тоже рядом и обладает своей невероятной силой, пусть и может показаться менее заметным.

При этом роман не лишён смысловых полутонов.

Кто-то, может, выделит тему мести. Это не «Кэрри», тут месть не бочка с порохом в ожидании рандомного триггера, а целая история. Среди русскоязычных читателей вряд ли, но на западной стороне тема дискриминации и предрассудков — запросто. «Отель с привидениями» Коллинза тут вообще курит в сторонке, если уж и отдавать готические лавры, то «Мешку с костями». Ну а кому-то будет интереснее всего «писательский дар как проклятие»: как победить творческий кризис и не остаться мешком с костями — в конце книги.

Итог

Ах, молодость! Прошлого для неё ещё не существует.

Отличный роман, который стоит для меня в одном ряду с «Кладбищем домашних животных». Будет настроение — перечитаем. 10/10.

Материал по теме:

Стивен Кинг - После заката (сборник)

Стивен Кинг - Кэрри

Стивен Кинг - Худеющий

Стивен Кинг - Мёртвая зона

Стивен Кинг – Буря столетия

Стивен Кинг - Страна радости

Стивен Кинг - Трилогия Билла Ходжеса (Мистер Мерседес)

Стивен Кинг - Будет кровь (сборник)

Стивен Кинг - Куджо

Стивен Кинг - Сияние

Стивен Кинг - Институт

Стивен Кинг - Бегущий человек

Стивен Кинг - Долгая прогулка

Стивен Кинг - Пляска смерти

Стивен Кинг - Зелёная миля

Стивен Кинг - Кладбище домашних животных

Стивен Кинг - Тьма, - и больше ничего

Любимые книги и фильмы Стивена Кинга (подборка 1950-1980 гг.)