1719 год, Северная Америка. Девушка по имени Нару из племени команчей хочет стать охотницей, хотя дело это совсем не женское, как считают соплеменники. Она нападает на след таинственного хищника, который зашёл на местную территорию. Нару понятия не имеет, что столкнулась с пришельцем расы Яутжа, у которых охота - смысл жизни.
Историям про Чужих и Хищников категорически не везёт. Особенно Хищникам. Франшиза про «Чужих» всегда опиралась на философские начала первой части, видоизменялась, но оставалась поживучее историй про Яутжа. Возможно благодаря тому, что её отец, Ридли Скотт, на старости лет взялся за реанимацию серии и расширение мифологии – но после двух признанных неудачными попыток как-то поубавил пыл.
В случае с «Хищниками» всё вышло как-то прискорбнее – вместе с утратой Шварценеггера, который вместо сиквела «Хищника» выбрал сиквел «Терминатора», франшиза быстро потеряла ориентиры, словно не зная, чем пугать или изумлять зрителя. Главное же, что у авторов не было никакого резона вкладываться в создание новых историй. Хотя фандом «ЧПХ» за прошедшие годы стал невероятно богат лором, ответвлениями и произведениями, истории про охотников Яутжа не спешили окупаться в прокате.
Глядя на их качество – неудивительно. «Хищник 2» был занятно придуман, но как-то совершенно по-дурацки воплощён, оба «ЧПХ» нынче воспринимаются как недоразумение, «Хищники» оказались тотальной калькой с первой серии. «Хищник» Шейна Блэка вообще оказался какой-то идиотской фантазией с синдромом гигантомании.
В общем, когда внезапно объявили, что съёмки очередной части приключений охотников-растаманов уже ведутся, а фильм выйдет исключительно на видеосервисе Hulu – с одной стороны это было неожиданно, с другой – а чего ещё стоило ждать после череды кассовых провалов?
На первый взгляд это производит впечатление того, что фильм можно было ставить в один с ряд с какими-нибудь «Вой 3» или «Дети кукурузы 6», которые снимали исключительно за копейки для распространения на видео, в лучшем случае – с прокатом в странах третьего мира. Надо ещё учитывать, что мир ещё сотрясался от последствий пандемии, а завлекать народ в кинотеатры становилось всё накладнее.
В общем, «Добыча» как-то без особой рекламы внезапно стала звучать везде за пару недель после премьеры, сорвала стоячие овации после показа на первом постпандемийном фестивале ComicCon, и была единодушно окрещена критиками «лучшим фильмов во франшизе после первой части». Сильное, но правдивое заявление. Чисто на первый взгляд, потому что побить успех шедевральной первой серии – едва ли удастся в сиквеле, не всем же быть Кэмеронами.
1719 год на дворе, племя команчей. Нет, фильм не украл идею у короткометражки «Predator: Warrior», которая была снята косплеерами в 2019 – концепцию Эйсон и Трахтенберг разрабатывали ещё с 2016 года – и при просмотре это заметно. Юная целительница Нару, подобно Мулан, топит за равноправие – и корабль Хищников в небесах оказывается отличным знаком для того, чтобы начать борьбу за своё место в племени.
Подобно Хищнику в камуфляже, который нередко подтрунивал над своими жертвами, играясь с ними перед тем как убить, режиссёр Дэн Трахтенберг, снявший необычное продолжение «Монстро», умело одурачивает зрителя. Потому что подобно главным героям, которые ещё не в курсе, с чем имеют дело, зритель напрягается, всматривается, ужасается – но всё время не отступает это параноидальное чувство, что что-то не так.
Смотрится фильм очень увлекательно, шокирующего эффекта не производит, но подчас выдаёт очень солидные моменты, заставляющие въедливо следить за происходящим на экране. Однако лишь после просмотра этого достаточно эффектного зрелища, начинаешь задаваться вопросами.
Во-первых – несмотря на то, что Hulu продублировали фильм целиком на язык команчей, этнически правильные актёры остаются лишь актёрами. Старания команды художников остаются лишь стараниями – трудно сказать, кто в этом виноват, но представленное в фильме племя – остаётся лишь труппой разукрашенных актёров, нет здесь той глубины погружения, которая присутствовала в таких великих фильмах как «Танцующий с волками» или «Мертвец».
Нет и какой-либо искусной стилизации – разношёрстный актёрский состав недавнего «Варяга» стараниями постановщика прекрасно воплощал в себе викингов. В случае с «Добычей» важную роль играет ещё и главный лейтмотив, который слабовато вписывается в контекст происходящего. Если брать «Апокалипсис» Мэла Гибсона, с которым многие критики сравнивают «Добычу» - там слабый и раненный герой оказывал отпор обидчикам гораздо реалистичнее и убедительнее.
Главная героиня «Добычи» вроде позиционируется как неопытная, но полная надежд, в нужные моменты являет чудеса акробатической ловкости аля Жорж Сент-Пьер. Нет, спору нет, по части «Как хрупкая женщина может противостоять накаченному Хищнику», а заодно и сердитым белым мужчинам – тут к Трахтенбергу никаких претензий, тем и хорош его фильм, что этот вопрос он закрывает очень изящно.
Другое дело, что для целительницы у Нару слишком лихие рефлексы – в противостоянии с соплеменниками те, в конечном итоге, берут её не силой, а хитростью – а если ещё точнее то подлостью. Наконец, вспоминая тот выдающийся эпизод битвы с остатками французских захватчиков, на ум приходит ещё одна ассоциация. Со своим томагавком героиня управляется с той же ловкостью, с какой Капитан Америка ловит свой щит, а ещё лучше – с какой Тор ловит молот.
Если вспомнить первого «Хищника» - Датч перепробовал против своего врага абсолютно всё, чтобы в итоге одолеть инопланетного громилу смекалкой. Нару, которая проявляет чудеса ума и сообразительности, так же пускает в ход все возможные средства, с той разницей, что преуспевает по нанесению ущерба гораздо больше, нежели Датч, а в ответ получает гораздо меньше.
И здесь хочется уже высказывать претензии к хореографам. Хотя неизвестно, кто конкретно продумывал детали сражений, сценарист ли, режиссёр или хореографы – но вся эта команда по итогу даже перестаралась. Почему? Вот взять сцену засады на Хищника – идеально. Хищник действует по обстоятельствам, демонстрируя свою силу и умения. Динамика просто бешеная.
В финальной же схватке каждый удар попадает в цель, и в этом теряется реализм и спонтанность настоящей боевой ситуации. Опять же – вспоминая первого Хищника – Датч уже знатно пригорал от того, что очередная военная хитрость не оказывает на противника должного эффекта. У Нару бой идёт как по маслу. Это смотрится невероятно круто и атмосферно – но здесь авторы явно увлеклись.
В общем, по началу действительно кажется, что это лучший сиквел – но по итогу после просмотра как-то остываешь и начинаются занудства. Фильм стоит похвалить за толковые спецэффекты, в кои-то веки бодрого Хищника (доселе они либо были компьютерными, либо слишком имели оттенок людей в резиновых костюмах), шикарную хореографию боевых эпизодов и брутальность.
А поругать – за то, что в погоне за зрелищностью и динамикой Трахтенберг и компания как-то забыли о том, что стоит придерживаться какого-то реализма. Ну и желание вписаться в тренды с борьбой женщины за свои права. Не к лицу это «Хищнику». В первом фильме персонажа Анны навязала студия (а нужна она там была примерно как пятая нога), в продолжениях обязательно приставляли к главному герою какую-нибудь женщину с задатками бой-бабы. Да мы-то не против.
Но как нельзя объяснить, почему в «Танцующем с волками» индейцы, а в «Добыче» - актёры в костюмах индейцев, так и не объяснишь, почему Рипли и Сару Коннор мы полюбили, а Нару – забудем. Попытка-то в целом хорошая, но погоня за трендами и зрелищностью авторов подвела. Радует хотя бы, что фильм вышел достаточно самобытным – без эксплуатации музыкальной темы Алана Сильвестри, и единственная повторяющаяся цитата здесь действительно выглядит как подмигивание зрителю, а не тупой самоповтор. Может быть всё написанное слишком походит на брюзжание консерватора, которого достали все эти MeToo и BLM, но давайте по-честному – фильм на этой почве ничего нового не принёс. Так что смысла в этом оказалось немного.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.