Группа наёмников по заданию ЦРУ отправляется в самую чащу джунглей Южной Америки. Командир отряда майор «Датч» с подозрением относится происходящему, поскольку миссия по спасению заложников обрастает новыми неприятными подробностями. Однако подстава от отечественной конторы будет наименьшей из его проблем, когда бравый спецназовец столкнётся с чем-то гораздо более ужасающим...
Этот «Гордон-Силвер продакт» - олицетворение лица боевиков 80-ых, вместе с их миксом идей и закадычными исполнителями. «Хищник» родился из под пера братьев Томас, которые позаимствовали идею из аляповатого фантастического хоррора «Без предупреждения», но зато как довели её до ума! Хотя тут надо упомянуть, что не обошлось ещё без помощи Дэвида Уэбба Пиплза (соавтор «Бегущего по лезвию»), который шлифовал сценарий в то время, пока съёмочная группа ожидала свободной минуты в графике Шварценеггера. Его старания в титрах не указаны, вероятно, ввиду каких-либо контрактных обязательств - в Голливуде это стандартная практика, особенно с учётом того, что один сценарий может пройти через не один десяток рук.
По законам жанра неуязвимые для кулаков инопланетные монстры крушили всё вокруг ровно до момента, когда человек прибегал к достижениям прогресса в виде огнестрельного или ядерного оружия, а так же взрывчатых веществ. Джим и Джон Томас решили уровнять шансы против человечества, снабдив пришельца интеллектом и даже определённым кодексом чести, а так же инопланетными средствами технического прогресса. И выставили против него отборную команду наёмников, которые с трудом помещаются в вертолёте из-за распираемых тестостероном мышц, носят преимущественно вооружение размером с собственное эго, стреляют только с одной руки и только от пояса.
В общем и целом, это прекрасно сработало – первый акт фильма можно назвать примерно как «Новые приключения Рэмбо и его друзей» (а ведь ходит легенда, что идея фильма родилась из шутки о том, что Рокки всех победил, осталось подраться только с пришельцем). Дальше становится не до шуток – фильм резко меняет тональность, начиная нагнетать напряжение от присутствия загадочного вуайериста, который в мгновение ока обращает бравого коммандо в лужу крови.
И в отличие от современных традиций, герои не лезут на рожон, беспорядочно блукая по округе и вызывая на себя праведный гнев охотников на тупиц. А наоборот, проявляют чудеса смекалки и сноровки, жаждя отомстить за павших товарищей, выбраться живыми и понять наконец-то, с чем они столкнулись. А ведь царящая недоговорённость только подливает масла в огонь, когда наблюдаешь, как вояки многозначительно призадумываются о том, точно ли это партизаны в новейшем камуфляже – или всё же что-то иное?
Третий акт сполна оправдывает один из слоганов фильма, обещавший для Арнольда Шварценеггера много боли – редкий случай, когда сила не помогла персонажу Арни. «Хищник» мгновенно запустил карьеру Джона МакТирнена, который год спустя подтвердит свой статус одного из главных экшн-мейкеров «Крепким орешком», а для Шварценеггера подарил одно из самых запоминающихся амплуа – несмотря на то, что и здесь будут традиционные для Шварценеггера панч-лайны с австрийским акцентом («Бульщит!»), Арнольд весьма органичен в роли бывалого командира.
Да и остальной актёрский состав хорош – по крайней мере, прописанные сценарием взаимоотношения персонажей парни сыграли что надо. Что касается постановки – здесь огромный поклон оператору Дональду МакЭлпайну за такие шикарные съёмки в тяжёлых условиях. Шутка ли - ворочить операторское оборудование среди непролазной тропической чащи. Тем более в ночное время, при низких температурах, да в окружении ядовитых змей и скорпионов, которым было безразлично, что тут снимается кино.
По воспоминаниям Шварценеггера, на съёмочной площадке одна нога всегда была выше другой благодаря рельефу холмистых джунглей. Вот и с главным антагонистом фильма вышло аналогично - гладко на бумаге, да забыли про овраги. Когда в тропическом лесу заставили скакать в резиновом костюме Жан Клод Ван Дамма, тот очень быстро вышел из себя, поскольку в подобной экипировке не попрыгаешь. Плюс ещё трудности перевода - Ван Дамм не сразу понял, что его роль, в общем-то, чисто каскадёрского характера, а ему хотелось быть звездой, а не «ходячим спецэффектом».
В общем, звёзды сошлись. Бельгийский балерун ушёл прочь с площадки в ожидании своего звёздного часа, а остальная команда сошлась во мнении, что дизайн существа всё-таки неубедителен. В разгар съёмок срочно выписали с производственной площадки «Взвода чудовищ» команду Стэна Уинстона (проектировал «Терминатора» и перепроектировал «Чужих»). Уинстон в пути оказался в одном самолёте с Джеймсом Кэмероном, который в ходе обсуждения нового проекта нарисовал хороший пример челюстей для Хищника.
Один из художников мастерской Стэна Уинстона позже справедливо замечал - в тот год работа над «Взводом чудовищ» должна была стать триумфальным magnum opus мастеров специальных эффектов. И когда их внезапно «дёрнули» на шабашку к Джону МакТирнену, никто особо серьёзно не относился к «Хищнику». Годы спустя фильм Фреда Деккера предан забвению, а «Хищник» - целая франшиза и часть поп-культуры. Как говорится, как повернулись столы.
В общем, тяжёлые съёмки в диких условиях, вкупе с рядом таких интересных обстоятельств принесли свои плоды. «Хищник» даже сейчас смотрится с большим интересом, представляя нам ураганный боевик в первом акте, и впечатляющий экшн-хоррор во втором и третьем акте. Жаль, что следом пошли однотипные сиквелы, не предлагавшие ну совершенно ничего настолько же увлекательного. Последняя попытка, правда, преуспела чуть больше, но всё равно, не то пальто.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.