Найти тему
Перо и Пыль Истории

Аббасидский халифат: 8 достижений золотого века

Оглавление

Халифат Аббасидов возник в результате распада династии Омейядов в 750 году. Правление Аббасидов ознаменовалось великими достижениями, которые превратили исламскую цивилизацию в центр научного и культурного прогресса. Этот период стал известен как Золотой век ислама.

В 750 году клан Аббасидов, возглавляемый Абу-аль-Аббасом А-Саффахом, при поддержке движения Хашимия и мусульман-шиитов жестоко сверг Омейядов. Оставшиеся члены династии Омейядов бежали в Аль-Андалус (современная Испания), где основали независимый эмират. Между тем, Аббасидский халифат захватил контроль над большей частью мусульманского мира, быстро подавив потенциальную оппозицию и построив мощное государство, которое на протяжении столетий оставалось главной движущей силой на Ближнем Востоке.

1. Халифат Аббасидов создал инклюзивное общество

Историческая карта Аббасидского халифата 790 года, сайт Insidearabia.com.
Историческая карта Аббасидского халифата 790 года, сайт Insidearabia.com.

Одним из первых достижений Аббасидов стало создание инклюзивного общества. Хотя сами Аббасиды были потомками арабских кланов Мекки, их политика заключалась в поддержке новообращенных из других национальностей и религиозных меньшинств. В 762 году столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад, чтобы быть ближе к персидской базе поддержки. Двор халифа был открыт для всех мусульманских национальностей, что способствовало внутреннему миру и стабильности. Бюрократия была передана персам, что позволило улучшить управление государством.

2. Строительство Багдада

Дизайн Багдада в VIII веке, через Insidearabia.com.
Дизайн Багдада в VIII веке, через Insidearabia.com.

Помимо создания инклюзивного общества, династия Аббасидов руководила многочисленными впечатляющими архитектурными проектами. Одним из таких проектов стало строительство новой столицы Халифата: Багдада.

Проект запустил второй правитель Аббасидского халифата Аль-Мансур. Он решил построить город на реке Тигр, чтобы он находился на перекрестке караванов, идущих по Шелковому пути из Северной Африки и Европы в сторону Китая.

Строительство началось летом 762 года и продолжалось пять лет. В проекте мобилизовано более 100 000 рабочих, включая архитекторов, каменщиков и строителей. Городу была придана круглая форма и он был укреплен двумя стенами, окружавшими город. Говорят, что Багдад был первым круглым городом такого рода на Ближнем Востоке.

Вскоре после завершения строительства новая столица оправдала амбиции Аль-Мансура и стала крупным центром торговли, культуры и науки. На пике своего развития Багдад насчитывал более 1,5 миллиона жителей.

3. Господство на Шелковом пути

Сети Шелкового пути через всемирную историю
Сети Шелкового пути через всемирную историю

Шелковый путь представлял собой сеть торговых путей, связывавших Китай с Европой. Большая часть этих маршрутов проходила через Ближний Восток. Еще в эпоху халифата Рашидун эта богатая сеть находилась в руках мусульман. Однако отсутствие стабильности во времена халифата Омейядов не позволяло развивать важные торговые центры в Исламской империи.

Аббасиды изменили ситуацию, построив Багдад в центре Шелкового пути. Это центральное положение позволило новому халифату привлечь купцов из Китая, франкских земель, Византийской империи , Индии и Эфиопии. Этот крупный приток торговли принес большие налоговые поступления, что в значительной степени способствовало многочисленным общественным работам и развитию сильной регулярной армии, что позволило халифату Аббасидов защитить сердце Шелкового пути.

Ко времени правления Аль-Мамуна в начале 9 века Аббасидский халифат был одной из самых богатых и развитых империй мира.

4. Перевод произведений древнегреческих философов

Авиценна Али Кари, ок. 1331, через философияbasics.com
Авиценна Али Кари, ок. 1331, через философияbasics.com

При правлении Аббасидов также появились великие интеллектуалы, такие как Аль-Кинди, Аль-Фараби и Ибн Сина , более известный на Западе как Авиценна . Одним из главных вкладов этих интеллектуалов является перевод произведений греческих философов на арабский язык. Позже эти переводы использовались западными интеллектуалами и способствовали европейскому Возрождению в 14, 15 и 16 веках.

Но исламские учёные не ограничились переводом иностранных документов. Они внесли значительный вклад в развитие более поздних школ мысли, таких как экзистенциализм, опираясь при этом на очень прогрессивное и смелое прочтение Корана и религиозных текстов. Сближение античной философии с исламским религиозным учением было одной из ключевых задач мусульманских философов.

Эти же философы внесли большой вклад в другие области, такие как медицина, математика, физика и химия. К 14 веку большинство их трактатов было переведено на европейские языки.

5. Крупный вклад в науку

Современная статуя аль-Хорезми в Хиве, Узбекистан, muslimheritage.com
Современная статуя аль-Хорезми в Хиве, Узбекистан, muslimheritage.com

Халифы Аббасидов были покровителями нескольких ученых, внесших большой вклад в технологии, математику, химию и физику.

«Сборник вычислений путем завершения и балансировки» Аль-Харизми представляет собой важный дискурс по алгебре. Работа Аль-Харизми также способствовала популяризации использования арабских цифр во всем мире. Там говорилось, что термин «алгоритм» произошел от его имени.

-7

Ибн аль-Хайсам, известный на Западе как Альхазен, внес большой вклад в область оптики. Он также известен своим подходом к экспериментам.

Медицина занимала видное место в исламском обществе. Говорят, что на пике своего развития в Багдаде насчитывалось более 800 врачей. Авиценна, известный своими философскими работами, также почитается как великий врач, написавший две энциклопедии в этой области: «Канон медицины» и «Книга исцеления». Более того, Аль-Кинди, другой философ, также известен как один из первых врачей, проводивших различие между «болезнями тела» и «психическими заболеваниями».

Наконец, Золотой век ислама породил множество астрономов, таких как Аль-Баттани, которые улучшили измерение прецессии земной оси. Мусульманские ученые продолжили развитие греческой астролябии и внесли большой вклад в современную навигацию.

6. Литература в Аббасидском халифате

Шахерезада и Султан Шариар — главные герои «Тысячи и одной ночи». Картина Фердинанда Келлера из культурной поездки
Шахерезада и Султан Шариар — главные герои «Тысячи и одной ночи». Картина Фердинанда Келлера из культурной поездки

Контакт с Китаем принес бумагу в Исламскую империю. Очарованные этой технологией, арабы построили первую бумажную фабрику в Самарканде (современный Узбекистан). Затем эта фабрика была перенесена в Багдад, где процветали книги и литература. Столица Аббасидского халифата славилась своей процветающей бумажной промышленностью и библиотеками.

Арабская поэзия и литература достигли своего расцвета в эпоху Аббасидского халифата. Пять столетий правления Аббасидов были временем появления таких великих художественных произведений, как «Тысяча и одна ночь» (также известных на английском языке как «Тысяча и одна ночь»).

Помимо этого сборника рассказов, во времена Аббасидского халифата невероятно популярна была поэзия. Под покровительством халифов и губернаторов многочисленные поэты добились известности при дворах Багдада и столицах провинций. Среди них мы считаем Абу Таммама, Абу Наваса и Аль-Мутанабби.

7. Крупный технологический прогресс

Страница из Китаб ад-Дирьяка Мухаммада ибн Аби Аль-Фата, muslimheritage.com
Страница из Китаб ад-Дирьяка Мухаммада ибн Аби Аль-Фата, muslimheritage.com

Главным технологическим достижением Аббасидского халифата стало появление бумаги из Китая, которая медленно ими исследовалась и распространилась на остальной мусульманский мир, прежде чем достичь Европы в 10 веке. Порох также был элементом, привезенным из Китая, и ученым эпохи Аббасидов удалось разработать первые формулы взрывов.

Аббасиды также добились больших успехов в области ирригации, построив первые ветряные мельницы. Кроме того, мусульманские инженеры разработали машины, позволяющие механизировать некоторые аспекты сельского хозяйства. Это, в свою очередь, привело к увеличению производства, что еще больше способствовало продовольственной безопасности, процветанию и стабильности империи.

Мореплавание было еще одной областью специализации мусульман Аббасидского халифата. Арабские мореплаватели господствовали на морях от Средиземного до Индийского океана. Арабские корабли считались вершиной навигационной техники. Остров Ормуз в Персидском заливе был важным местом для навигационных технологий и находился посреди торговых морских путей, соединяющих Ближний Восток с Индией и за ее пределами.

8. Багдадский дом мудрости: жемчужина Аббасидского халифата

Рукопись III века, нарисованная Аль-Васити из знаменитой книги «Ассамблеи», 1001inventions.com
Рукопись III века, нарисованная Аль-Васити из знаменитой книги «Ассамблеи», 1001inventions.com

Во время правления халифа Аль-Мансура в VIII веке в центре Багдада была построена огромная библиотека. Эта библиотека, известная как Багдадский Дом Мудрости, продолжала развиваться и пополняться книгами и научными трудами до конца 9 века.

В этой библиотеке содержались книги любого происхождения: от древнегреческих трактатов и рассказов до текстов из Индии, Китая и Эфиопии. Более того, эта библиотека охватывала такие области, как философия, медицина, математика, астрономия и так далее. Во времена халифа Аль-Мамуна дипломатическим миссиям было поручено собирать книги из разных стран для их перевода в Багдадском Доме Мудрости.

Развитие библиотеки остановилось во времена халифа Аль-Мутаваккиля в конце 9 века, когда более строгие религиозные движения начали заменять прогрессивных мутазилитов, которые активно спонсировали этот научный и культурный рост. Но несмотря на то, что халифы постепенно отходили от знаний, Багдадский Дом Мудрости оставался основным местом назначения для ученых всего известного мира до самого его разрушения.

В 1258 году библиотека была сожжена после штурма Багдада монгольскими войсками Хулагу-хана, внука Чингисхана. Наряду с сожжением Великой Александрийской библиотеки, разрушение Багдадского Дома Мудрости считается крупнейшей трагедией в истории науки.