Найти тему
Фильманьяк

Добыча (2022) - бодрая попытка реабилитировать «Хищника», снятая с оглядкой на повесточку

Добро пожаловать в те времена, когда всё двуногое отличалось феноменальной реакцией - и феноменальной тупостью.
Добро пожаловать в те времена, когда всё двуногое отличалось феноменальной реакцией - и феноменальной тупостью.
1719 год, Северная Америка. Девушка по имени Нару из племени команчей хочет стать охотницей, хотя дело это совсем не женское, как считают соплеменники. Она нападает на след таинственного хищника, который зашёл на местную территорию. Нару понятия не имеет, что столкнулась с пришельцем расы Яутжа, у которых охота - смысл жизни.
В культуре Яутжа охота и честь идут рука об руку. Устав потрошить змей, волков да людей, Хищник снисходительно начинает давать противникам фору, в упор игнорируя их ловушки. Чисто ради того, чтобы можно было показать соплеменникам шрамы в доказательство того, что на Земле охотник якобы встретил очень достойных соперников.
В культуре Яутжа охота и честь идут рука об руку. Устав потрошить змей, волков да людей, Хищник снисходительно начинает давать противникам фору, в упор игнорируя их ловушки. Чисто ради того, чтобы можно было показать соплеменникам шрамы в доказательство того, что на Земле охотник якобы встретил очень достойных соперников.

Историям про Чужих и Хищников категорически не везёт. Особенно Хищникам. Франшиза про «Чужих» всегда опиралась на философские начала первой части, видоизменялась, но оставалась поживучее историй про Яутжа. Возможно благодаря тому, что её отец, Ридли Скотт, на старости лет взялся за реанимацию серии и расширение мифологии – но после двух признанных неудачными попыток как-то поубавил пыл.

Бюджет фильма примерно тот же, что был у предыдущей серии до того, как начались пересъёмки, которые привели к его раздуванию. Поэтому качество животных тут не как в «Выжившем», а как в «Кокаиновом медведе»
Бюджет фильма примерно тот же, что был у предыдущей серии до того, как начались пересъёмки, которые привели к его раздуванию. Поэтому качество животных тут не как в «Выжившем», а как в «Кокаиновом медведе»

В случае с «Хищниками» всё вышло как-то прискорбнее – вместе с утратой Шварценеггера, который вместо сиквела «Хищника» выбрал сиквел «Терминатора», франшиза быстро потеряла ориентиры, словно не зная, чем пугать или изумлять зрителя. Главное же, что у авторов не было никакого резона вкладываться в создание новых историй. Хотя фандом «ЧПХ» за прошедшие годы стал невероятно богат лором, ответвлениями и произведениями, истории про охотников Яутжа не спешили окупаться в прокате.

Местное знахарство - примерно как крафт зелья в RPG-игре. Хочешь - восстанови ХП, хочешь - сбей температуру.
Местное знахарство - примерно как крафт зелья в RPG-игре. Хочешь - восстанови ХП, хочешь - сбей температуру.

Глядя на их качество – неудивительно. «Хищник 2» был занятно придуман, но как-то совершенно по-дурацки воплощён, оба «ЧПХ» нынче воспринимаются как недоразумение, «Хищники» оказались тотальной калькой с первой серии. «Хищник» Шейна Блэка вообще оказался какой-то идиотской фантазией с синдромом гигантомании.

Самые большие претензии к логике - охота на львицу. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что это точно не так делается.
Самые большие претензии к логике - охота на львицу. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что это точно не так делается.

В общем, когда внезапно объявили, что съёмки очередной части приключений охотников-растаманов уже ведутся, а фильм выйдет исключительно на видеосервисе Hulu – с одной стороны это было неожиданно, с другой – а чего ещё стоило ждать после череды кассовых провалов?

Всё смешалось, люди, кони, то есть бизоны. Хронологически и географически команчи, бизоны и трапперы существовали в разных местах.
Всё смешалось, люди, кони, то есть бизоны. Хронологически и географически команчи, бизоны и трапперы существовали в разных местах.

На первый взгляд это производит впечатление того, что фильм можно было ставить в один с ряд с какими-нибудь «Вой 3» или «Дети кукурузы 6», которые снимали исключительно за копейки для распространения на видео, в лучшем случае – с прокатом в странах третьего мира. Надо ещё учитывать, что мир ещё сотрясался от последствий пандемии, а завлекать народ в кинотеатры становилось всё накладнее.

Лизе Бричкиной стоило читать Фенимора Купера. А если серьёзно - что мешало Нару просто развернуться и влезть на твёрдую почву, с которой она упала в болото?
Лизе Бричкиной стоило читать Фенимора Купера. А если серьёзно - что мешало Нару просто развернуться и влезть на твёрдую почву, с которой она упала в болото?

В общем, «Добыча» как-то без особой рекламы внезапно стала звучать везде за пару недель после премьеры, сорвала стоячие овации после показа на первом постпандемийном фестивале ComicCon, и была единодушно окрещена критиками «лучшим фильмов во франшизе после первой части». Сильное, но правдивое заявление. Чисто на первый взгляд, потому что побить успех шедевральной первой серии – едва ли удастся в сиквеле, не всем же быть Кэмеронами.

Определённо стоит записать в лайфхаки - если на вас напал медведь, спрячьтесь в бобровой плотине.
Определённо стоит записать в лайфхаки - если на вас напал медведь, спрячьтесь в бобровой плотине.

1719 год на дворе, племя команчей. Нет, фильм не украл идею у короткометражки «Predator: Warrior», которая была снята косплеерами в 2019 – концепцию Эйсон и Трахтенберг разрабатывали ещё с 2016 года – и при просмотре это заметно. Юная целительница Нару, подобно Мулан, топит за равноправие – и корабль Хищников в небесах оказывается отличным знаком для того, чтобы начать борьбу за своё место в племени.

Зрелищный трюк с нанесением Хищнику серьёзного ущерба как-то совершенно непостижим с точки зрения физики. Либо копьё было так хорошо наточено.
Зрелищный трюк с нанесением Хищнику серьёзного ущерба как-то совершенно непостижим с точки зрения физики. Либо копьё было так хорошо наточено.

Подобно Хищнику в камуфляже, который нередко подтрунивал над своими жертвами, играясь с ними перед тем как убить, режиссёр Дэн Трахтенберг, снявший необычное продолжение «Монстро», умело одурачивает зрителя. Потому что подобно главным героям, которые ещё не в курсе, с чем имеют дело, зритель напрягается, всматривается, ужасается – но всё время не отступает это параноидальное чувство, что что-то не так.

Однажды Танос дал мудрый совет Богу грома - надо целиться в голову. Французы принципиально стараются стрелять в бронированные места Хищника, несмотря на то, что дистанция позволяет ему прострелить, к примеру, коленную чашечку.
Однажды Танос дал мудрый совет Богу грома - надо целиться в голову. Французы принципиально стараются стрелять в бронированные места Хищника, несмотря на то, что дистанция позволяет ему прострелить, к примеру, коленную чашечку.

Смотрится фильм очень увлекательно, шокирующего эффекта не производит, но подчас выдаёт очень солидные моменты, заставляющие въедливо следить за происходящим на экране. Однако лишь после просмотра этого достаточно эффектного зрелища, начинаешь задаваться вопросами.

Единственная носительница аутентичности - актриса, сыгравшая в «Мертвеце» подругу Никто.
Единственная носительница аутентичности - актриса, сыгравшая в «Мертвеце» подругу Никто.

Во-первых – несмотря на то, что Hulu продублировали фильм целиком на язык команчей, этнически правильные актёры остаются лишь актёрами. Старания команды художников остаются лишь стараниями – трудно сказать, кто в этом виноват, но представленное в фильме племя – остаётся лишь труппой разукрашенных актёров, нет здесь той глубины погружения, которая присутствовала в таких великих фильмах как «Танцующий с волками» или «Мертвец».

Чего-то удивительного в везении главной героини нет. Пока её соплеменники соревнуются в легкомысленности и тупости, Нару наблюдает, учится, тренируется. Не зря же Турбо в третьем «Неоспоримом» говорил - Импровизируй. Приспосабливайся. Побеждай.
Чего-то удивительного в везении главной героини нет. Пока её соплеменники соревнуются в легкомысленности и тупости, Нару наблюдает, учится, тренируется. Не зря же Турбо в третьем «Неоспоримом» говорил - Импровизируй. Приспосабливайся. Побеждай.

Нет и какой-либо искусной стилизации – разношёрстный актёрский состав недавнего «Варяга» стараниями постановщика прекрасно воплощал в себе викингов. В случае с «Добычей» важную роль играет ещё и главный лейтмотив, который слабовато вписывается в контекст происходящего. Если брать «Апокалипсис» Мэла Гибсона, с которым многие критики сравнивают «Добычу» - там слабый и раненный герой оказывал отпор обидчикам гораздо реалистичнее и убедительнее.

Франшиза про Хищников всегда отличалась особой кровожадностью. Сейчас уже трудновато вспомнить бесчинства прошлых серий, но в «Добыче» руки, ноги, головы летят, одного вообще на фарш пускают, а сам Хищник зрелищно умывается кровью.
Франшиза про Хищников всегда отличалась особой кровожадностью. Сейчас уже трудновато вспомнить бесчинства прошлых серий, но в «Добыче» руки, ноги, головы летят, одного вообще на фарш пускают, а сам Хищник зрелищно умывается кровью.

Главная героиня «Добычи» вроде позиционируется как неопытная, но полная надежд, в нужные моменты являет чудеса акробатической ловкости аля Жорж Сент-Пьер. Нет, спору нет, по части «Как хрупкая женщина может противостоять накаченному Хищнику», а заодно и сердитым белым мужчинам – тут к Трахтенбергу никаких претензий, тем и хорош его фильм, что этот вопрос он закрывает очень изящно.

Не всякий боец UFC обладает такой молниеносной реакцией, чтобы совершать нырки, уклоны и отскоки от атак противника, совершаемых при помощи холодного оружия. Но команчи настолько близки к природе, что умеют порхать как бабочки.
Не всякий боец UFC обладает такой молниеносной реакцией, чтобы совершать нырки, уклоны и отскоки от атак противника, совершаемых при помощи холодного оружия. Но команчи настолько близки к природе, что умеют порхать как бабочки.

Другое дело, что для целительницы у Нару слишком лихие рефлексы – в противостоянии с соплеменниками те, в конечном итоге, берут её не силой, а хитростью – а если ещё точнее то подлостью. Наконец, вспоминая тот выдающийся эпизод битвы с остатками французских захватчиков, на ум приходит ещё одна ассоциация. Со своим томагавком героиня управляется с той же ловкостью, с какой Капитан Америка ловит свой щит, а ещё лучше – с какой Тор ловит молот.

В историях про Чужих и Хищников в первую очередь пугала таинственность того, с чем приходилось сталкиваться. В борьбе любопытства и инстинкта самосохранения, завуалированного в чувстве страха, всегда побеждало первое. Так что не ведитесь на стереотипы, страх - это нормально. А любопытство уже многих отправило на тот свет, в том числе и этих французов.
В историях про Чужих и Хищников в первую очередь пугала таинственность того, с чем приходилось сталкиваться. В борьбе любопытства и инстинкта самосохранения, завуалированного в чувстве страха, всегда побеждало первое. Так что не ведитесь на стереотипы, страх - это нормально. А любопытство уже многих отправило на тот свет, в том числе и этих французов.

Если вспомнить первого «Хищника» - Датч перепробовал против своего врага абсолютно всё, чтобы в итоге одолеть инопланетного громилу смекалкой. Нару, которая проявляет чудеса ума и сообразительности, так же пускает в ход все возможные средства, с той разницей, что преуспевает по нанесению ущерба гораздо больше, нежели Датч, а в ответ получает гораздо меньше.

Новый Хищник анатомически прекрасно сложён. Правда всё равно непонятно, зачем столько кубиков пресса? Чтобы клеить самочек Яутжа?
Новый Хищник анатомически прекрасно сложён. Правда всё равно непонятно, зачем столько кубиков пресса? Чтобы клеить самочек Яутжа?

И здесь хочется уже высказывать претензии к хореографам. Хотя неизвестно, кто конкретно продумывал детали сражений, сценарист ли, режиссёр или хореографы – но вся эта команда по итогу даже перестаралась. Почему? Вот взять сцену засады на Хищника – идеально. Хищник действует по обстоятельствам, демонстрируя свою силу и умения. Динамика просто бешеная.

Логические проблемы кульминации можно было решить очень просто. Коль скоро это Хищник старого образца (это для зрителя он новый) - можно было и технологии сделать более допотопными. В целом не сказать, что этот Яутжа выглядит более архаичным по сравнению с его экранными предшественниками.
Логические проблемы кульминации можно было решить очень просто. Коль скоро это Хищник старого образца (это для зрителя он новый) - можно было и технологии сделать более допотопными. В целом не сказать, что этот Яутжа выглядит более архаичным по сравнению с его экранными предшественниками.

В финальной же схватке каждый удар попадает в цель, и в этом теряется реализм и спонтанность настоящей боевой ситуации. Опять же – вспоминая первого Хищника – Датч уже знатно пригорал от того, что очередная военная хитрость не оказывает на противника должного эффекта. У Нару бой идёт как по маслу. Это смотрится невероятно круто и атмосферно – но здесь авторы явно увлеклись.

Сцена в титрах намекает, каким именно образом события этого «Добычи» связаны с сиквелом «Хищник 2».
Сцена в титрах намекает, каким именно образом события этого «Добычи» связаны с сиквелом «Хищник 2».

В общем, по началу действительно кажется, что это лучший сиквел – но по итогу после просмотра как-то остываешь и начинаются занудства. Фильм стоит похвалить за толковые спецэффекты, в кои-то веки бодрого Хищника (доселе они либо были компьютерными, либо слишком имели оттенок людей в резиновых костюмах), шикарную хореографию боевых эпизодов и брутальность.

Фанатам идея регулярных визитов Хищников по вкусу. Многие уже сходятся во мнении, что следующей остановкой должна стать Япония - мастера боевых искусств, виртуозно владеющие катаной - уж точно более интересные противники для Хищника, чем команчи.
Фанатам идея регулярных визитов Хищников по вкусу. Многие уже сходятся во мнении, что следующей остановкой должна стать Япония - мастера боевых искусств, виртуозно владеющие катаной - уж точно более интересные противники для Хищника, чем команчи.

А поругать – за то, что в погоне за зрелищностью и динамикой Трахтенберг и компания как-то забыли о том, что стоит придерживаться какого-то реализма. Ну и желание вписаться в тренды с борьбой женщины за свои права. Не к лицу это «Хищнику». В первом фильме персонажа Анны навязала студия (а нужна она там была примерно как пятая нога), в продолжениях обязательно приставляли к главному герою какую-нибудь женщину с задатками бой-бабы. Да мы-то не против.

Выбор женщины на главную роль упростил кинематографистам задачу. Поскольку раньше гадали, как сделать Хищника крупным на фоне солдат-качков. А тут и делать ничего не надо - рост Мидфандер - 166 см. Рядом с ней Дэйн ДиЛьегро, сыгравший Хищника, и так выше неё как минимум на полметра.
Выбор женщины на главную роль упростил кинематографистам задачу. Поскольку раньше гадали, как сделать Хищника крупным на фоне солдат-качков. А тут и делать ничего не надо - рост Мидфандер - 166 см. Рядом с ней Дэйн ДиЛьегро, сыгравший Хищника, и так выше неё как минимум на полметра.

Но как нельзя объяснить, почему в «Танцующем с волками» индейцы, а в «Добыче» - актёры в костюмах индейцев, так и не объяснишь, почему Рипли и Сару Коннор мы полюбили, а Нару – забудем. Попытка-то в целом хорошая, но погоня за трендами и зрелищностью авторов подвела. Радует хотя бы, что фильм вышел достаточно самобытным – без эксплуатации музыкальной темы Алана Сильвестри, и единственная повторяющаяся цитата здесь действительно выглядит как подмигивание зрителю, а не тупой самоповтор. Может быть всё написанное слишком походит на брюзжание консерватора, которого достали все эти MeToo и BLM, но давайте по-честному – фильм на этой почве ничего нового не принёс. Так что смысла в этом оказалось немного.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.