Когда королева Виктория унаследовала британский престол всего через несколько недель после своего 18-летия, сразу же возникли предположения о том, за кого она выйдет замуж. Когда после стольких беспутных ганноверских королей Соединенное Королевство перешло под руку молодой королеве, казалось, что наступает новая захватывающая эра.
Мать королевы Виктории и правительство ожидали, что она выйдет замуж за своего кузена принца Эрнста, старшего сына герцога Саксен-Кобург-Готского. Поэтому, когда Виктория влюбилась в младшего брата Эрнста, Альберта, публика была в восторге. Средства массовой информации много внимания уделяли тому факту, что жених королевы был выбран ею по собственному желанию и что она, будучи человеком более высокого ранга, сделала ему предложение. Британцы настолько привыкли к тому, что королевские браки представляют собой деловые контракты, что внимательно наблюдали за по-настоящему романтическим королевским браком, заключенным по любви.
Эта невероятная любовь, которую разделяли королева Виктория и ее прекрасный принц, навсегда изменила британскую культуру. Многие их традиции, которые считаются само собой разумеющимися, и художественное наследие, которое они прославляют, возникли благодаря браку Виктории и Альберта.
И королева, и ее супруг были опытными художниками, а также великими коллекционерами. Помимо картин и скульптур, пара также заказывала у ювелиров знаки любви которые дарили друг другу и способствовали развитию этой отрасли. Когда принц Альберт подарил королеве Виктории обручальное кольцо – предмет, в общем то малоизвестный в Великобритании в первой половине XIX века – он положил начало совершенно новой моде, которая с тех пор сохраняется до сих пор.
Дарение подарков в том виде, в котором мы его знаем сейчас, приняло свою форму при Виктории и Альберте.
В октябре 1838 года по заказу королевы Виктории начали изготавливать бюст Виктории в подарок Альберту, однако она не успела первой подарить свой презент, принц ее опередил в сюрпризе, ее скульптура была завершена в 1841 году. Королева Виктория была 4 монархом, который заказал бюст Фрэнсису Чантри, но он заявил, что «очень сложно сделать бюст королевы», особенно такой молодой. Это была последняя работа скульптора, и принц Альберт считал это одним из любимых портретов своей жены выполненных в мраморе.
Этот редкий портрет беззаботного восемнадцатилетнего принца в Риме был сделан во время его пятимесячного студенческого тура по Италии. Королева Виктория держала бюст на столе в своей гостиной в Букингемском дворце, не смотря на то что это было довольно смело для той эпохи дарить такую скульптуру-бюст в античном стиле. Однако в дальнейшем они дарили друг другу скульптуры и в полный рост, облаченные в древние одеяния. Портретный бюст изготовили по заказу принца Альберта в марте 1839 года и он подарил его королеве Виктории в декабре 1839 года.
Они дарили – и ожидали подарки на каждую годовщину свадьбы, на каждый день рождения и Рождество, обычно в виде произведений искусства. И, конечно, Альберт помог внедрить немецкую традицию рождественской елки в британскую жизнь, наполняя свою жизнь в браке еще одним праздником.
Данную брошь с миниатюрой принца Альберта королева Виктория носила постоянно с момента замужества до самой своей смерти. Ее изготовили по личному заказу королевы Виктории в 1840 году.
Они любили удивлять друг друга «секретными» подарками-сюрпризами, такими как удивительно нежная и личная картина юной Виктории с распущенными завитками локонов. Волосы, ниспадающие на обнаженные плечи, работы немецкого художника Франца Винтерхальтера (1805-1873). Картина была заказана самой королевой в качестве подарка на 24-летие для ее мужа в 1843 году, которая ему горячо понравилась. Этот интимный портрет королевы с распущенными из традиционного узла волосами был изначально задуман как секретный подарок на день рождения ее мужу и явно предназначался только для его глаз. Он сразу же объявил это своим любимым ее портретом. А королева после этого носила кулон с прядью волос принца. Спустя более 10 лет после его смерти королева с любовью писала о картине в своем дневнике как о «любимой картине моего дорогого Альберта».
Хотя Виктория часто отдавала предпочтение художникам из родной Германии ее матери и мужа, особенно Винтерхальтера, они также нанимали британских художников. На Рождество 1841 года королева подарила принцу Альберту картину Эдвина Ландсира, изображающую любимую борзую принца, Эос, и с тех пор Ландсир регулярно рисовал королевских домашних животных.
По заказу королевы в 1844 году была изготовлена и подарена принцу Альберту картина изображавшая Викторию в трауре после смерти отца принца для утешения Альберта.
В 1850-х годах молодой Фредерик, лорд Лейтон, понял, что его карьера обеспечена, когда первым крупным клиентом, купившим его картину для подарка мужу стала королева Виктория. Знаменитая «Мадонна» Чимабуэ, написанная, когда Лейтон жил в Риме, была выставлена на выставке Королевской академии в 1855 году. Виктория отметила в своем дневнике: «Альберт был ею очарован – настолько, что это заставило меня купить ее».
Новые рубежи
Несмотря на то, что королева возглавляла консервативную эпоху Англии, когда для женщины считалось шокирующим показывать на публике даже лодыжку, королева была рада, что ее семья жила в окружении обнаженных статуй и картин, изображающих резвящихся обнаженных нимф. Художник Уильям Эдвард Фрост был известен тем, что рисовал обнаженные натуры, а королева и принц Альберт купили несколько его работ.
В Осборн-Хаусе, семейном доме на острове Уайт, королева поручила шотландскому художнику Уильяму Дайсу написать фреску «Нептун уступает свое место Британии - владычице морей», сцену, содержащую массу обнаженных тел – мужчин и женщин – от которых, Дайс писал, что принц-консорт был шокирован. На день рождения в 1857 году Альберту Виктория подарила статую леди Годивы, выполненную из чувственного серебра, золота и эмали. Это был французский скульптор Пьер-Эмиль Жаннест, чьими работами Альберт восхищался на Великой выставке 1851 года.
Альберт был прогрессивным в искусстве во многих отношениях и даже стал членом Королевского литературного общества. Королева была более скромна. Она любила поэзию, особенно поэта-лауреата Альфреда, лорда Теннисона, и говорила, что его траурное стихотворение In Memoriam стало большим утешением после того, как она лишилась своего спутника жизни. Похоже, ей нравились традиционные формы письма, но она открыто признавала, что презирает моду на романы, особенно когда их практикуют женщины.
Шотландские писатели Роберт Льюис Стивенсон и сэр Вальтер Скотт также в долгу перед Викторией. До ее правления соперничество Шотландии и Англии оставалось на пике, причем Англия считала себя превосходящей. Но когда королева полюбила Шотландию и стала посещать свой дом в Балморале так часто, как только могла, остальные Британские острова сделали то же самое. Внезапно тартан стал чрезвычайно модным, и дома высокой моды отразили это новое увлечение. Романы сэра Вальтера Скотта стали чрезвычайно популярны среди читателей, хотя он умер за 5 лет до того, как она начала свое правление, и туристическая индустрия Шотландии начала процветать.
Семейные фотографии
Королева Виктория также использовала новейший вид искусства: фотографию. Она была первым британским монархом, почти все время правления которого было зафиксировано на фотографиях. Еще в 1842 году она и Альберт начали собирать фотографии и помогли фотографии стать еще более популярным после ее включения в Великую выставку 1851 года, на которой председательствовала королевская чета. Виктория и Альберт часто позировали фотографам, и эта новая мода привела к расту фотоиндустрии по всей Британии.
В ту эпоху, когда еще не было выплат по социальному обеспечению, обязанность тех, у кого были деньги, заботиться о тех, у кого их не было, была необходимой частью британской классовой системы. Точно так же богатые любители искусства понимали необходимость поддерживать художников, писателей и ремесленников путем регулярного меценатства. Быть проницательным покровителем считалось неотъемлемой частью образования богатого молодого человека. Это была система, которая опиралась на то, что аристократия была хорошо образована в искусстве и хотела продемонстрировать свои знания, нанимая протеже. С этой целью для Виктории и Альберта стало обычным платить художникам, таким как скульпторы, отец и дочь Джон Фрэнсис и Мэри Торникрофт, годовую зарплату, а не комиссионные. Джон Фрэнсис был нанят в качестве наставника принца Альберта по скульптуре, и он рекомендовал свою дочь, когда королевская чета искала скульптора для создания статуй своих детей. Мэри Торникрофт оставалась частью королевского дома на протяжении многих лет, став учительницей дочери Виктории и Альберта, принцессы Луизы (которая стала профессиональным скульптором).
Королева также поддерживала исполнительское искусство, регулярно посещая театр и концерты. Виктория была первым британским монархом, который облагородил представителей актерской профессии, наделив актера Генри Ирвинга рыцарским званием и сделала актрису Эллен Терри дамой.
Коллекционеры произведений искусства, такие как королева и принц-консорт, были жизненно важной частью художественного наследия Великобритании, и их любовь к искусству помогла преобразовать страну. В мире, скованном жесткостью классовой системы, за время правления королевы Виктории был создан совершенно новый слой общества – творческий класс. К последней четверти XIX века успешные художники, писатели, ремесленники и актеры стали считаться новой элитой.
#королева Виктория #принц Альберт #принц консорт #муж королевы #супруг монарха #королевская семья #тазы #гончая #меценаты #покровители #любящая пара #счастливый брак #одна пара одна жизнь #подарки #сюрпризы #обручальное кольцо