Найти тему
Фильманьяк

Фуриоса: Хроники Безумного Макса (2024) - лучший фильм 2024 года

Некоторые критики вменяют «Фуриосе» «повесточку» - забывая о том, насколько феминизирована была «Дорога ярости». Да и вообще Миллер выше этих категорий - вспомните героиню Воительницу из «Безумный Макс 2: Воин дороги»
Некоторые критики вменяют «Фуриосе» «повесточку» - забывая о том, насколько феминизирована была «Дорога ярости». Да и вообще Миллер выше этих категорий - вспомните героиню Воительницу из «Безумный Макс 2: Воин дороги»
После череды войн и катастроф мир превратился в выжженную пустошь, а выжившие бьются друг с другом за ресурсы. Отряд разведчиков из байкерской орды налётчиков обнаруживает уцелевший оазис. Они мчатся обратно в свой лагерь, чтобы сообщить лидеру о находке, а в качестве доказательства похищают маленькую обитательницу Зелёных Земель - Фуриосу. Впереди - долгие годы, полные жестоких уроков пустошей, с одной надеждой - вернуться домой...
Этот же парень сыграл Несмертного Джо. Причём, по собственной инициативе, предложив свою кандидатуру режиссёру уже во время съёмок.
Этот же парень сыграл Несмертного Джо. Причём, по собственной инициативе, предложив свою кандидатуру режиссёру уже во время съёмок.

Джордж Миллер, бывший врач, заработал всемирную славу, сняв постапокалиптическую трилогию «Безумный Макс». О новаторстве и влиянии его работы достаточно упомянуть, что легендарный «Терминатор» был сделан по формуле: ночной кошмар Джеймса Кэмерона в стилистике из сочетания двух фильмов: «Бегущий по лезвию» и «Безумный Макс». Вербовка в Голливуд последовала незамедлительно - способности Миллера обкатали на адаптации одного из самых знаменитых эпизодов «Сумеречной зоны».

Ставь лаврентия, если в этот самый момент тоже процитировал «Большого Стэна».
Ставь лаврентия, если в этот самый момент тоже процитировал «Большого Стэна».

Полнометражный альманах нынче помнят в первую очередь благодаря трагедии, что произошла на съёмках эпизода Джона Лэндиса. Смерть трёх актёров и последующие судебные процессы никому из постановщиков не сломали карьеры. Однако складывается впечатление, что «проклятье» «Сумеречной зоны» коснулось Миллера. Из следующих трёх фильмов были успешными только «Иствикские ведьмы».

Вам знакомо чувство, когда ощущаешь приближение чего-то абсолютно грандиозного? Вот в этот момент, когда первые Мортифлаеры оторвались от земли, оно накрывает.
Вам знакомо чувство, когда ощущаешь приближение чего-то абсолютно грандиозного? Вот в этот момент, когда первые Мортифлаеры оторвались от земли, оно накрывает.

После двух громких кассовых провалов Миллер затевал возвращение к своему главному детищу, но череда обстоятельств отодвигала старт съёмок четвёртого фильма. Постановщик переключил внимание на другие проекты, подавшись в анимацию. Параллельно с дилогией «Делай ноги» он даже успел запустить производство «Лиги справедливости», но фильм так и не был снят. В списках ожидаемого кино замаячил четвёртый «Безумный Макс», про который пошли слухи, что наконец-то съёмки пошли.

Что любопытно - каскадёрская команда Гая Норриса на самом деле заставила мотоциклы летать. Но понимая всю сложность подобных съёмок, Миллер в итоге снимал эти трюки, полагаясь в основном на компьютерную графику.
Что любопытно - каскадёрская команда Гая Норриса на самом деле заставила мотоциклы летать. Но понимая всю сложность подобных съёмок, Миллер в итоге снимал эти трюки, полагаясь в основном на компьютерную графику.

Когда в 2015 вышла «Дорога ярости» - можно сказать, наверно, только то, что даже после трейлеров ТАКОГО никто не ожидал. Картина мгновенно стала событием года, легко утирая своим драйвом монотонные сиквелы «Форсажей» и Marvel. Окрещенный одним из лучших фильмов XXI века, фильм Миллера собрал все «Оскары», кроме главного. При подобном фоне немногие вдавались в цифры, однако ситуация была такова, что несмотря на все творческие успехи, окупаемость «Дороги ярости» маячила только где-то в далёкой перспективе. Плюс, эхо войны производственного ада аукнулось, когда Миллер угодил в судебную тяжбу со студией из-за причитающегося ему вознаграждения.

Привет вам от «Телохранителя»
Привет вам от «Телохранителя»

Этот небольшой исторический экскурс - для не самых дальновидных критиков, которые нынче ругают режиссёра за 9-тилетний простой - дескать, выйди «Фуриоса» раньше, по горячим следам «Дороги ярости» - была бы успешней. Если же послушать Джорджа Миллера, так у него вообще весь сценарий был готов ещё с тех пор, как была написана «Дорога ярости». Так что столь долгая пауза между сериями была обусловлена, скажем так, корпоративными интригами студии. И вероятно, что при иных обстоятельствах одобрение производства сиквела было бы получено быстрее.

Mad Max: Russian Edition
Mad Max: Russian Edition

Теперь же, после стольких лет ожидания, размышляешь о «Фуриосе» в двойственных чувствах. А именно - с восторгом и печалью. И печаль состоит не из несовершенств фильма и его недостатков - коих довольно много, и о них чуть позже. Грустно оттого, что вот так выходит в кои-то веки настоящее кино (как сказал бы Мартин Скорсезе))), но не получает ни зрительского признания, ни финансовой поддержки. Какова вероятность, что после подсчёта убытков кто-то решит дать Миллеру ещё пару сотен миллионов на съёмки ещё одной серии?

В качестве прослушивания Миллер потребовал от Ани зачитать знаменитый монолог из фильма «Телесеть».
В качестве прослушивания Миллер потребовал от Ани зачитать знаменитый монолог из фильма «Телесеть».

И совсем уж за голову хватаешься, когда читаешь гадания аналитиков, пытающихся разобраться, что пошло не так. Самые глупые предположения (которые встречаются чаще всего): Тейлор-Джой некрасива, Терон заменили, Макс без Макса, графика, 9 лет. Про последнее выше уже всё сказано. Возражения по остальным пунктам - присутствуют. Что касается Тейлор-Джой - это нездоровый субъективизм, видимо таким зрителям нужно побольше фильмов с Мелиссой МакКарти. Что касается Терон - несмотря на талант, награды и достижения, она всё-таки никогда не была финансовой бронёй вроде Шварценеггера - достаточно взглянуть на бокс-офис её сольных работ последних 15 лет.

Кваден Бэйлс «прославился», когда его мать выложила в сеть видео, где он рассказывал об издевательствах одноклассников. Миллер приметил мальчика с необычной внешностью и пригласил на одну из ролей.
Кваден Бэйлс «прославился», когда его мать выложила в сеть видео, где он рассказывал об издевательствах одноклассников. Миллер приметил мальчика с необычной внешностью и пригласил на одну из ролей.

«Макс» без Макса - это проблема одновременно ожиданий зрителей - и маркетинга. «Хоббс и Шоу» не продать, если не сказать «Форсаж: Хоббс и Шоу». Как пример - кто вообще в курсе, что «Дальше некуда» - это спин-офф «Большого Лебовски»? Пояснительная записка в названии «A Mad Max Saga» на самом-то деле вообще не нужна - фильм не про него. Но как иначе заманивать зрителя в зал? Ещё более глупая претензия - что никому не нужна предыстория Фуриосы. После этого нужно сразу заплакать о том, что в кино закончились оригинальные идеи.

Рост Горана Д'Клюэ - 198см. Он даже ксеноморфа играл в «Чужой: Завет». Карлики и великаны в постапокалиптических фильмах Миллера очень напоминают о кинематографе Дэвида Линча.
Рост Горана Д'Клюэ - 198см. Он даже ксеноморфа играл в «Чужой: Завет». Карлики и великаны в постапокалиптических фильмах Миллера очень напоминают о кинематографе Дэвида Линча.

Джордж Миллер наоборот молодец, что рискнул в рамках франшизы оторваться от главного героя, напоминая зрителю, что кино это не про одного конкретного человека - а про конкретное время. Тем более, что он уже обжёгся однажды с поиском новой роли для Макса Рокатански, когда завёл его «Под купол грома». Вертеть до бесконечности франшизу вокруг одного героя не всегда хорошо - иначе можно наступить на те же грабли, что постигли «Грязный Гарри» или «Жажда смерти».

Можно заметить, что в экшн-сценах не раз  применяется двойственное построение кадра как в комиксах.
Можно заметить, что в экшн-сценах не раз применяется двойственное построение кадра как в комиксах.

Что касается графики - глупо утверждать, что она отпугивает зрителя. «Аватар: Путь воды» и «Чёрная Пантера» собрали миллиарды, несмотря на диаметрально противоположное качество визуальных эффектов. Графика - лишь элемент, инструмент, который вне зависимости от качества может работать или же не работать на рассказываемую историю. Джордж Миллер - из тех режиссёров, что умеют обращаться с данным инструментом. Однако в его новой работе использование визуальных эффектов всё-таки вызывает вопросы. Но при этом никак уж не запишешь спецэффекты в причины кассового провала.

С пиковой формы из четвёртого «Тора» Крис Хэмсворт попытался скорёхонько подсушиться, но без особого успеха - даже при дефиците калорий он выглядит как «стероидный Гимли»
С пиковой формы из четвёртого «Тора» Крис Хэмсворт попытался скорёхонько подсушиться, но без особого успеха - даже при дефиците калорий он выглядит как «стероидный Гимли»

И раз уж заговорили о спецэффектах, то перейдём тогда к разбору полётов относительно того, как же сделана «Фуриоса». Съёмки «Дороги ярости» ознаменовали собой ту пиковую точку, в которой преимущества практических съёмок были выжаты на максимум, если не больше - и закономерно доведены до ума напильником в виде компьютерной графики. На съёмках «Фуриосы» Миллер, уже вошедший в преклонные года, не стал выжимать максимум из натурной постановки. Больше никаких производственных драм, ни десятка разбитых в эпицентре взрывоопасного трюка камер. Там, где можно упростить себе и съёмочной группе жизнь - упрощается.

Самая главная претензия к Миллеру - почему в одной из кульминационных сцен он решил делать пёсиков из компьютерной графики? В Австралии всё-таки наступил апокалипсис и пёсики перевелись? Или надрессировать не могли ради сцены, снятой без монтажных склеек? Вот все огрехи графики простить можно, но только не пёсиков.
Самая главная претензия к Миллеру - почему в одной из кульминационных сцен он решил делать пёсиков из компьютерной графики? В Австралии всё-таки наступил апокалипсис и пёсики перевелись? Или надрессировать не могли ради сцены, снятой без монтажных склеек? Вот все огрехи графики простить можно, но только не пёсиков.

Если в прошлый раз после дождей в Австралии вся команда вынуждена была отправиться в Намибию, в этот раз Миллер остался на месте в Новом Южном Уэльсе. Ибо зачем - если при любом раскладе придётся выравнивать пейзаж? Подобные решения вполне можно понять. Другое дело, что вместе с «Фуриосой» Миллер стал жертвой большого бюджета. И хотя его новая работа, к счастью, не сильно от этих денег пострадала, всё равно есть повод задуматься, как бы он снимал это кино на более ограниченные средства?

Хорошие идеи иногда рождаются в одно время в разных головах. Схожий персонаж был абсолютно бесполезно утилизирован в новой «Планете обезьян», вышедшей месяцем раньше.
Хорошие идеи иногда рождаются в одно время в разных головах. Схожий персонаж был абсолютно бесполезно утилизирован в новой «Планете обезьян», вышедшей месяцем раньше.

Есть же поговорка «Сытое брюхо к творчеству глухо». С большими деньгами сиквелы всегда становятся зрелищнее предшественников, но утрачивают нечто аутентичное. Самый очевидный пример - скрупулёзное сравнение фильмов «Терминатор» и «Терминатор 2: Судный день». Да даже в случае с Миллером - несмотря на весь забойный драйв «Дорога ярости» всё-таки не смогла достичь того же уровня эпичности, что присутствовал в «Безумный Макс 2: Воин дороги». А всё потому, что отсутствие ограничений автоматом снимает потребность выкристаллизовывать идеи, из которых будет соткано кино. Далеко ходить не надо, чтобы увидеть, до чего могут довести развязанные руки -каждый второй проект Marvel имеет в наличии абсолютно ненужные эпизоды, над которыми страдала команда художников по спецэффектам.

Живая легенда боевиков категории B - Ричард Нортон - снова незаметно присутствует в кадре. Хотя теперь в его честь даже назвали одного из подельников Дементия.
Живая легенда боевиков категории B - Ричард Нортон - снова незаметно присутствует в кадре. Хотя теперь в его честь даже назвали одного из подельников Дементия.

Джордж Миллер очень много размышляет о том, какую роль играют визуальные эффекты на вооружении у современного кино, но противоречит сам себе. Он меняет актрису в главной роли, опасаясь, что зритель слишком сосредоточится на поисках слабых мест в технологии омоложения. Чтобы после этого переделывать физиономии Элайлы Браун и Ани Тейлор-Джой для достижения большего сходства. Спрашивается - зачем? Во многих фильмах и сериалах дети из флэшбеков вообще не похожи на свои повзрослевшие версии - ибо подобрать по идеальному соотношению таланта/сходства - задача ох какая непростая. И ничего - эти условности преодолеваются без всякой графики.

На фоне подобных необоснованных трудозатрат отпадают сами собой вопросы, отчего обычное окружение в некоторых сценах выглядит явно «компьютерным». Комиксно-яркая стилистика новых серий «Безумного Макса» вполне выполняет задачу перевода повествования в более мифологическое русло. Но тем не менее нельзя не признать, что вместе с этим улетучивается та осязаемость и аутентичность, коей в своё время прославилась оригинальная трилогия.

Несмотря на вседозволенный рейтинг R, Миллер по-прежнему исхитряется подстегнуть за живое воображение зрителя, скрывая самые жестокие сцены за пеленой сюрреалистичного кошмара.
Несмотря на вседозволенный рейтинг R, Миллер по-прежнему исхитряется подстегнуть за живое воображение зрителя, скрывая самые жестокие сцены за пеленой сюрреалистичного кошмара.

О мифологичности тоже стоит сказать отдельно. Пока консерваторы ноют про «Макса без Макса», стоит вспомнить, что Миллер, вообще-то, не совсем австралиец. Его родители по фамилии Милиотис - греки, переехавшие в Австралию. И пока фанатики ищут логическую последовательность в событиях пенталогии, Миллер честно говорит о том, что таковой не существует. Наследник мифов Древней Греции теперь творит мифы Грядущего (ну или австралийские мифы, если желаете). И вариативный финал «Фуриосы» наилучшим образом показывает, что это - не частная история возмездия одиночки, а скорее Книга Бытия Постапокалипсиса.

Эпизод «Stowaway to Nowhere» снимали больше двух месяцев - и он действительно заслуживает отдельного разбора по части того, как нагнетать напряжение.
Эпизод «Stowaway to Nowhere» снимали больше двух месяцев - и он действительно заслуживает отдельного разбора по части того, как нагнетать напряжение.

Вступительный кадр с персонажем Историком задаёт зрителю вопрос. И чем больше будешь искать ответ на него, тем больше будет преумножаться скорбь. Эксцентричные поступки персонажей фильмов Джорджа Миллера, будто бы лишённых всякого инстинкта самосохранения - вполне логичное следствие пребывания в том мире, где Макс стал Безумным. «Фуриоса» может в таком свете показаться даже весьма пессимистичным фильмом. Поскольку главная героиня стремится вернуться то ли в родные Зелёные Земли, то ли в беззаботное детство. Но мы-то с вами знаем из предыдущей серии, куда приведут её намерения.

Многие увидели в образе Преторианца Джека черты Макса Рокатански. Однако куда интереснее найти эту схожесть в лице Дементия. Происхождение персонажей довольно идентично.
Многие увидели в образе Преторианца Джека черты Макса Рокатански. Однако куда интереснее найти эту схожесть в лице Дементия. Происхождение персонажей довольно идентично.

Завершающий акт «Фуриосы» - это несколько вынужденная мера вроде подзаголовка «A Mad Max Saga». С одной стороны, финальные титры громогласно вещают о том великом будущем, что постигнет Фуриосу, когда она перейдёт на новый этап. С другой стороны, немного не достаёт изящества её дуэли с Дементием. И как раз итог этой встречи мог бы производить более сильный эмоциональный эффект, если бы кино на том и закончилось, без всяких мостиков к «Дороге ярости». Но с другой стороны - Миллера вроде бы и можно упрекнуть, что он в пятый раз об одном и том же - да язык не повернётся. Поскольку драматургия заключительного эпизода легко затыкает за пояс всякую голливудскую банальщину о мести вроде «Выжившего».

Что бы там ни было, но сцены с участием автомобилей Миллер до сих пор снимает виртуозно, вне зависимости от того, сложная ли это погоня, или просто красивый план.
Что бы там ни было, но сцены с участием автомобилей Миллер до сих пор снимает виртуозно, вне зависимости от того, сложная ли это погоня, или просто красивый план.

И вот тут пожалуй и становится очевиден главный плюс фильма. Это его нетривиальность. Некоторые критики назвали его калькой с «Дороги ярости», и вообще фильмом, который представляет собой солянку из элементов всех прошлых серий. Но даже при том, что вышеприведённые утверждения отчасти справедливы (хоть и утрированы), это кино именно что нетривиальное.

Миллер весьма умело играет с переменчивостью облика Фуриосы.
Миллер весьма умело играет с переменчивостью облика Фуриосы.

Пожалуй именно таков вердикт по «Фуриосе». Её было безумно интересно смотреть, и ещё интереснее - пересматривать. Современный кинематограф по большей части своей - уныл и глуп. И просматривая какой-нибудь блокбастер, обычно испытываешь одно раздражение - поскольку приходится бороться со сном и глупостью авторов. А здесь - редкий в наши дни образец, когда внимание как магнитом затянуто в самую глубину экрана. Глаза жадно разбегаются в попытке ухватить то богатство деталей, коими наполнен кадр. Музыка Junkie XL вторит ударам сердца, которые особо чувствуешь от затаённого дыхания.

Было бы интересно посмотреть фильм про становление Несмертного Джо. Поскольку он уже второй раз представляет собой довольно внушительную фигуру, и не совсем ясно, как при нём образовалась столь недалёка свита.
Было бы интересно посмотреть фильм про становление Несмертного Джо. Поскольку он уже второй раз представляет собой довольно внушительную фигуру, и не совсем ясно, как при нём образовалась столь недалёка свита.

Творчество Миллера раньше - это мчащийся через постапокалиптический пейзаж байк, собранный и кастомизированный собственными руками. «Фуриоса» же - как колесница Дементия - эффектная, навороченная, но на практике довольно разухабистая и не самая манёвренная. Не говоря уже о том, что ей никогда не угнаться за вышеупомянутым байком, несмотря на все мощностя. Вот только прежде чем вешать на неё всякие несуразные ярлыки, ответьте на простой вопрос - а где ещё такое увидишь? Пускай Миллер и «цифровизировался», но прежних талантов всё-таки не утратил. Потому и обидно за провал «Фуриосы». Потому что это живое и энергичное кино. Мартин Скорсезе бы одобрил)))

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.