Среди инопланетной расы космических охотников Яутжа царят свои жестокие порядки, здесь нет места для слабых. Дек, самый младший в своём клане, считается именно таким. Чтобы доказать всем, что он достоин быть частью клана, Дек решает отправиться на поиски загадочного Калиска - монстра, которого ещё никому не удалось одолеть в бою....
И так, краткий исторический экскурс для тех, кто уже позабыл. В 1987 вышел «Хищник» - один из лучших фильмов 80-ых, культовый мемный боевик, подаривший нам одну из лучших ролей Арнольда Шварценеггера, а заодно породивший целую научно-фантастическую франшизу. Если бы не второй «Терминатор» - то история пошла бы совсем в ином направлении, ведь Арнольду пришлось выбирать между двумя сиквелами. Космические охотники утратили главный магнит для кассовых сборов и тут же скатились в фантастику категории B, раз в десять лет пытаясь вернуть себе былое величие и с каждым разом становясь всё хуже. Было, правда, исключение в виде дилогии «Чужой против Хищника», но о ней в приличном обществе даже говорить не принято. Когда в 2019 году активы кинокомпании Fox перешли в юрисдикцию Disney, фанаты распереживались. А как иначе - «мышиный дом» известен своей толерантностью и ориентируется на максимально широкую аудиторию - их основное кредо, считай, для всей семьи. А как для всей семьи сделаешь фильм, в котором у людей отрывают головы вместе с позвоночником?
Однако не успели мы моргнуть, как под руководством режиссёра Дэна Трахтенберга уже увидели свет целых три (за три года!) проекта про Хищников. Вышедшая прямиком на видеосервисе Hulu «Добыча» хоть и была пропитана «повесточкой», но наконец-то предлагала хоть что-то новое, в отличии от прошлых фильмов, в которых из одного в другой кочевали шутки, прибаутки, музыкальная тема и прочие заданные первым фильмом узнаваемые атрибуты. Анимационный «Хищник: Убийца убийц» смотрелся безумно увлекательно, но его формат уж больно развязывал руки - в фантастическом анимационном фильме предлагаемые события смотрелись слишком фантастически. Было похоже, что Трахтенбергу дали карт-бланш на развитие франшизы, но все восторги на этот счёт утихли, едва появился трейлер нового фильма. Фанаты сетовали на более человекоподобный облик Хищника, но на самом деле проблема была в другом. Все кадры указывали на то, что Трахтенберг разменял оригинальный фантастический триллер на очередной безликий блокбастер.
Давайте разбираться, действительно ли вышло так. По сюжету главный герой - Дек, щегол по меркам Хищников, но отнюдь не безнадёжный - когда-то он потерял в бою клык, чем спас жизнь брата. Впрочем, подобные сантименты отнюдь не приемлемы для вожака клана, который мыслит исключительно теми же категориями, что и отец другого охотника - который Крейвен. Визуальный референс на «Конана-варвара» по идее должен настраивать на серьёзную историю в духе «как закалялась сталь», но закадровый конфликт отцов и детей не чувствуется ввиду того, что батя с порога предлагает его решать самым радикальным способом. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе» - фраза, которую Яутжа не ведают, поэтому главного героя отправляют навстречу неистребимому противнику.
Чем дальше, тем сильнее фильм будет напоминать такое богомерзкий опус как «Веном: Последний танец», в котором тоже при не самом великом бюджете нарисовали уйму красивой компьютерной дичи. Понятно, что тягаться с третьим «Аватаром» на Оскаре ему не дадут, но всё равно стоит отметить, что местами графика выполнена действительно очень здорово. Причём, зачастую именно невиданные зверушки вроде лунного клеща нарисованы куда качественнее, чем главный герой. Впрочем, надо отдать должное умельцам из студии Weta - интегрировав в единое целое записанную с помощью технологии захвата движения актёрскую игру Димитриуса Шустер-Колоаматанги и вечно возмущённую физиономию Яутжа, они смогли создать действительно убедительного персонажа. Впрочем, это не впервой, когда нарисованные герои играют лучше живых. Эль Фаннинг, за последние годы сильно перегнавшая в популярности свою некогда звёздную сестру, оставляет желать лучшего. В злодейской ипостаси за неё большую часть работы делает грим, а в геройской её натужное комикование переварить будет сложновато, так что понять раздражение Дека вполне можно.
Вместо того, чтобы взять классический арсенал Яутжа, Трахтенберг опять напридумывал кучу разных невиданных ранее примочек с лазерами и RGB-подсветкой. Смысл? Его новый фильм вообще что-то новое для восприятия, хотя дело тут отнюдь не в том, что на экране мы не увидим ни одного человека (только монстры да андроиды). В одном из интервью режиссёр обмолвился, что хотел бы увидеть полноценный приключенческий экшен от третьего лица с открытым миром, в котором можно было бы играть за Хищника (игроделам - на заметку). Кроме этого упоминал в качестве источника вдохновения Shadow of Colossus и Half-Life 2. И вот тут как раз понимаешь, что несмотря на явные ориентиры из классики, его фильм очень похож именно на видеоигру. Судите сами - уже вступительная сцена с пищевой цепочкой на Яутжа Прайм настраивает на будущий гринд от малых боссов до больших. Его шествие по планете Дженна (или правильнее сказать - Геенна?) с попутным крафтом зелий и орудий вполне укладывается в типичные квесты. А грандиозный финал, в котором Хищник и его друзья дают прикурить зловещей корпорации Weyland-Yutani, подобен обязательному прологу перед большим боссом, в котором сперва нужно изрядно попотеть в истреблении ботов. Может быть это не так сильно бросалось в глаза, если бы не антураж, клише и компьютерная графика.
Искусственность происходящего сильнее всего ощущается благодаря слабому сценарию, в котором слишком сильно выпирают заимствования, а собственная драматургия дико неуклюжа и топорна. Всё, что написано про «сестринство» Тии и Тессы, можно было смело вычеркнуть. Вообще очень жаль, что Трахтенберг отказался от первоначальной идеи снимать фильм полностью про Хищника ввиду того, что подобный подход показался ему слишком мрачным (ему или Disney?). Тут, как ни странно, прослеживается странная тенденция этой франшизы ни к селу ни к городу вписывать женских персонажей (причём с самой первой части). Так вышло и на сей раз - вроде бы Тия по сюжету очень даже нужна, но её драматическая составляющая оказывается совершенно ненужной. Между прочим, её взаимодействие с Деком вполне себе тянет на аллюзию на абьюзивные отношения - сначала ты думаешь, что используешь женщину, а оказывается, что женщина использовала тебя. В любом случае, этот странный дуэт, в котором одна сломлена физически, а другой - морально, лишь выглядит ново - драматургия взаимодействия между этими персонажами, как уже говорилось, слаба.
Трахтенберг задумывал новую серию держа в голове мысль, что лучших охотников во вселенной в каждой серии благополучно убивают обычные люди. Возможно ему всё-таки стоило остановиться на идее отправить Хищника сражаться против нацистов во времена Второй мировой войны. Но увы, вместо того, чтобы разработать полноценную историю в новом сеттинге, он ограничился эффектными зарисовками в антологии «Хищник: Убийца убийц», а сам выбрал более дорогой-богатый формат - с межпланетными перелётами, и кучей пришельцев и андроидов, которых не зазорно пустить на фарш. Уж сколько раз твердили миру - большие бюджеты быстро развращают. Позволить Трахтенбергу отправиться в космос без всяких запретов оказалось ошибкой. Его же «Добыча» смотрелась интереснее, поскольку перед тем, как выйти на победную финишную прямую, главная героиня импровизировала и приспосабливалась, стараясь понять врага. В «Планете смерти» этого почти нет, короткий монтаж лишь покажет, что Хищник не просто так набивал шишки и проливал кровь ранее, но это всё опять же - ради безупречной финишной прямой, в которой полноценного противостояния не чувствуется.
Забавно, что в итоге Трахтенберг остановился на воплощении концепции «Хищник и его друзья», которая всецело закрывает вопрос для Disney, как лютого убийцу сделать главным героем. «На лицо узасные, добрые внутри» теперь даже не такие уж и ужасные, больше напоминая зверушек из творчества Хаяо Миядзаки. Забавно то, что эти усилия по «одомашниванию» не дали эффекта. В своё время «Чужой против Хищника» активно критиковали за детский рейтинг PG - 13, и вот история повторяется. С одной стороны, за неимением людей, Хищник неистово расчленяет окружающую флору и фауну, сделанную с помощью компьютера - по логике рейтинговой системы, это не жестокость. С другой стороны, новый «Хищник» прекрасно стартовал в прокате, но очень быстро сборы просели, поэтому все песни про то, что это самый кассовый фильм, так и остаются сказками - если пересчитать кассу первого «Хищника» с учётом инфляции, он обгоняет новую серию на целую сотню миллионов. Так что попытки привлечь новую аудиторию старыми методами к успеху не привели - забавно при этом, что более дешёвый в производстве «Чужой: Ромул» снятый без каких-либо щадящих режим оказался гораздо успешнее. Ключевая ошибка Трахтенберга таится как раз в том, что он преждевременно полез на стезю блокбастера, а получилось так, что никому, кроме фанатов франшизы, это кино оказалось ненужно.
Как стоило поступить? Пересобирать формулу в рамках тех бюджетов, в каких франшиза существовала предыдущие четыре десятилетия. Почему и упоминалось выше, что не стоит выдумывать новый арсенал. Сделать упор на погружение. Первый фильм франшизы до сих пор смотрится с интересом благодаря тому, что в нём война от «кто кого перестреляет» в итоге эволюционирует в «кто кого передумает». В «Планете смерти» этого практически нет. Зато есть кучерявые сцены в slow-motion, да натужный юмор. Право же, внезапные ассоциации с фильмом Терренса Малика, а тем более с «Чужой против Хищника: Реквием» (по сюжету Дек обретает понимание, что значит быть Волком) получаются смешнее нежели сознательные попытки авторов уйти в юмор. И вроде бы не сказать, что это плохо - средней руки фантастический боевичок на вечер, от которого не словишь лютого раздражения, а местами даже можно кекнуть. Но в то же время фильм получился по многим статьям вторичный, при кажущейся новизне, и совершенно проходной. Похоже, что франшиза начала задыхаться на открывшемся втором дыхании. Стремление Трахтенберга в каждом новом проекте делать что-то новое - одобряемо, но эта новизна уже компенсируется не лучшим способом. Посмотрим, рискнут ли Disney запустить ещё один фильм после слабой кассы «Планеты смерти». Чужим шанс дали.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!