Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Пикты: загадочные люди ранней Шотландии

Оглавление

Таинственные камни с загадочными символами, серебряные сокровища и разрушающиеся руины. Пикты кажутся легендарным народом Шотландии, но они реальны.

Пикты были обществом железного века, которое существовало в Шотландии с 79 по 843 год нашей эры, когда король Дала Риата Кеннет Мак Альпин принял пиктское королевство. Пикты ассимилировались и потеряли свою пиктскую идентичность, когда Кеннет Мак Альпин основал Королевство Шотландия, суверенное государство, которое просуществовало примерно 850 лет. Хотя пикты не оставили о себе никаких письменных свидетельств, они будут записаны в трудах их современников; ирландцы, англосаксы и римляне. Пикты, с другой стороны, оставили после себя множество блестящих пиктских камней, серебряных кладов и уникальных архитектурных сооружений, которые позволяют исследовать их историю сегодня.

Кем были пикты?

Саммерстонский камень из стены Антонина, изображающий римлян, побеждающих уроженцев Шотландии, 142–143 гг. Н. Э., Через Хантерианский музей, Глазго.
Саммерстонский камень из стены Антонина, изображающий римлян, побеждающих уроженцев Шотландии, 142–143 гг. Н. Э., Через Хантерианский музей, Глазго.

Из-за загадочной природы пиктов вполне уместно активно обсуждать их происхождение. Согласно книге историка Джеймса Э. Фрейзера «От Каледонии до Пиктланда» (2009), пикты были конфедерацией племен, существовавшей еще в 79 году нашей эры, за 2 столетия до того, как появился термин «Picti».

Согласно «Пиктским хроникам», сборнику средневековых рукописей, существовало 7 пиктских королевств — Цирцинн, Фотла, Фортриу, Фиб, Се, Фидаид и Кэт. Хотя в академическом сообществе ведутся споры о легитимности и связи этих названий с реальными местами, их нельзя игнорировать.

Что означает пикт?

В целом есть 2 гипотезы. Некоторые ученые полагают, что слово «Picts» происходит от латинского Picti, что означает «раскрашенные люди», из-за того, что воины пиктов, по-видимому, разукрашивали свои тела. Picti, вероятно, термин, охватывающий всех жителей к северу от Стены Адриана, был упомянут в 297 году нашей эры римским оратором Евмением. Но было ли имя Picti точным и понятным названием, данным иностранцами племенам Шотландии?

В отличие от пиктов как раскрашенных людей, некоторые ученые полагают, что «Picti» — это латинизация имени «Пехт», означающего «предки». Пехт - самоназвание, которое дали себе жители северной Шотландии.

Войны с Римом

Голова Дескфорда Карникса, 80–200 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Голова Дескфорда Карникса, 80–200 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Несмотря на то, что пикты были разделены на отдельные королевства или племена, они были относительно миролюбивыми. Сообщалось, что сражения между племенами происходили исключительно из-за набегов на скот и других мелких инцидентов. Среди всех этих конфликтов выделяются коалиции против римлян. Когда прибыли захватчики, кланы пиктов объединились и выбрали единого вождя, чтобы командовать коалицией, во многом так же, как это сделали континентальные кельты во время войны Галлии с Цезарем.

Трижды римляне пытались завоевать Каледонию — примерно то, что сейчас является Шотландией. Однако каждое успех был кратким. Около 70 г. н. э. губернатор Агрикола повел римские армии вглубь Каледонии под предводительством императора Веспасиана и его сыновей. Несмотря на победу над пиктами в битве при Монс-Граупиусе в 83 году н.э., завоевание быстро заглохло заглохло, и солдаты отступили в течение нескольких лет. Римские войска переместились между рекой Тайн и Солуэй-Ферт. В 122 году император Адриан приказал построить Адрианову стену.

Стена Адриана, English Heritage
Стена Адриана, English Heritage

Преемник Адриана Антонин Пий приказал войскам снова двинуться на север. Они оккупировали Шотландию до Перта и в 142 году начали строить еще одну стену — Стену Антонина. Эта военная кампания тоже не удалась. После смерти Пия в 161 году нашей эры римляне обратно отступили к стене Адриана к 165 году нашей эры.

Из-за ответных вторжений пиктов в начале 3 века император Луций Септимий Север и его сын Каракалла захотели искоренить сильных соседей в районах Стерлинга и Перта в 208 году нашей эры. По словам Кассия Дио, помимо вторжений пиктов, Луций хотел подчинить себе весь остров, и пикты стояли на пути последней попыткой римского завоевания.

Пикты, однако, научились разным приемам войны. Используя внезапные нападения, они разъели римскую армию по частям и добились ее поражения. Луций умер в Йорке в 211 году нашей эры, и его сыновья вернулись в Рим.

Хотя продвижение римлян на север было завершено, они продолжали влезать в дела Шотландии вплоть до 5 века, пока Римская империя окончательно не рухнула.

Пикты исчезли?

Кеннет Альпайн II, король Шотландии (843-63 гг. н.э.), автор Якоб Якобс де Вет II, 1684-1686, Royal Collection Trust, Лондон.
Кеннет Альпайн II, король Шотландии (843-63 гг. н.э.), автор Якоб Якобс де Вет II, 1684-1686, Royal Collection Trust, Лондон.

Пикты, которых часто романтизируют как «потерянное племя» или народ, который, казалось бы, растворился в веках, находятся в авангарде домыслов и неточных теорий. Однако существует общепринятая гипотеза, предложенная Алексом Вульфом в его книге «От Пиктленда до Альбы», 789–1070 (2007). К 900 году н. э. пикты не исчезли, а скорее вошли в союз племен которые организовали еще большее гособразование. Это произошло при Кеннете I — короле Дал Риады примерно с 840 года, который стал и королем пиктов с 843 года. Кеннет I сын короля Дал Риады Алпина II, родоначальник династии Макальпинов. Хотя этот ответ менее мистический, он не умаляет сложности пиктской истории. Из-за слияния пиктов, Дал Риады и, в конечном итоге, англов, и родилось Королевство Шотландии. Королевство Шотландии стало преемником пиктов и являлось суверенным государством в течение примерно 850 лет.

Одежда: Пикты сражались обнаженными?

Пиктский воин, держащий голову, картина Джона Уайта, 1585–1593 гг. н. э., Британский музей, Лондон.
Пиктский воин, держащий голову, картина Джона Уайта, 1585–1593 гг. н. э., Британский музей, Лондон.

Голые, татуированные и безжалостные воины. Почти-и точное представление о пиктах. Однако вина лежит не на фантазерах, а на переводах древних текстов и преувеличенных изображениях, созданных Джоном Уайтом между 1585 и 1593 годами нашей эры.

На самом деле пикты никогда не изображали себя подобным образом. Напротив, эти загадочные народы кажутся еще более ухоженными и полностью одетыми на многочисленных наскольных изображениях, которые они оставили после себя, таких как знаменитый Хилтон из Кэдболла.

The hunting scene on the front of the stone (nms.ac.uk)
The hunting scene on the front of the stone (nms.ac.uk)

Однако пиктские камни — не единственный визуальный источник реального изображения пиктов. Пленный пикт, памятник расположенный в 2400 километрах от Шотландии в древнем городе Волюбилис в Марокко, изображает пиктов в добротной одежде на бронзовом памятнике в честь римского императора Каракаллы.

Согласно археологическим данным, пикты носили плащи с капюшонами, туники, короткие накидки с капюшонами и штаны. Подол некоторых предметов одежды выглядывающий из под верхнего слоя одежды украшен узорами. Помимо этого среди пиктской знати широко распространены серебряные броши, цепи и инкрустированное оружие.

Пиктское платье, выставленное на камне Бирсай, 701–800 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Пиктское платье, выставленное на камне Бирсай, 701–800 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Существует очень мало свидетельств того, что пикты сражались обнаженными, их почти и нет вообще. Итак, откуда же зародилось это распространенное заблуждение? Излишне говорить, что носителями такой идеи были римляне. На многочисленных плитах от стены Антонина римляне изображали пиктов в самых уязвимых образах, обнаженных и находящихся во власти римских войск, что бы унизить их и возвыситься в своих глазах их запечатлевали в камне намеренно в таких образах. Вот так вот.

Пиктские камни

Пиктский камень с острова Скай, 201–400 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Пиктский камень с острова Скай, 201–400 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Разбросанные по северной Шотландии пиктские камни являются одними из знаковых особенностей пиктской культуры. Существует 3 класса пиктских камней - класс I (датируемый 3-7 веками), класс II (датируемый 7-9 веками) и класс III (датируемый 8-10 веками). Старые классы I и II могут быть украшены зооморфными изображениями, абстрактными пиктскими символами, гуманоидными фигурами и сверхъестественными существами. Пиктские каменные иконографии I и II вызывают такое же недоумение у исследователей, как иероглифы у тех, кто не знаком с древнеегипетской письменностью. В отличие от расшифровки иероглифов Жан-Франсуа Шампольона, здесь нет пиктского аналога Розеттского камня, который помог бы понять значение этих загадочных символов.

Несмотря на неясное назначение камней и непонятное значение их символов, учёные полагают, что пиктские знаки являются частью их письменности. Пиктские камни III класса, в отличие от I и II классов, лишены загадочной иконографии и более понятны. Из-за интенсивной христианизации Королевства Пиктланд камни III класса украшаются только христианской иконографией и часто размещаются в религиозных пейзажах. Возможно, однажды пиктские надписи на камнях будут расшифрованы, и каждый сможет услышать именно то, что пикты намеревались сказать. Однако на данный момент камни остаются нерасшифрованными.

Пиктские серебряные клады

Клад сокровищ на острове Святого Ниниана, 750–825 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Клад сокровищ на острове Святого Ниниана, 750–825 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Как и викинги, пиктские аристократы закапывали большие клады украшений и предметов из серебра. Однако по мере того как империи угасают, исчезают и воспоминания об их сокровищах. В результате археологи сейчас находят эти клады, что позволяет более точно понять искусство и культуру пиктов.

Пробный дизайн пиктской свинцовой детали, 700–900 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Пробный дизайн пиктской свинцовой детали, 700–900 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

В Шотландии железного века золото и бронза были знаками элиты. Однако ситуация изменилась с приходом римлян. Отступив к стене Адриана и оставив стену Антонина, римляне прекратили попытки силового завоевания Шотландии и опробовали путь торговли и взяточничества. Важным инструментом для этой миссии было серебро. Серебро было повседневной валютой в римской экономике, но не было распространенным ресурсом в Шотландии. Из-за своей редкости серебро в Шотландии ценилось очень высоко. Продавая серебро определенным племенам, римляне стремились разрушить их родственные связи и создать напряженность между разными пиктскими племенами. Однако в конечном итоге воины пиктов объединились против римлян.

Клады пиктов содержали множество артефактов, таких как серебряные артефакты, стекло и золото, а так же римские монеты. Давайте рассмотрим два известных случая.

I. Клад закона Норри

Серебряные бляшки в форме листьев из клада Закона Норри, 500–600 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Серебряные бляшки в форме листьев из клада Закона Норри, 500–600 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Клад Норри Ло (Norrie's Law), датируемый 500–600 годами нашей эры, является одним из крупнейших пиктских исторических находок, когда-либо раскопанных. Обнаруженный в 1819 году неизвестным человеком, клад первоначально весил до 12 килограммов. Однако, поскольку большая часть серебра, вероятно, была расхищена, продана и переплавлена, сегодня в Национальном музее Шотландии находится менее килограмма этого клада. Все что осталось от важного исторического открытия после расхищения.

Несмотря на то, что там было 170 серебряных монет, большая часть из них представляет собой серебро, фрагменты ограненных серебряных предметов, которые использовались в качестве взвешенной валюты. Сегодня из клада сохранились только 4 полностью сохранившихся серебряных предмета; мемориальная доска, украшенная пиктскими символами, большая брошь, большая булавка и спиральное кольцо на палец. Клад Norrie's Law имеет большое значение, поскольку он является ярким примером того, как пикты получали и перерабатывали серебро в уникальные и сложные пиктские украшения и предметы быта.

II. Клад острова Святого Ниниана

Серебряные ножны с латинскими надписями, 750–825 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Серебряные ножны с латинскими надписями, 750–825 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Еще один значительный клад, обнаруженный в 1958 году, — это клад на острове Святого Ниниана, датируемый 750–825 годами нашей эры. Клад святого Ниниана, считавшийся единственным известным пиктским сокровищем, содержал 28 серебряных предметов весом до 1918 граммов. Большую часть клада составляли блестяще выполненные чаши, броши и декоративные элементы, предназначенные для оружия. Важность клада на острове Св. Ниниана подчеркивается тем, что на серебряной накидке ножен имеется древнеанглийская молитвенная надпись. Почему это важно? Артефакт, имеющий пиктский дизайн и имеющий древнеанглийскую надпись, заставляет некоторых ученых полагать, что некоторые находки из клада могли быть предметом обмена между элитой пиктов и ранними английскими племенами. В подтверждение того, что клад, вероятно, принадлежал аристократической семье, артефакты сгруппированы в следующие 3 категории: предметы обихода, оружие и украшения. С течением времени и развитием археологии и технологий количество пиктских серебряных кладов, вероятно, будет продолжать увеличиваться, что позволит ученым лучше понять элиту пиктов и всего их общества.

Пиктская архитектура

Цифровая реконструкция пиктского городища Дун да Ламх, выполненная Бобом Маршаллом, 2020 г., Управление национального парка Кэрнгормс, Грантаун-он-Спей.
Цифровая реконструкция пиктского городища Дун да Ламх, выполненная Бобом Маршаллом, 2020 г., Управление национального парка Кэрнгормс, Грантаун-он-Спей.

Пикты также построили впечатляющие сооружения, такие как городища на холмах, прибрежные форты и брохи. Пиктские городища, отличаются укрепленной вершиной и валами, очерчивающими ряд нижних террас. Построенные на больших холмах, возвышающихся над землей, эти форты были исключительно безопасными и передавали послание силы посторонним. Внутренние холмы были не единственным местом, где пикты строили свои великолепные форты. Форт Бургхед, который первоначально ошибочно считался построенным римлянами или викингами, является не только крупнейшим прибрежным фортом Шотландии, но и крупнейшим пиктским фортом. Эти форты будут атакованы шотландцами Дал Риата, нортумбрийцами и викингами. Несмотря на постоянные распри, остатки этих блестящих сооружений все еще сохранились.

Брохи

Дун Троддан Брох, 400 г. до н. э. – 100 г. н. э., фотография Колина Маклина, colinmcleanphotography.com
Дун Троддан Брох, 400 г. до н. э. – 100 г. н. э., фотография Колина Маклина, colinmcleanphotography.com

Брохи, встречающиеся только в Шотландии, представляют собой тип кругового укрепленного дома с одним входом, ведущим к открытому круглому центру. Ключевой особенностью брохов является то, что они имеют две стены, образуя башню с полыми стенами, которая может достигать 13 метров в высоту, как, например, Брох Мусы. В зависимости от размера броши камеры были относительно небольшими, как и предполагаемые места для хранения. Чтобы компенсировать ограниченную площадь, в проем между стенами разместили лестницу, открывающую доступ к верхним деревянным платформам. Происхождение и создатели брохов до сих пор активно обсуждаются.

Пикты-христиане и пикты-язычники

Пробный дизайн пиктской свинцовой детали, 700–900 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Пробный дизайн пиктской свинцовой детали, 700–900 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдинбург.

Пиктская религия была в основном христианской между 601 и 800 годами нашей эры, о чем свидетельствуют более поздние пиктские каменные иконографии и крестовые плиты. Путешествуя из Ионы и Нортумбрии, миссионеры сыграли значительную роль в христианизации Пиктленда. Культ святых, как и в остальных христианских странах, имел большое значение в позднейших Пиктландиях. Святой Палладий, Святой Патрик, Святой Ниниан, Святой Колумба и другие обратили большую часть Пиктленда в христианские обычаи. Однако христианство было не единственной религией, исповедуемой пиктами. Говорят, что до своего обращения пикты исповедовали ту же религию, что и остальная часть Британии и Галлии, — друидизм. Согласно Адамнану Ионскому (624–704 гг. н. э.) в «Жизни Колумбы», святой Колумба столкнулся с враждебным пиктским друидом по имени Бройхан. Хотя дополнительных письменных материалов, подтверждающих связь пиктов с реальным друидизмом, не существует, пиктские камни и артефакты действительно предполагают сильную связь с кельтско-политеистической религией.