Как известно из первого «Терминатора», кровавые и драматические события 1984 года будущее не изменили. Будущий спаситель человечества успешно родился. Юный Джон Коннор наслышан о своей участи, однако вовсе на неё не претендует, поскольку его мать заперли в психиатрической лечебнице – и рассказы о восстании машин для него всего лишь бред сумасшедшего. Ровно до того момента, пока будущее не коснётся его в лице сразу двух неуязвимых киборгов, посланных из будущего, соответственно, от Сопротивления и Скайнет.
Обычный день, толпа машин, едущих по своим делам, беспечно играющие дети... Эти кадры сопровождаются тяжёлыми скрипичными аккордами, словно предвещающими беду, а затем яркая вспышка, время как будто замедляется и… резкий провал в тишину, а в кадре - мертвец за рулём покорёженного автомобиля, возможно один из тех, кого показали в первых кадрах. Всё. Цивилизация исчезла. Наступил Апокалипсис. Уже только эти первые кадры, эти первые полминуты производят неизгладимое впечатление, которое чем дальше будут развиваться события, тем сильнее будет становится. Ведь сразу за началом нам покажут постапокалиптическую войну и поведают завязку истории, в которой решающее сражение произойдёт в наши дни.
Джеймс Кэмерон, после "Терминатора" закрепивший свой творческий успех выдающимися лентами "Чужие" и "Бездна", вернулся к истории киборга, для которой у него остались новые идеи, а также разнообразные технические задумки. И если первый "Терминатор" удивлял великолепно поставленными комбинированными съёмками, необычной картиной будущего, а также истинным обликом Т-800, то во втором ко всему этому прибавились сложный грим, масса впечатляющих своим постановочным размахом трюков, и, конечно же, перевоплощения киборга Т-1000.
Сыгравший его Роберт Патрик, подобно Арнольду Шварценеггеру, тоже сумел найти удачную манеру исполнения - как по конструкции, так и в психологическом (если конечно можно данный термин употребить в отношении машины) плане он более пластичен в отличие от Т-800, но есть в его поведении что-то такое, что регулярно напоминает нам о том, что это не человек.
Вообще Кэмерон в этом фильме дал такой разгул экшн-сценам, что после этого фильма изумлять зрителя было попросту нечем - как показал "Терминатор 3: Восстание машин". Он, кажется, намеренно выкидывал на экран один за другим козыри, поскольку в его оригинальной задумке фильм заканчивался полным предотвращением мрачного будущего.
Вот, например, то, как в фильме появляется герой Арнольда Шварценеггера. Джеймс его представил зрителю с самой настоящей фанатской любовью - и сразу же загубил интригу (которая была в оригинале) кто и зачем прибыл из будущего. Просто, когда Терминатор выходит из бара под музыку "Bad to the bone" (эта сцена стала поистине хрестоматийной и всячески цитировалась в сотне других фильмов) - понимаешь, вот он, наш хороший парень. И это чисто для тех, кто родился в 21 веке – в конце 80-ых в Америке в прессе был широко распиарен тот факт, что «Арнольд вернётся» только будучи «хорошим терминатором». Ибо кассовый успех «Близнецов» и спешно нарастающий культ личности способствовали этому.
И можно бесконечно перечислять другие сцены, которые производят такой потрясающий эффект - рукопашная схватка киборгов на сталелитейном заводе, вылазка героев в лабораторию Кибердайн, погоня на шоссе, заканчивающаяся умопомрачительным трюком с опрокидыванием цистерны. Но самое сильное впечатление производят сцена Судного дня (особо хорошо её можно прочувствовать на большом экране, благо фильм уже дважды перевыпускали в кинотеатрах в повторный прокат) и финальная сцена прощания с Т-800, над которой было пролито немало слёз.
Оставив сцены постапокалипсиса для завязки, а различные нюансы с киборгами - как хорошие сюжетные двигатели, Джеймс Кэмерон акцентировал внимание на столь важной теме, как ценность человеческой жизни. Позднее её многие интерпретировали уже комически неверно (например, в сериале "Терминатор: Хроники Сары Коннор" где для очередной серии зачином служило спасение будущей правой/левой/пятой/седьмой руки Коннора). В определённый момент сюжет, формально повторяющий первого «Терминатора», берёт уклон в другую сторону – персонажи не просто пытаются в настоящем сохранить баланс будущего, а предпринимают попытку его изменить. Ради шанса обмануть судьбу для одного из персонажей кажется уместным поставить на карту человеческую жизнь. Через своих персонажей Джеймс Кэмерон размышляет о фатальной тяге человечеству к самоистреблению, о том, что делает человека человеком. Наконец, он задаётся вопросом о том, а может ли машина заменить человека? Ведь правильно запрограммированный робот вполне может оказаться лучше некоторых представителей человечества вместе с их слабостями.
Сара Коннор вновь проходит духовную трансформацию. Идея отнять жизнь меняет человека, который в такой момент сам становится похож на неостановимую и бесчувственную машину (сцена тонко подчёркнута музыкальным сопровождением Брэда Фиделя). Вообще это один из тех редких фильмов, который очень живо пробуждает в зрителе гуманность – для фильма, где многие люди становятся случайными жертвами в поединке двух киборгов, это выглядит довольно необычно.
Открытый финал этой истории действительно давал надежду. Жаль, что для продюсеров он в первую очередь дал надежду на продолжение, потому что, если не считать короткометражного фильма для 3D аттракциона, всё, что выходило позже - не то, что не было лучше - даже чуть-чуть не могло повторить успех фильмов Кэмерона. Как в творческом, так и в коммерческом плане.
А "Терминатор 2: Судный день" стал успешным до такой степени, что его стали называть одним из лучших сиквелов в истории кино, да и вообще он в сознании людей закрепился прочнее, чем первый фильм, ведь опробованная там схема постоянного преследования здесь приобрела уже впечатляющие масштабы, а реализована была с самыми невероятными трюками - а публика это любит. Да и образ Шварценеггера, который отныне был на стороне добра, прочно закрепился в сознании именно как положительный персонаж (ведь согласитесь, при просмотре фильма не возникает мысль о том, что там, в 2029 году, с Т-800 воюют), несмотря на то, что по начальной задумке он был злодеем.
Так что именно после этого фильма для Арнольда наступило его самое кассовое десятилетие (если судить по его гонорарам за роли в 90-ых). А что касается продолжений - ничто не мешает пересматривать для души только первые два фильма. С остальными можно ознакомится единожды "для галочки". Потому что двумя сериями «Терминатора» Джеймс Кэмерон создал эталонные фантастические боевики. Тяжело правда согласиться с мнением большинства, что «Судный день» получился лучше первого «Терминатора». Безусловно, его достоинства как преисполненного спецэффектами зрелища заслуживают высокой похвалы. Но есть, как говорится, нюанс.
Права на продолжение «Терминатора» перешли к владельцам Carolco, до этого развивавшим серию «Рэмбо». Обстоятельства сложились так, что производство «Судного дня» осуществлялось в большой спешке. Поскольку все были уверены в успехе сиквела, Кэмерона в бюджете никто не стеснял. Но сжатые сроки всё-таки оказали своё влияние на творческий процесс. К сценарию можно задать очень много вопросов относительно логики некоторых моментов, в том числе – и связи с событиями первого фильма. Бонусом к этому являются и многочисленные «киноляпы», сильно бросающиеся в глаза. Один из них Кэмерон даже распорядился подкорректировать цифровым образом к повторному релизу 2017 года. Поэтому несмотря на всю изобретательность, сиквел «Терминатора» немного проигрывает оригиналу в целостности. Рекомендации тут бессмысленны – если вы взялись за «Терминатора», то сиквел посмотрите непременно.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.