Найти в Дзене
Российская газета

Марьяна Лысенко: Ординаторы получили право работать врачами-стажерами в медучреждениях. Что это дает медицине и им самим?

Ординаторы, которые проходят обучение по одной из программ укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", получили право работать в медучреждениях на должностях врачей-стажеров. Приказ на этот счет издал Минздрав РФ 1 апреля 2024 года. И вот прошло полтора года. О том, что дает приход молодого пополнения лечебным учреждениям и самим ординаторам, рассказала директор Московского клинического научно-исследовательского центра больницы 52 доктор медицинских наук Марьяна Лысенко.

   Представлено пресс-службой департамента здравоохранения Москвы
Представлено пресс-службой департамента здравоохранения Москвы

Марьяна Анатольевна, как известно, 90 процентов ординаторов - это вчерашние выпускники медвузов. Что дает им практическая работа, например, в вашей клинике?

Марьяна Лысенко: В год у нас сейчас обучается порядка сотни ординаторов первого и второго года обучения по самым разным специальностям - будущие акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, аллергологи-иммунологи и другие. Что же касается работы в поликлиниках, то я считаю, что им очень полезно это погружение в первичную медико-санитарную помощь. Ценен опыт общения с человеком, впервые обратившимся с проблемой: это помогает учиться находить правильный подход к каждому пациенту, дает навыки эффективного взаимодействия с ним, сбора анамнеза, первичного осмотра. Сейчас фактически вся медпомощь, в том числе в стационаре, оказывается после выставления именно первичного диагноза. Умение вести пациента с хроническим заболеванием - база, которая должна быть у каждого формирующегося врача. Уровень современной медицины таков, что неожиданности хоть и случаются, например, в хирургии, но крайне редко. Во время стажировки в амбулаторном звене специалист узнает, как устроена электронная медкарта, какие знания и умения требуются от него на первичном приеме, как сопровождать пациентов в дальнейшем. Словом, все то, без чего невозможно стать профессионалом.

Читайте также:

Мурашко: Выпускники медвузов - команда, которая будет менять здравоохранение

Чем это полезно для московского здравоохранения?

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Марьяна Лысенко: Будущее московской медицины - врачи, у которых сформировалось правильное понимание своей специальности, правильный клинический подход. Те, кто знает, как приложить свои знания и умения на всех этапах оказания медпомощи. Формирование грамотных врачей важно не только для столичного здравоохранения, но и для любого субъекта РФ.

Другими словами, Москва стремится готовить универсальных врачей, способных работать и в поликлинике, и в стационаре?

Марьяна Лысенко: Где произойдет реализация врача как специалиста - это выбор. Главное, чтобы он мог оказать помощь человеку, кем бы и где не работал. Причем на любом этапе - от постановки диагноза до наблюдения больного с хроническим заболеванием в течение всей его жизни.

Следовательно, стоит получить практический опыт не только в больнице, но и в поликлинике?

Марьяна Лысенко: Это принципиально важно.

А как у вас выстроена работа с ординаторами? Многие ли из них потом продолжают работать по специальности?

Марьяна Лысенко: В основном мы готовим ординаторов по профилям, нужным в дальнейшем в центрах компетенций. Выбор специальности у большинства осознанный и потому, он становится для них делом жизни. Помогает же им как раз опыт работы в амбулаторном и стационарном звене, умение формировать реестры и регистры пациентов с хроническими заболеваниями, ориентироваться в нескольких подсистемах ЕМИАС. Конечно, иногда у кое-кого происходят изменения в карьерном пути, но они связаны, как правило, с жизненными обстоятельствами: желанием строить семью, уделять больше времени детям.

Привел ли переход на новую систему работы с ординаторами к повышению роли наставников в обучении?

Марьяна Лысенко: Безусловно. Значение роли наставников всегда было высоким.

Медицина традиционно опирается на преемственность: медицинские школы, профессора, наставники, которые брали под свое крыло молодых врачей, были всегда. Как и желание старших коллег передать молодым знания и клинический опыт - учебников для этого недостаточно, требуются реальная практика и живое общение.

Какие еще инициативы предложил или планирует предложить Совет главных врачей для развития медицинских кадров?

Марьяна Лысенко: Мне кажется, что в Москве отработана уже почти идеальная модель. У нас есть этап выбора направления, успешный проект "Школа" и медицинские классы, вуз и медицинский колледж. Есть ребята, которые, что называется, с младых ногтей интегрированы в медицинскую среду. Путь ребенка, решившего стать врачом, не ограничивается лишь выбором медицинского направления в школе и получением теоретических знаний. Он может прийти в больницы, в поликлиники, встретиться с работающими там специалистами и со школьной скамьи начать развиваться в каком-то конкретном направлении.

Потом, когда выпускники поступят в медицинский вуз или в колледж, у них будет возможность совмещать учебу с работой, и это тоже принципиально важно, так как именно в профессиональной среде приходит четкое понимание, чем конкретно ты хочешь заниматься в будущем. Медицина - это не только про профессию, это образ жизни, самосознание, полностью заточенное под помощь другим людям. И нам нужно позаботиться о корректном формировании такого специалиста, чтобы в будущем человек не разочаровался в своей специальности.

Читайте также:

Пациента не гоняют из кабинета в кабинет: Как работает система бесшовной маршрутизации между поликлиниками и стационарами в Москве

Как вы оцениваете возможности для развития, которые дает московским медикам, например, кадровый центр?

Марьяна Лысенко: Москва предлагает огромные, просто необъятные возможности для профессионального роста врача. Кроме обучения по специальности, возможности повышать свою квалификацию, приходить и отрабатывать практические навыки, есть еще поддержка в виде грантовой работы, огромное количество разнообразных направлений, по которым можно заниматься серьезными научными изысканиями, развиваться и в науке, и в практике. Поэтому, конечно, и кадровый центр столичного департамента здравоохранения, и различные программы, которые внедряет правительство Москвы, позволяют не только поддерживать знания на высоком уровне, но и развиваться на серьезных, прорывных научных направлениях, самостоятельно формировать будущее своей профессии.

Автор: Любовь Проценко