Найти тему
Перо и Пыль Истории

4 малоизвестных исламских пророка, которые упоминаются в Библии

Оглавление

Мусульмане признают в исламе 4 арабских пророков, которые распространяли монотеизм; трое из них жили за тысячи лет до христианства и даже до исхода израильтян из Египта.

Ссылки на арабских пророков в еврейской Библии бывает трудно распознать. Чтение, казалось бы, бесконечных списков малоизвестных имен может быть в лучшем случае утомительным, а в худшем — скучным. Но, пропуская их, читатели упускают возможность обнаружить невероятные связи между авраамическими религиями. В этой статье исследуется загадка четырех арабских пророков в исламе, которые связаны с еврейской Библией.

1. Пророки в исламе: арабский пророк Худ в Библии

Пророк Худ в суре «Аль-Араф», XIV век, приписывается Индии или Ирану, Музей Метрополитен
Пророк Худ в суре «Аль-Араф», XIV век, приписывается Индии или Ирану, Музей Метрополитен

Генеалогия пророка Худа и его связи с еврейской Библией загадочны и противоречивы. Исламские ученые исторически признали Худа первым арабским пророком. Ибн Касир, известный историк 14-го века, идентифицировал Худа как сына Шалеха, которого иногда интерпретируют как Эбера, единственного сына Шалеха, названного в Торе. Это предполагает, что Худ на самом деле был предком пророка Авраама.

Сообщается, что бедуины, смотрители гробницы Худа, подтверждают это утверждение, и эта традиция в целом принимается мусульманами. Однако Ибн Касир также ссылается на другую линию, предполагая, что Худ произошел от двоюродного брата Шалеха Уза, сына Арама. Эта родословная могла бы разумно означать, что Худ на самом деле был арамейцем, а не арабом!

Если отбросить генеалогические различия, то история Худа в Коране похожа на истории других пророков. Посланный к народу Ад, чтобы бороться с их идолопоклонством, он был проигнорирован за то, что не предоставил «доказательств» в поддержку своих заявлений. Внекоранические истории рассказывают, что в ответ на их невежество Бог лишил землю дождя.

Народ Ад игнорировал послание Худа, пока облако не заслонило палящее солнце. Приняв это за приближающийся ливень, они праздновали, но были встречены холодным ветром, который резал их палатки и резал кожу. Спаслись только те, кто последовал призыву Худа к молитве (с вершины скалы, расположенной в современном Йемене). Остальные были убиты ледяным штормовым ветром, который пронесся по пустыне.

2. Салех и зарезанная верблюдица

Пророк Салех и верблюдица, 18 век, Иран, Британский музей.
Пророк Салех и верблюдица, 18 век, Иран, Британский музей.

В исламе Салех считается потомком Сэма, сына пророка Ноя. Тем, кто не знаком с арабским языком или ивритом, было бы легко спутать Салеха с Шелой, упомянутым в Библии. По совпадению, Шела также был сыном Сима и внуком Ноя. Однако пророк Салех, как и пророк Худ, живший до него, происходил от Уза, сына Арама. Согласно Корану, Салех был послан к выжившим потомкам Ада, которые с тех пор создали великую цивилизацию, известную как Самуд.

Народ Тамуда был технологически продвинутым каменотесом, который вырезал здания и памятники из скальных образований пустыни. Из-за их высокомерия и многобожия Салех доставил им предупреждение и испытание от Бога в виде верблюдицы. Народу Тамуда было сказано позволить ей мирно пастись. Но в акте восстания против Бога народ Тамуда изуродовал верблюда, покалечив его, перерезав ему подколенные сухожилия.

В результате их цивилизация была уничтожена молнией, пролившейся с небес. Говорят, что с пронзительным криком землетрясение похоронило жителей Тамуда в их собственных домах. Хадис повествует, что Пророк Мухаммед даже не позволял своим солдатам пить из заброшенных колодцев цивилизации. Город-призрак аль-Хиджр, куда был отправлен Салех, до сих пор считается проклятым.

Понимание Кахтана, Измаила и приемного предка Мадиана

Медная рука с надписью на сабаике, 2-3 века, Британский музей.
Медная рука с надписью на сабаике, 2-3 века, Британский музей.

Падение Тамуда ознаменовало конец аль-Баиды, древнейшей, ныне вымершей арабской цивилизации. Это создало пространство для возвышения аль-Ариба, чистых арабских племен, и аль-Мустариба, левантийского народа , который со временем арабизировался.

Яктан, известный как Кахтан по-арабски, был сыном Эбера (Худа) и является бесспорным предком аль-Ариба, «чистых арабов», которые основали южноаравийские цивилизации. Знаменитое королевство Савское было одной из таких цивилизаций. Согласно как Танаху, так и Корану, царица Савская имела союз с богатейшим царем Соломоном, который правил Израилем. Другое племя потомков Кахтана, Бану Джурхум, также было приемной семьей Измаила.

Это произошло, когда рабыня Авраама Хаджар бежала в пустыню со своим сыном Измаилом. Легенда гласит, что обезвоженные на грани смерти ангел Джибрил (Гавриил) создал источник под названием Замзам, чтобы утолить жажду. Поселившись в Мекке, Измаил в конце концов был усыновлен Бану Джурхум и женился на дочери вождя Рале.

Согласно традиции, Измаил освоил арабский язык как второй язык и даже изобрел фушу, стандартизированную форму, понимаемую во всем разнообразии арабских диалектов. Несмотря на это, мусульмане не считают его арабским пророком, хотя его потомки, включая Пророка Мухаммеда, стали считаться арабизированными арабами, или Мустариба.

Арабская каллиграфия в Синем Коране, IX век, из собрания Метрополитен-музея
Арабская каллиграфия в Синем Коране, IX век, из собрания Метрополитен-музея

В исламе Пророк Авраам в конце концов воссоединился в Мекке с Хаджар и их сыном Измаилом. Интересно, что об этом упоминается в еврейском Талмуде. Еврейская устная традиция гласит, что Хаджар осталась верной, несмотря на то, что сбежала от Сары, первой жены Авраама, и поселилась среди арабов. После смерти Сары раввины Талмуда объясняют, что Авраам официально женился на Хаджар под новым именем Кетура.

У Авраама и Хеттуры родилось еще шесть сыновей. Учитывая связь между исламскими и еврейскими повествованиями, вполне возможно, что эти сыновья выросли среди Бану Джурхум в Мекке. Это, безусловно, объясняет, как их четвертый сын, Мадиан, стал патриархом известной конфедерации племен Мустариба на северо-западе Аравийского полуострова.

3. Таинственный советник Моисея Шуайб, мадиамский жрец.

Муса и Шуайб вместе, Исхак ибн Ибрагим ибн Халаф ан-Нисабури, 1595 г., Национальную библиотеку Франции
Муса и Шуайб вместе, Исхак ибн Ибрагим ибн Халаф ан-Нисабури, 1595 г., Национальную библиотеку Франции

После нескольких поколений ассимиляции среди потомков Мадианитян возникла особенно интересная фигура. Этот первый пророк Мустариба известен как Шуайб в исламе и Йитро (Джотро) в иудаизме. Шуайб был настолько преобразующей фигурой, что религия друзов считает его своим главным пророком.

В исламском повествовании Шуайб проповедовал своей общине. Известны как ашабу аль-Айка, или «товарищи леса», потому что мадианитяне поклонялись дереву. Они также привыкли грабить путников в дороге и использовать фальшивые гири в своих деловых операциях.

Отказываясь изменить свой образ жизни, жители Мадиама прогнали Шуайба, его семью и его последователей из города. Это могло бы объяснить, почему в Библии упоминается, что мадианитянские пастухи не позволяли дочерям Иофора поить свой скот.

Однако Коран не упоминает об отношениях Шуайба с Моисеем. Однако он упоминает, что после бегства из Египта Моисей жил как беженец среди мадианитян. Там, как объясняет Коран, он женился на дочери праведника.

Обычно считается, что поскольку праведных людей в Мадиаме было так мало, этим стариком был не кто иной, как пророк Шуайб. Это убеждение, вероятно, подкреплялось библейским повествованием, в котором Моисей женился на дочери Иофора, праведного священника Мадиама. После сорока лет работы на Иофора Моисей вернулся в Египет, чтобы освободить израильтян.

Муса и израильтяне после перехода через Красное море, из Всемирной истории Рашида ад-Дина Табиба, 14 век, Эдинбургский университет.
Муса и израильтяне после перехода через Красное море, из Всемирной истории Рашида ад-Дина Табиба, 14 век, Эдинбургский университет.

После исхода из Египта Иофор и Моисей воссоединились на Синайском полуострове. Там авторы Талмуда объясняют, что Иофор сделал себе обрезание, возможно, став израильтянином. Позже Иофор увидел, что Моисей был перегружен административными обязанностями по руководству израильтянами. Он посоветовал Моисею создать иерархию судов для разрешения межличностных споров общины. В каком-то смысле Итро можно назвать катализатором институционализации еврейских раввинских судов!

4. Валаам, антипророк или непророк?

Камень с надписью в честь моавитянского царя, VIII век до н.э., Израильский музей, Иерусалим.
Камень с надписью в честь моавитянского царя, VIII век до н.э., Израильский музей, Иерусалим.

Прежде чем израильтяне переправились через реку Иордан в землю обетованную, они вступили в конфликт с различными племенами мустариба в пустыне. Когда эти племена не смогли одолеть израильтян, они послали таинственного пророка, чтобы проклясть народ Моисея. Талмуд считает Валаама одним из семи таких пророков-язычников.

Он был моавитянином из племени муста'риба, потомком племянника Авраама Лота. Несмотря на то, что он родился обрезанным и обладал врожденными пророческими способностями, ислам и иудаизм воспринимают Валаама как особенно злого человека. Мусульманские историки интерпретируют Валаама как идентичного неназванному человеку в Коране, который отверг знамения от Бога. Коран повествует, что, хотя этот человек мог быть возвышен, он вместо этого предпочел следовать своей собственной похоти.

Это почти полностью соответствует талмудическому пониманию Валаама, которое характеризует его как склонного к искушению. Валаам был наделен невероятными способностями, но использовал их только ради собственной материальной выгоды. Враги Моисея пообещали ему все, что он пожелает, при условии, что он сможет победить израильтян. Однако каждый раз, когда он открывал рот, чтобы проклясть израильтян гневом Божьим, он мог только благословить их!

Когда все проклятия потерпели неудачу, Валаам пришел к выводу, что лучший способ победить израильтян — это развратить их. Цари Моава послали мадианитянок соблазнить израильтян. Кульминацией этого стало то, что израильтяне убили тех, кто впал в искушение, и вырезали мадианитян, которые соблазняли их на безнравственность.

Поскольку Валаама помнят в позоре, у Ислама есть нюансы в отношении его пророчества. В отличие от иудаизма и христианства, которые признают недостатки различных библейских персонажей, ислам обычно характеризует пророков как непогрешимых. Если бы Валаам действительно был пророком, он бы не подчинился своим желаниям. Чтобы примирить это, исламские историки понимали Валаама как волшебника, который, возможно, имел способность стать пророком, но вместо этого решил не делать этого.

Пророки в исламе: Мухаммед, последний из арабских пророков

«Мухаммед встречает других пророков во время аль-Мираджа», Ферид ад-Дин Аттар, 1436 г., см. Национальную библиотеку Франции
«Мухаммед встречает других пророков во время аль-Мираджа», Ферид ад-Дин Аттар, 1436 г., см. Национальную библиотеку Франции

В то время как еврейские раввины называют историю Валаама возможной причиной исчезновения пророчества среди язычников, мусульмане признают более позднего арабского пророка. Более чем через две тысячи лет после Валаама известность приобрел потомок мустариба Ишамеля по имени Мухамад. Пророк Мухаммед признан получателем Корана и основателем ислама как мировой религии. Считавшаяся мусульманами печатью пророков, смерть Мухаммеда означала конец всех пророчеств.

Сегодня его историю можно понять только через культурно-чувствительную и исторически информированную призму. В конце концов, Пророк Мухаммед сформировался в результате сложного пересечения иудаизма, христианства и арабского многобожия. Изучая истории арабских пророков, считающихся духовными предшественниками Мухаммеда, мы заложили основу для лучшего понимания ислама.

#история #религия #факты #источники #пророки #монотеизм