Исторически роль мусульманского мира в становлении фундаментальных космологических наук недооценена в западной историографии. Восточная наука — и особенно астрономия и космология в исламской цивилизации — формировалась как самостоятельное, глубоко эмпирическое и философски развитое направление. Хотя мусульманские учёные имели доступ к трудам античных авторов, они не были зависимы от них: в исламском мире наука развивалась параллельно и во многих аспектах — опережала европейскую.
Собственные корни научной традиции
Исламская наука развивалась на основе многонационального и многокультурного синтеза знаний, но имела внутренние источники: потребность в астрономии возникала из задач календаря, молитвы, определения киблы и регулирования ритуалов. Уже в VIII веке в мусульманских городах Багдаде, Дамаске, Басре и Мерве создавались школы, где применялись наблюдения, эксперименты и теоретическое моделирование.
Как подчёркивает Рошди Рашед в труде La science arabe. Entre le savoir, le pouvoir et la foi (2008), «арабо-исламская наука сформировалась не как переводная традиция, а как самостоятельная рациональная система, где наблюдение и расчет имели приоритет».
Фундаментальный вклад исламских астрономов
Аль-Хорезми (ок. 780–850)
Один из основателей прикладной астрономии и алгебры. Его труд Зидж ас-Синдхинд содержал таблицы движения Солнца, Луны и планет, а также методы расчёта солнечных и лунных затмений. Он внёс важный вклад в создание исламского календаря и разработал методы расчёта координат небесных тел. Именно благодаря Аль-Хорезми в научный оборот Европы вошли арабские числа и позиционная система счисления. Алгоритмы, заложенные им, легли в основу астрономических таблиц, используемых в мусульманском мире на протяжении веков и позднее в Европе. Его математические методы применяются в астрономических расчётах и по сей день.
Аль-Бируни (973–1048)
Кроме выдающегося определения длины земного экватора, Аль-Бируни разработал методы геодезии, построил теорию измерения высот небесных тел, предложил гипотезу вращающейся Земли. Его труды легли в основу современных методов геолокации и геофизики. Принцип математического доказательства в науке о Земле и небе, впервые систематически изложенный Аль-Бируни, применим в современной геодинамике и геоинформатике.
Ибн аль-Хайсам (965–1040)
Автор трактата Китаб аль-Маназир («Книга оптики»), где предложил концепцию лучевой природы света и заложил основы экспериментального метода. Его идея, что знание должно проверяться наблюдением и экспериментом, считается предтечей научного метода эпохи Нового времени. Методы анализа изображения и света, разработанные им, легли в основу современной фотометрии, астрономической спектроскопии и оптики телескопов.
Насир ад-Дин ат-Туси (1201–1274)
Кроме «пары Туси», он разработал первую в истории полную тригонометрическую таблицу, отделив тригонометрию от астрономии. Эта система используется в вычислительной астрономии и даже в программировании орбитальных траекторий в космических агентствах. Обсерватория Мараге при нём стала научным центром с международным участием, и его подход к организации науки оказал влияние на создание обсерваторий Ренессанса.
Улугбек (1394–1449)
В его каталоге звёзд использовались прямые наблюдения без посредников, и его координаты до сих пор признаются одними из самых точных до телескопической эпохи. Современные астрономы используют звёздные данные Улугбека при анализе исторических положений звёзд и при калибровке моделей движения галактик. Его обсерватория в Самарканде стала первым комплексом, в котором использовались вертикальные инструменты в сочетании с прецизионными шкалами.
Ибн аш-Шатир (1304–1375)
Разработал модели движения планет без эксцентров и эпициклов, что позже стало основой системы Коперника. Его инструменты, в том числе улучшенная астролябия, использовались в обсерваториях Османской империи и Индии. Его подход к унификации движения планет нашёл отражение в концепции небесной механики Ньютона через предшественников эпохи Галилея.
Значение достижений для современной науки
Большинство описанных моделей, таблиц и расчётов послужили основой европейской науки позднего Средневековья, но также сохраняют значение и в современной астрономии как часть баз данных, исторической астрометрии и для анализа циклов солнечной активности.
Методика Ибн аль-Хайсама по проверке гипотез экспериментом включена в учебники по философии науки. Географические и геодезические методы Аль-Бируни до сих пор применяются при анализе планетарной поверхности в астрогеологии.
Работы Насира ад-Дина ат-Туси изучаются в контексте истории неевропейской науки, и его математические построения включены в курсы истории математики при университетах Ближнего Востока, Азии и Европы.
Таким образом, достижения исламских учёных не являются лишь историческим наследием, но составляют часть фундамента современной точной науки и продолжают оказывать влияние на развитие космологических моделей, методов и инструментов.