Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Первый советский ОБТ — Т-62, 1958

Оглавление

Средний танк Т-62 не планировался как массовый — его предназначение было во временном закрытии бреши в танковых войсках, пока не подоспеет более современная машина, но судьба распорядилась иначе. Он был первым в советском танкостроении, по общепринятой классификации относящийся к основным боевым танкам первого поколения, сумевшим объединить в себе лучшие черты средних и тяжелых танков, и тем самым заслужил свое место в истории. Что же побудило военных сохранить временное решение?

Основной боевой танк первого поколения Т-62, экспонат парка Победы в Казани. Фотография в свободном доступе.
Основной боевой танк первого поколения Т-62, экспонат парка Победы в Казани. Фотография в свободном доступе.

История создания

Конец 50-х годов ознаменовался резким скачком в танковой промышленности — броня танков усилялась, причем как по своему составу, так и по уровню защиты, разрабатывались первые образцы навесной динамической защиты, защищающие от противотанковых орудий и реактивных гранатометов, также появлялась защита от химического, бактериологического и ядерного оружия. Усилению подверглось и вооружение танков того времени — все это привело к тому, что военные сочли проверенный средний танк Т-54 и едва начавший поступать на вооружение «почти-ОБТ» Т-55 устаревающими и потихоньку вели разговоры о том, что с последней моделью руководство страны, мягко говоря, сильно поторопилось. И разговоры эти были услышаны — в высшем военном руководстве СССР появились первые мысли, что для Советской армии нужно разработать новый танк, который по надежности не уступал бы уже стоящим на вооружении серийным моделям, и одновременно с этим получил бы лучшее бронирование и новое, более мощное вооружение, которое способно было на равных бороться с американским танком М48 Patton III — 100-мм пушка Д-10Т, по всем расчетам, уже не могла пробить броню этого танка. Тем более, что в ассортименте снарядов для нее к тому моменту были только достаточно слабые бронебойные снаряды, кумулятивные появятся чуть позже, уже в 60-х.

Так или иначе, идею нового танка «подняли» до Министерства обороны СССР, откуда были спущены технические задания на новые танки, которые выглядели скорее как «пойди туда, не знаю, куда и принеси то, не знаю, что». Это привело к разработке нескольких проектов средних танков — так появились «Объект 140», «Объект 142», «Объект 150», но все это было «не то». Да, конструкторам удалось поднять пробивную способность снарядов за счет доработки орудия, но и это военных не устраивало — дело в том, что американский танк M48, да и британский «Centurion», равно как и немецкий «Leopard», по огневой мощи не уступали советским танкам, а военным требовалось полное превосходство советского вооружения над западным. Именно поэтому военные «помогли» конструктору Леониду Карцеву, показав новенькое орудие, которое они хотели бы видеть в качестве «орудия главного калибра» — 100-мм противотанковую пушку особой мощности Т-12, она же 2А19 по классификации ГРАУ. Однако это орудие имело довольно крупные габариты казенной части, да и сам снаряд к ней был немалых размеров, из-за чего орудие не влезало в боевое отделение танка. Тем не менее, благодаря ее боевым характеристикам, она оставалась единственным образцом, что устраивал военных — на этом настаивали не только военные, но и Никита Сергеевич, который и предложил «адаптировать орудие для танка», сохранив возможность использования снарядов от 2А19. Фактически, он предложил построить новый танк вокруг новой же пушки — и его слова были услышаны Леонидом Николаевичем Карцевым, предложившим доработку уже серийного орудия Д-54. Он предложил удалить из орудия нарезную часть ствола, а также поработать над казенной частью и доработать баллистику танкового орудия, что в теории должно было решить вопросы с вооружением нового танка.

100-мм противотанковая пушка особой мощности Т-12, она же 2А19 по классификации ГРАУ, собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
100-мм противотанковая пушка особой мощности Т-12, она же 2А19 по классификации ГРАУ, собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

И самое интересное — в то же самое время он уже строил прототип среднего танка, который получил обозначение «Объект 165» — близкий по устройству к будущему первому советскому ОБТ танк, который представлял собой гибрид — корпус и башня заимствована у «Объекта 140», компоновка боевого отделения была перенята у «Объекта 150», а МТО и ходовая часть у серийного Т-55. Этот прототип вооружался 100-мм нарезной пушкой У-8ТС, которая позже, после установки стабилизатора, получит обозначение 2А24 — неплохим в общем-то, орудием, но уже не совсем отвечающим требованиям военных. Тем не менее, забегая вперед, могу сказать, что прототип сможет пройти все испытания и с минимальными доработками будет принят на вооружение приказом Министра обороны СССР № 7 от 9 января 1962 года под обозначением Т-62А. Однако его полномасштабное производство «забуксует» почти сразу — виной тому станет сокращение номенклатуры «устаревших» боеприпасов, а также отсутствие отработанного стабилизатора и мощного бронебойного снаряда к пушке 2А24. Сама пушка тоже кстати, серийной не станет, несмотря на все свои показатели.

Объект 166, опытный образец первого советского ОБТ. Фотография в свободном доступе.
Объект 166, опытный образец первого советского ОБТ. Фотография в свободном доступе.

Параллельно с «Объектом 165» начались разработки прототипа, получившего обозначение «Объект 166». Его конструкция также была основана на танках Т-54 и Т-55, а также вобрала в себя некоторые решения из межсерийных прототипов, указанных выше. Главным отличием прототипа под номером 166 стало орудие — разработанная на базе Д-54, гладкоствольная 115-мм пушка У-5ТС, разработанная в ОКБ-9 под руководством Федора Федоровича Петрова. Она не оснащалась дульным тормозом, что было тепло принято военными — при выстреле не возникал демаскирующий фактор в виде облака пыли или снега. Опытный образец боевой машины представили в конце 1959 года, вскоре после того, как на завод была доставлена пушка, и в начале 1960 года «Объект 166» поступил на опытные испытания. По их итогу выявлены несколько мелких недостатков конструкции, которые были устранены практически сразу, после чего опытный еще танк «Объект 166» вновь поступил на испытания. Итогами этих испытаний военные остались вполне довольны и комиссия рекомендовала принять его на вооружение, что и произошло 12 августа 1961 года, присвоим машине индекс Т-62. Серийное производство первого советского ОБТ началось на трех заводах — Уралвагонзавод (Нижний Тагил), завод имени Малышева (Харьков) и Омский завод №183, и производство Т-62 в разных модификациях длилось до 1975 года. За все это время заводы выпустили около двадцати тысяч единиц, а помимо этого, лицензионное производство танков осуществлялось в Чехословакии, Польше и КНДР. Но если в Чехословакии и Польше выпустили немногим более тысячи единиц (по не очень доверенным источникам, но других мне найти не удалось), то в КНДР на базе Т-62 была разработана целая линейка танков «Чхонма», но данных по их серийному выпуску в свободном доступе вовсе нет.

Описание конструкции

Т-62 имеет классическую компоновку, с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отделения, отделения управления — в носовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка сохранил коробчатую конструкцию и был условно разделен на три части — боевое, отделение управления и моторно-трансмиссионное отделения. Компоновка Т-62 была унаследована у среднего танка Т-55, который в какой-то мере стал основой для разработки новой модели. Нос корпуса образован двумя листами катаной бронестали, расположенными под углами рационального наклона. Толщина верхней лобовой детали составляет 102 миллиметра, нижней — 100 миллиметров. Борта корпуса образовывались тремя бронелистами — верхним, что устанавливался под углом в 60° и толщиной в 45 миллиметров, вертикально ориентированным бронелистом толщиной в 80 миллиметров в средней части и нижним, расположенным под углом 45 градусов и имевшим толщину в 20 миллиметров. Корма танка образовывалась двумя бронелистами, сваренными между собой — верхняя кормовая деталь представляла собой пластину стальной брони толщиной в двадцать миллиметров, расположенных под углом в два градуса, а нижняя часть имела толщину в 45 миллиметров при угле наклона в 70 градусов. Днище корпуса представлено пластиной бронестали толщиной в двадцать миллиметров и оборудовано технологическими и одним эвакуационным люком в носовой части, под местом механика-водителя.

Компоновка корпуса ОБТ Т-62. Изображение в свободном доступе.
Компоновка корпуса ОБТ Т-62. Изображение в свободном доступе.

Как я уже говорил, корпус был разделен на три части, а сама компоновка была унаследована от среднего танка Т-55. Отделение управления, представленное рабочим местом механика-водителя, расположено в носовой части машины по левому борту. Механику-водителю попадать на свое рабочее место надлежит через сдвижной люк, оборудованный перископами наблюдения, прорезанный в крыше корпуса. По правую руку от него располагается топливный бак, слева от него — система пневматического запуска двигателя и спидометр, остальная контрольно-измерительная аппаратура располагалась по правую руку от него, на стенке топливного бака. Сразу за рабочим местом мехваода располагалось боевое отделение, в нижней части представленное вращающейся платформой, скрепленной с телом башни, а также несколькими боеукладками — в передней части, непосредственно перед топливным баком, располагалась укладка на 16 выстрелов, еще одна боеукладка (вмещающая 20 выстрелов) распологалась вдоль перегородки, разделяющей боевое отделение и МТО. Еще одна укладка, на два выстрела, размещена по правой стенке боевого отделения, за местом командира машины. Там же располагался и еще один топливный бак.

Рабочее место механика-водителя танка Т-62. Фотография в свободном доступе.
Рабочее место механика-водителя танка Т-62. Фотография в свободном доступе.

Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-62 традиционно располагается в корме. От предыдущих серий танков была унаследована компоновка МТО, включавшая в себя поперечное расположение двигателя — благодаря этому можно как сократить общие габариты танка, а также использовать внутреннее пространство моторно-трансмиссионного отделения толково. Кроме двигателя, в МТО удалось вместить редуктор коробки передач (гитара), воздухоочистную систему для двигателя, насосный агрегат системы дымопуска, центрифугу МЦ-1, главный фрикцион, трансмиссия в сборе, два планетарных механизма поворота, вентилятор системы охлаждения, масляный бак, автомат давления АДУ-2С, противопожарное оборудование и влагомаслоотделитель в сборе. Там же разместили радиаторы охлаждения для воды и масла, необходимые для работы силовой установки. По внешней части корпуса располагались жалюзи для забора воздуха (в кормовой части крыши), а также несколько технологических лючков для обслуживания моторно-трансмиссионного отделения.

Башня ранних серий танка Т-62 мало чем отличалась от башен Т-55. Фотография в свободном доступе.
Башня ранних серий танка Т-62 мало чем отличалась от башен Т-55. Фотография в свободном доступе.

Башня танка Т-62 — литая, с дифференцированной толщиной стенок могла быть унаследованной от среднего танка Т-55. Однако Карцев и сотоварищи провели колоссальную работу по исправлению недочетов, выявленных в конструкции башни от предыдущего танка, следовательно, самую башню сильно доработали — да так, что настрогали новых проблем. Главной из них оставалась теснота — внутренний объем башни составлял меньше двух кубометров, конструкторы мотивировали свое решение тем, что толщина стенок башни выросла, экипаж пересадили чуть ниже для оптимизации пространства. Толщина брони башни варьировалась от 220 (лобовая часть) до 165 миллиметров стали в бортах, а корма образовывалась стенкой толщиной в 65 миллиметров. Крыша башни приваривалась к основному телу и представляла собой отливку двускатной формы толщиной от 30 до 58 миллиметров. Центральным элементом башни, занимавшим почти весь полезный объем, было вооружение танка, а также вспомогательная к нему аппаратура наведения и стабилизации. Вращалась башня при помощи электропривода, при необходимости можно провернуть ее и вручную. Скорость вращения башни варьировалась от 0,7 до 16 градусов в секунду и была достаточной для ведения маневренного боя. Кстати, несмотря на тесноту, в полости башне удалось разместить необходимое оборудование для ведения боя (прицельные приспособления, приборы наблюдения), а также оборудование связи и даже комплекс противоатомной защиты. Для посадки и высадки экипажа, в крыше башни были прорезаны два люка — один из них, оснащенный многофункциональными приборами наблюдения и командирской башенкой, вел на рабочее место командира машины, второй был предназначен для посадки/высадки наводчика и заряжающего. На задней стенке башни, сразу за рабочим местом заряжающего находились еще два снаряда (так называемая, хомутиковой «оперативной боеукладке»).

Вид на башенные люки для посадки и высадки экипажа боевого отделения Т-62. Фотография в свободном доступе.
Вид на башенные люки для посадки и высадки экипажа боевого отделения Т-62. Фотография в свободном доступе.

Вооружение

Орудием главного калибра танка Т-62 выступает 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС, она же 2А20, она же «Молот» с длиной ствола в 53 калибра (или шесть с небольшим метров). Она позволяет на равных бороться с любой бронетехникой противника того времени, благодаря штатным подкалиберным бронебойным снарядам 3БМ3 и 3БМ4, способным на дистанции в 1000 метров пробивать от 250 до 300 миллиметров стальной брони. Пушка оснащена горизонтальным клиновым затвором, с пружинной полуавтоматикой, а также электрическим и резервным ручным механизмами спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатного механизма и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия, нормальная длина отката составляет 350—415, предельная — 430 миллиметров. С пушкой в паре установливается 7,62-мм пулемет. На танках ранних серий устанавливался пулемет Горюнова танковый, с августа 1964 года на танки начали устанавливать более совершенные пулеметы Калашникова под тот же патрон. Однако ПКТ имеет некоторые преимущества — меньшую массу и более компактные размеры, а также высокий темп стрельбы в 700—800 выстрелов в минуту против 600 у пулемёта Горюнова. Боекомплект к пулемету составляет 2500 патронов в десяти металлических коробках с лентами на 250 патронов. Ведение огня из пулемета допускается патронами следующих типов: стандартный патрон обр. 1908 года, бронебойный патрон обр. 1930 года с стальным сердечником, а также трассирующие и бронебойно-зажигательные боеприпасы. Пуля последнего боеприпаса, на дистанции 500 метров пробивает при нормальном попадании броню толщиной до шести миллиметров, однако главное назначение спаренного пулемета — это борьба с живой силой и не бронированными огневыми средствами противника. Боекомплект к орудию составлял 40 (на поздних модификациях —42) снаряда различных типов.

Танковая пушка 2А20 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка 2А20 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

На первых образцах Т-62 не устанавливалось зенитных пулеметов — считалось, что против реактивных самолетов они бесполезны. Так оно и было, однако к середине 60-х годов ХХ века во всем мире, а в частности, в странах Запада, быстрыми темпами развивались вертолеты, с которыми тяжелый пулемет прекрасно справлялся. Именно поэтому с 1969 года на все серийные Т-62 начали ставить 12,7-мм зенитные пулеметы Дегтярева (вскоре замененные на пулеметы Никитина-Соколова-Волкова) — их устанавливали на крыше башни, по левой стороне, перед люком наводчика орудия. Боекомплект к зенитному пулемету составлял 300 патронов, снаряженных в ленты и уложенных в коробки по 50 штук. Для стрельбы из пулеметов ДШКМ и НСВТ применялись патроны с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательные Б-32 и БС-41 и бронебойно-зажигательно-трассирующие БЗТ. Зенитный пулемет, помимо своего прямого назначения, зачастую применяется в борьбе с живой силой и легкобронированной техникой противника — его бронепробиваемость, для пули Б-32 составляющая 14 мм по нормали на дистанции 500 метров, это вполне позволяет.

«Передняя» боеукладка для 115-мм снарядов. Фотография в свободном доступе.
«Передняя» боеукладка для 115-мм снарядов. Фотография в свободном доступе.

О снарядах к 2А20 хотелось бы поговорить отдельно — поначалу к пушке имелось только два типа оперенных подкалиберных бронебойных снарядов — 3БМ3 и 3БМ4. Они были почти одинаковыми, оба имели одинаковую массу, баллистику и даже устройство их было схожим — стальной трубчатый корпус с бронебойным и баллистическим наконечниками и шестиперый стабилизатор, придававший снаряду вращение в полете со скоростью 800—1000 оборотов в минуту. Различие между двумя типами боеприпасов заключалось в том, что 3БМ4 имеет цельный стальной корпус, тогда как снаряд 3БМ3 имеет сердечник из карбида вольфрама, что обеспечивало ему лучшую бронепробиваемость, особенно при близких к нормальным углам встречи с броней. Появившийся позднее 3БМ6 также имел цельностальной корпус, но отличался от предыдущих снарядов уменьшенным весом снаряда и увеличенным зарядом, доработанной формой и лучшей баллистикой. Впоследствии к пушке приняли на вооружение более совершенный снаряд 3БМ21 с сердечником из карбида вольфрама и демпфером-локализатором, а также снаряд 3БМ28 с корпусом-моноблоком из сплава на основе обедненного урана.

Вид на приборы наведения орудия и командирский прибор наблюдения. Фотография в свободном доступе.
Вид на приборы наведения орудия и командирский прибор наблюдения. Фотография в свободном доступе.

Для наведения орудия и пулемета на цель при стрельбе прямой наводкой, на Т-62 устанавливается телескопический монокулярный шарнирный прицел ТШ2Б-41 (на машинах поздних выпусков, ТШС-41У). Прицел имеет переменное увеличение 3,5× или 7×, обеспечивая поле зрения в 18° или 9°, в зависимости от степени увеличения. Прицельная сетка рассчитана на ведение огня прямой наводкой подкалиберными боеприпасами на дистанции до 4 000 метров, кумулятивными снарядами — до 3 000 метров и из спаренного пулемёта — до 2 000 м. Дальномерного оборудования танк не имеет, однако прицел оснащен шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 метра («танк»). Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости танк оснащается электронно-оптическим инфракрасным монокулярным прицелом перископического типа ТПН-1-41-11, имеющим увеличение 5,5× и поле зрения в 6°. Прицел работает за счёт подсветки прожектором Л-2Г с инфракрасным светофильтром, обеспечивая дальность видения ночью в 750—800 метров. Для стрельбы с закрытых позиций Т-62, как и другие советские танки, оборудован боковым уровнем и азимутальным указателем.

Пулемет ПКТ, на долгие годы ставший стандартом для вооружения советских танков. Фотография в свободном доступе.
Пулемет ПКТ, на долгие годы ставший стандартом для вооружения советских танков. Фотография в свободном доступе.

Наведение пушки по вертикали осуществляется электрогидравлическим, а в горизонтальной — электромеханическим приводами. Максимальные углы наведения в вертикальной плоскости составляют от −6° до +16°. Управление наводкой осуществляется при помощи поворота управляющих рукояток на пульте наводчика на тот или иной угол, определяющий скорость наводки, могущую плавно варьироваться от 0,07° до 4,5° в секунду для вертикальной и от 0,07° до 16° для горизонтальной плоскости. Полный оборот осуществляется за 22,5 секунды. При отпускании кнопки приводы автоматически переводятся в режим торможения для предотвращения продолжения движения по инерции. Система управления огнем, пульт управления которой устанавливался перед рабочим местом командира, позволял ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Пушка 2А20 оснащена двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивающим точность стабилизации ±1 тыс. по вертикали и ±3 в горизонтальной плоскости. Стабилизация прицела осуществляется при помощи жесткой связи с спаренной орудийной установкой. На Т-62 поздних выпусков устанавливался стабилизатор «Метеор М» или «Метеор М1», имевшие аналогичные характеристики, но отличавшиеся исполнением электроники на транзисторах вместо ламповой.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

За подвижность танка на поле боя отвечает V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, модели В-55В. Имея рабочий объём в 38,8 литра, он способен развивать максимальную мощность в 580 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту, и максимальный крутящий момент в 230 кгм (2254 Нм) при 1200—1400 об/мин. Питается В-55В дизельным топливом марок ДЛ, ДЗ и ДА, а полного бака хватает на движение по шоссе при экономичном ходе на дистанцию до 650 километров (при использовании трех внешних топливных баков). По пересеченной местности машина на одной заправке могла проехать до 450 километов (сказывался повышенный расход во время преодоления бездорожья). Также и скорость движения — по шоссе танк разгонялся до 50 километров в час, когда как по бездорожью со скоростью до 27 километров в час. Система охлаждения двигателя включает в себя один жидкостный радиатор трубчатоленточного типа, размещённый над коробкой передач и вентилятор, размещённый у кормового листа корпуса. Очистка воздуха в системе воздухозабора двигателя осуществляется при помощи двухступенчатого воздухоочистителя ВТИ-4 с эжекционной системой удаления пыли из пылесборника.

Дизельный двигатель В-55В собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Дизельный двигатель В-55В собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия первого советского ОБТ была полностью позаимствована у среднего танка Т-55 - в ее состав входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, два планетарных механизма поворота, которые обеспечивали маневренность танка, привод вентилятора и бортовые передачи. Главным элементом всей трансмиссии была гитара — повышающий редуктор с передаточным числом 0,7, с помощью которого крутящий момент передается от двигателя к главному фрикциону. Механизмы поворота — двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, обеспечивающие прямую и замедленную передачу крутящего момента от главного вала КПП к ведущему валу бортовой передачи. За счет сообщения гусеницам разных скоростей движения происходит поворот в сторону отстающей гусеницы. Минимальный радиус поворота при постановке рычага механизма поворота в положение I — 8,91 м, в положение II — 2,64 м.

Топливная система танка включает в себя четыре внутренних топливных бака общей емкостью 675 литров — носовой топливный бак емкостью 280 литров, расположенный справа от места механика-водителя в носу танка, размещенные сразу за ним два бака-стеллажа — левый и правый, емкостью, соответственно, 125 и 145 литров, а также средний бак ёмкостью 127 литров, размещенный по правому борту боевого отделения у перегородки моторно-трансмиссионного отделения. Три наружных бака, емкостью по 95 литров, расположены на правой надгусеничной полке. Помимо этого, на корме танка при помощи специальных кронштейнов могут крепиться две стандартные топливные бочки емкостью по 200 литров. К топливной системе они не подключаются и топливо переливается в баки танка на стоянке с помощью штатных средств. Установленные бочки не влияют на подвижность танка и не мешают доступу к МТО для технического обслуживания, хотя и ограничивают угол склонения пушки по корме до +4°.

Подвеска внешних топливных баков танка Т-62. Фотография в свободном доступе.
Подвеска внешних топливных баков танка Т-62. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть Т-62, за исключением чуть иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54/55 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ведущее колесо заднего расположения, поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими лопастными амортизаторами. Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54/55 с металлическим шарниром, а позже — более совершенные гусеницы с резино-металлическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1386 кг, а гусеница с резино-металлическим шарниром — из 97 траков при массе 1655 кг.

Приборы наблюдения и связи

Основным прибором наблюдения для командира на ранних серийных танках Т-62 является комбинированный бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН-2, с августа 1964 года замененный более совершенным ТКН-3. Дневная ветвь двух приборов имела пятикратное увеличение, обеспечивая поле зрения в 10° по горизонту, они позволяли осуществлять наблюдение на дальности до 3000 метров и оснащались координатной сеткой для целеуказания и корректировки артиллерийского огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). Ночная ветвь приборов представляла собой электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения ТКН-2, работавший за счет подсветки прожектором ОУ-3 с инфракрасным светофильтром. Ночной прибор наблюдения имел пятикратное увеличение и обеспечивал дальность видения до 300—400 м при поле зрения в 9° по горизонтали, более новый ТКН-3, который заменил собой ТКН-2, отличался применением встроенного блока питания, сниженным до 4,2× увеличением и полем зрения 8° в горизонтальной плоскости. Поле зрения по горизонтали ограничивалось сектором в 281°, обзор кормового сектора был возможен лишь при повороте всей башни. Помимо них, по периметру башенки расположены сразу четыре неподвижных перископа однократного увеличения, обеспечивающие обзор бортовых секторов.

Прицельные приспособления для 2А20. Фотография в свободном доступе.
Прицельные приспособления для 2А20. Фотография в свободном доступе.

Наводчик, помимо своих двух прицелов, располагает отдельным неподвижным призменным перископическим прибором ТНП-165 однократного увеличения, расположенным в крыше башни правее вывода ночного прицела и дающим обзор лобового сектора. Для обзора на местности, заряжающий использует призменный перископический прибор МК-4, установленным впереди его люка (приборов ночного видения, в отличие от других членов экипажа, он не имеет). Мехвод в небоевых условиях ведёт наблюдение через свой люк, в бою же он располагает для этого двумя неподвижными призменными перископическими приборами однократного увеличения, сектор наблюдения одного из которых расположен по курсу танка, а другого — со смещением вправо. Оба прибора оснащаются системой очистки наружных стёкол при помощи омывающих форсунок. Обзора по бортам мехвод в бою не имеет. Для вождения ночью один из смотровых приборов заменяется бинокулярным прибором ТВН-2. Как и остальные ПНВ на танке, ТВН-2 работает при помощи подсветки от прожектора марки ФГ-10 или ФГ-125 с инфракрасным фильтром, обеспечивая мехводу дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении. Корпуса всех дневных смотровых приборов изготовлены литьевым способом из алюминиевого сплава АЛ2 и имеют скалывающие канавки и пазы, которые при поражении не прикрытой бронёй части пулей или крупным осколком вызывают ровный скол всей головки, после которого прибор можно без проблем извлечь из его шахты для замены. В смотровых приборах применено противоатомное стекло марки К-108, в сравнении с обычными стеклами, значительно медленнее темнеющее при воздействии на него гамма-излучением, однако способно к самовосстановлению прозрачности при нагреве до +200…+250 °C, а также при освещении солнечным светом в течение нескольких часов.

Танковая радиостанция Р-123. Фотография в свободном доступе.
Танковая радиостанция Р-123. Фотография в свободном доступе.

Линейные Т-62 ранних серий для связи оборудовались радиостанцией Р-113, а на танках выпуска с 1965 года — Р-123. Радиостанция размещается на левом борту башни, работу с ней осуществляет командир танка. Р-113 обеспечивает связь с однотипной радиостанцией на дистанции не менее 20 км, при наличии посторонних помех — 8—12 км, при включённом подавителе шумов — до 10 км. Р-123 обеспечивает связь с однотипной радиостанцией на расстоянии не менее 20 км в движении, а при включённом подавителе шумов — до 13 км. Обе радиостанции обеспечивают связь только в телефонном режиме, в симплексном или полудуплексном режиме. Радиостанции работают с наружной 4-метровой штыревой антенной, на случай её повреждения Р-113 и Р-123 комплектовались аварийной антенной, представлявшей собой кусок провода длиной, соответственно, 2,5 или 3 м. Дальность связи при работе на аварийную антенну ограничивалась 2,5 км, либо 1 км, если обе радиостанции работали на аварийных антеннах. Для внутренней связи танк оборудован интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) на всех членов экипажа Р-120 или Р-124. ТПУ оснащались ларингофонами, на Р-120 усилитель речи имелся только на аппарате командира, а на Р-124 — и у остальных членов экипажа. Оба ТПУ обеспечивали также выход на внешнюю связь, а Р-124 также обеспечивал всем членам экипажа связь с командиром десанта на броне с помощью еще одного слухового прибора, подключенного к внешнему гнезду. Для вождения в условиях низкой видимости, а также при использовании ОПВТ, на танк установлен гироскопический полукомпас ГПК-48, с мая 1966 года сменённый более совершенным ГПК-59.

Т-62К (уровень командир батальона), помимо Р-123, оснащены дополнительной радиостанцией Р-112. Радиостанция размещена в башне справа, обслуживается радистом-заряжающим. Р-112 обеспечивает стабильную связь в телефонном режиме на дистанции до 20 километров при движении или до 25 километров на стоянке, а при отсутствии помех — и на 40—50 километров. В режиме телеграфа дальность связи достигает 50 км, при установленной 10-метровой антенне — до 100—110 км, либо до 200 км при отсутствии посторонних помех. Помимо того, Т-62К оснащен комплексом навигационной аппаратуры ТНА-2, разработанным для координации действий танковых войск и бензиновым зарядным агрегатом АБ-1-П/30-У мощностью 1 кВт, установленным справа от места мехвода.

Боевое применение

Первое применение Т-62 в бою состоялось в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманский в марте 1969 года. Применение танков было случайным — в ходе конфликта, 15 марта 1969, к КП погранвойск, ведущих бои с китайскими войсками, по ошибке подошла группа из девяти Т-62 из 135-й мотострелковой дивизии. Было решено использовать танки для поддержки пограничников, не имеющих тяжёлого вооружения. Три Т-62 двинулись по льду к занятому китайскими войсками острову Даманский в попытке обойти остров и отсечь его от подходивших со стороны китайской границы резервов, однако китайцы оказались подготовлены к такому событию и открыли плотный огонь из РПГ-2, в результате чего головной танк был подбит, а остальные два отошли к советскому берегу, а экипаж подбитого танка был уничтожен китайцами из стрелкового оружия при попытке покинуть машину. К вечеру того же дня, после массированной артподготовки, китайские войска были выбиты с острова, но как выяснилось, к тому времени китайские разведчики успели исследовать танк и снять с него ряд приборов, в том числе стабилизатор вооружения, считавшийся наиболее секретным из того, что было установлено на Т-62. Танк было решено уничтожить, но удалось лишь утопить его, сломав лёд миномётным огнём. В конце апреля 1969 года, по окончании боев, китайцам удалось поднять танк со дна реки и более тщательно изучить, после чего он был установлен в музее НОАК в Пекине и впоследствии послужил основой при создании китайских ОБТ Type 80 и ZTZ-96/99.

Т-62 на позициях в Афганистане. Фотография в свободном доступе.
Т-62 на позициях в Афганистане. Фотография в свободном доступе.

Следующим военным конфликтом, где СССР применял Т-62, была операция в Афганистане. В среднем ежегодно на территории страны находилось около 600 советских танков, не считая машин, переданных правительственным войскам. В ходе эксплуатации в горных условиях Т-62 показал себя надёжной машиной с достаточно высокими боевыми качествами и техническими характеристиками — при условии технически грамотной эксплуатации, чего в Афганистане не наблюдалось. В ходе войны на танках Т-62 было усилено бронирование днища и установлено дополнительное бронирование на башне, для защиты ходовой части по бортам танка были введены резиновые экраны, для защиты механика-водителя при подрыве были установлены распорки между днищем и крышей корпуса. В то же время установлено, что мощности двигателя Т-62 не хватало, что проявилось после установки на танки дополнительного бронирования. В мае 1984 танковая рота Т-62 прочёсывала район в провинции Гильменд. За три дня весь район был очищен от моджахедов и было захвачено значительное количество оружия и боеприпасов. Потерь Т-62 и экипажи не понесли, хотя по танкам было сделано около 40 выстрелов противотанковых гранатомётов. За всё время войны, по официальным данным, безвозвратные потери танков всех типов составили 147 единиц (в основном Т-62 и часть Т-55). Немалая часть танков выходила из строя по техническим причинам — логистика во время военных действий в Афганистане хромала и запчастей попросту не было, иногда техникам приходилось даже прибегать к «каннибализму», снимая с сильно поврежденных танков нужные запчасти.

Колонна внутренних войск в Чечне. Фотография в свободном доступе.
Колонна внутренних войск в Чечне. Фотография в свободном доступе.

Т-62 принимали ограниченное участие во время Первой чеченской войны, с переменным успехом — танки стояли как на вооружении федеральных войск, так и на вооружении дудаевских формирований. Известен случай боя между одним Т-62 оппозиции и двумя Т-72А войск самопровозглашенной Ичкерии, в ходе которого «федеральный» Т-62 был подбит, в нём погибло два члена экипажа. Известен и случай уничтожения дудаевской установки ПТРК танком Т-62 с дистанции 5600 метров. Последний танк, что оставался на вооружении федеральных войск, был уничтожен при попытке штурма города Грозный 15 октября. Во время Второй чеченской войны Т-62 применялись более массово. 93-й механизированный полк внутренних войск Российской Федерации имел 69 Т-62 и Т-62М. 69 танков Т-62М имел 160-й гвардейский танковый полк. Всего для проведения операции отводилось 370 танков Т-72, Т-62 и Т-80 (включая 138 Т-62). Кроме того несколько Т-62 использовали железнодорожные войска на бронепоездах, из них два поезда дожили до начала второй кампании и в конце группа была усилена до пяти. Всего в обеих чеченских кампаниях использовали 6 бронепоездов. Каждый поезд имел одну или две платформы с танком Т-62, то есть количество танков на поездах во второй кампании составляло от 5 до 10 штук. Первое участие в боевых действиях Второй Чеченской танки приняли в августе — сентябре 1999 года, когда около шестидесяти танков Т-62 93-го полка принимали участие в защите Дагестана от нападений чеченских террористов. К середине сентября боевиков выбили с Дагестана, известно о потерях — один уничтоженный Т-62. В первой половине октября 1999 года, в Чечню перевели 160-й гвардейский танковый полк, которым командовал подполковник Юрий Буданов. В этом месяце особо крупных боёв не происходило, известно что был случай когда в Т-62М командира полка попал снаряд, экипаж отделался лишь контузией. В начале ноября, во время штурма Ачхой-Мартана, один Т-62 160-го полка был подбит ПТУРом. При приближении к городу Старый Ачхой, машины полка получили несколько попаданий ПТУР из пусковой установки на удалении примерно 3900 метров, но ни один танк не вышел из строя. Огнём танка Т-62, джип, пусковая установка и расчёт из четырёх боевиков были уничтожены. 18 ноября Ачхой полностью перешёл под контроль федеральных войск. В этом месяце танк командира полка получил одно попадание из РПГ, но экипаж также как и танк опять уцелел. С 1 по 3 декабря рота Т-62 160-го полка участвовала при взятии Алхан-Юрта, при этом ими было произведено около 1000 выстрелов 115-мм пушек. 8 декабря группа генерала Шаманова при поддержке танков 160-го полка начала штурм Урус-Мартана. За три дня центр ваххабизма в Чечне был разгромлен. Танками Т-62 было уничтожено около 50 боевиков, при этом ни один танкист Буданова не погиб. Уже после взятия Урус-Мартана, произошла первая потеря за два месяца боевых действий, командир танкового взвода был убит осколками гранаты РПГ, вылезший осмотреться из танка. 31 декабря взвод из трёх танков Т-62 160-го полка участвовал в спасении группы спецназа в бою у «Волчьих ворот». Потерь танковый взвод в ходе боя не понес, как впрочем, и за последующие три месяца боев — до начала января 2000 года 160-й полк прошёл путь от села Горагорск (Надтеречный район) до Дуба-Юрта, не потеряв ни одного Т-62 уничтоженным (были только повреждённые) и только одного человека убитым. 14 января 160-й полк без боя занял высоту 950,8 («Волчьи ворота») и закрепился на брошенных боевиками укреплениях. 15 января узнав о потере высоты боевики попытались её отбить. В ходе тяжелого боя пехотинцы 160-го полка были выбиты с высоты. Полк потерял 7 человек убитыми, также в ходе боя исчез разведчик полка Игорь Сауков. Боевики использовали тактику «живых волн», несмотря на то что по ним вели огонь с равнины танки Т-62 и они несли огромные потери, им удалось сблизиться на дистанцию, с которой прекратилась артиллерийская поддержка, дабы не накрыть своих. 18 января к позициям полка вышел разведчик Игорь Сауков, оказалось что он сорвался в пропасть, но смог живым вернуться к своим. По полученной им информации (схемы трех больших опорных пунктов) 160-й полк начал обстрел. На руинах опорных пунктов было обнаружено около двухсот убитых боевиков. За неделю боя за высоту 160-й полк понёс наибольшие потери за всю войну — 18 человек погибшими, при этом нанеся противнику наибольшие потери — не менее 350—400 убитых. Командир 160-го полка награждён орденом Мужества и получил досрочно звание полковника. С конца декабря 1999 года по начало февраля 2000 года Т-62 93-го и 160-го полков принимали участие в штурме Грозного. 5 марта 2000 года началось решающее сражение, ставшее последней крупной битвой войны. На штурм села Комсомольское, где окопались полторы тысячи боевиков главаря террористов Руслана Гелаева, были брошены танки Т-62 и Т-62М 160-го танкового и 93-го механизированного полков. Три танка 93-го полка штурмовали село в составе 19-го отряда спецназа. О возможных потерях танков и танкистов внутренних войск информация неизвестна. Полк Буданова при штурме, как и прежде понёс минимальные потери — три танка получили попадания РПГ, но все остались на ходу. Не погиб ни один танкист Буданова и уже 14 марта село было взято, а 21 марта того же года крупномасштабные боевые действия были завершены.

Самым свежим фактом о применении машин стал отчет миссии ОБСЕ в феврале 2015 года — ими были зафиксировано применение танков Т-62 в зоне боевых действий на востоке Украины. Несмотря на то, что к началу операции, почти все танки сняли с вооружения российской армии, в ходе войны они вернулись в строй. За два года СВО с консервации сняли 700 танков этого типа. В мае-июне 2022 года в зоне боевых действий замечены российские Т-62М и Т-62МВ, также отмечены первые их потери. По сообщению Forbes, к концу октября 2022 года аналитики на основании фото и видеоданных насчитали сорок три подбитых Т-62, из которых тридцать семь машин были захвачены, отремонтированы и используются украинской стороной. На октябрь 2023 года сайт Oryx насчитал восемьдесят три подбитых российских Т-62, а по оценке МИСИ, на декабрь 2024 года Россия потеряла 335 танков Т-62.

Т-62МВ, одна из последних модификаций танка, оснащенная комплексом динамической защиты «Контакт-1». Фотография в свободном доступе.
Т-62МВ, одна из последних модификаций танка, оснащенная комплексом динамической защиты «Контакт-1». Фотография в свободном доступе.

Однако нельзя сказать, что боевой путь Т-62 проходил в рамках советского и постсоветского пространства — с переменным успехом они применялись в боях на Ближнем востоке. В некоторых английских источниках заявляется что четыре или пять танков Т-62 проходили испытания в Египте в 1969 году, там же сказано — один или два танка захватили израильтяне в ходе операции «Изморось» и отправили в Великобританию. Официальные лица заявляют, что ничего этого не происходило и уточняют что на самом деле «танками Т-62» были британские танки «Чифтен», которые после испытаний израильтяне отправили обратно в Великобританию. «Jewish Telegraphic Agency» выяснило, что первоисточником данного «утки» был журналист «Daily Express» Чапман Пинчер, который спутал и принял новые «Чифтены», вернувшиеся из Израиля, за Т-62.

В 1971 году Советский Союз поставил Египту первые Т-62, в этом же году США поставили Израилю первые M60A1. Изначально египтянам поставлялись танки без новейших 115-мм оперённых бронебойно-подкалиберных снарядов. Этот недостаток заметили египетские танкисты, после чего снаряды все же отправили (снаряды этого типа значительно превосходили по бронепробиваемости все используемые западными и советскими танками). Британский военный эксперт Симон Данстан утверждал, что египетские Т-62 имели «автоматы заряжания» (коих в реальности на серийные машины не ставили). В ходе боевых действий, Египет задействовал 188 танков Т-62 (15-я и 25-я бригады). Сирия задействовала по западным данным 475 танков Т-62 (47-я, 91-я, 20-я, 65-я и 70-я бригада Республиканской Гвардии). Для штурма линии Бар-Лева Египет отводил более тысячи танков, включая 188 новейших Т-62, Израиль в Синае имел 1088 танков, включая 150 новейших M60A1. В целом западные источники оценивают боевое применение египтянами Т-62 как положительное — израильтяне так и не смогли выбить 15 и 25 бригады с занятых территорий.

Т-62 на Ближнем востоке. Фотография в свободном доступе.
Т-62 на Ближнем востоке. Фотография в свободном доступе.

Т-62 применялся также на сирийском фронте — 6 октября 1971 года главный удар по противнику наносили 540 сирийских танков (в составе которой были Т-62) 47-й бригады. Против них израильские войска выставили до 200 танков «Центурион». К вечеру 6 октября израильтяне получили подкрепление в составе около 250 танков. Это заставило ввести в бой сирийскую 1-ю бронетанковую дивизию (230 танков), в составе которой была 91-й бригада, вооружённая Т-62. Утром 7 октября, когда 1-я бронетанковая дивизия Сирии наступала на мосты через реку Иордан, 91-я бригада была атакована с фланга ротой резервной 679-й бригады, вооружённой танками «Центурион». В бою было потеряно около 35 Т-62 и 3 «Центуриона». На следующий день сирийское военное командование ввело в бой 3-ю бронетанковую дивизию (еще 230 танков), в составе которой были 20-я и 65-я бригады, вооружённые Т-62. Утром 9 октября прибывающими резервами израильтянам удалось остановить сирийское наступление, при этом 7-я и 188-я бригады израильтян были почти полностью уничтожены. 11 октября контрнаступление израильских танков вклинилось на несколько километров на сирийскую территорию. В ходе его отражении принимали участие танки Т-62 91-й бригады. В целом использование сирийцами Т-62 было неудачным, им не удалось полностью добить израильскую группировку на Голанских высотах до прибытия подкреплений, вдобавок северная группировка сирийских войск сама потеряла часть территории (если брать ситуацию на 24 октября).

После окончания боевых действий Израиль принял на вооружение несколько десятков Т-62, захваченных у Сирии. В ходе боевых действий выяснилось что основные 105-мм бронебойные снаряды M-392 на больших дистанциях имеют проблемы с пробитием брони Т-62. После окончания войны в срочном порядке были разработаны снаряды M-392A2 с повышенной бронепробиваемостью. Во время испытаний обстрелом трофейных сирийских Т-62 командир израильской 162-й бронетанковой дивизии генерал Авраам Адан отмечал превосходство 115-мм пушки 2А20 над 105-мм пушкой израильских танков. Несколько танков Израиль отправил США, ФРГ и Франции. Немцам удалось создать на основе 115-мм БОПСа такой же снаряд к 105-мм пушке (DM-23). На основе этого снаряда, в Израиле (M111) и США (M-735) начали производить собственные снаряды для своих танков.

Подбитый Т-62 армии Ирака, фотография от 2003 года, находится в свободном доступе.
Подбитый Т-62 армии Ирака, фотография от 2003 года, находится в свободном доступе.

Т-62 принял широкое участие в Ирано-иракской войне. К началу войны у Ирака имелось 700 танков Т-62 в составе 6-й, 12-й, 16-й, 17-й (частично), 25-й, 30-й, 35-й и 45-й (частично) бронетанковых бригад. В 1982 году Ирак заказал у СССР ещё 2150 Т-62, из которых до 1989 года было поставлено только 1000. Иран в 1981 году приобрёл 65 Т-62 у Ливии, 100 в 1982 у Сирии и 150 «Чон-Махо» у КНДР в 1982. Таким образом, Ирак в ходе войны задействовал 1700 Т-62, Иран 315 Т-62. К началу войны по количеству танков стороны были примерно равны, но современных танков у Ирана было почти в два раза больше. Ирак перед войной имел 1800 танков, включая 100 современных Т-72 (они не участвовали в начале войны) и 700 Т-62, Иран имел 2160 танков, включая 875 современных «Чифтенов» и 460 M60. 22 сентября 1980 года танки 6-й бронетанковой дивизии Ирака перешли границу Ирана возле Бустана. За неделю танки Т-62 дошли до северных окраин Ахваза, а уже 11 октября 6-я дивизия перешла реку Карун у Даркховейна, поставив под угрозу снабжение иранской армии в регионе. 3-я бронетанковая дивизия иракских войск начала наступление на Хорремшехр — иранцы в этом районе имели 92-ю дивизию («Чифтены» и «Скорпионы») и 37-ю бригаду (M48). В результате осады, которая длилась чуть более месяца, к началу ноября город пал. Обе стороны потеряли большое количество танков в боях, в частности были полностью разгромлены 37 бронетанковая бригада, потерявшая 150 танков M48 и разведывательный полк «Скорпионов» 92-й дивизии. Весной 1982 года 6 бронетанковая дивизия Ирака была практически уничтожена в ходе иранского контрнаступления. 5 января 1981 года иранские войска предприняли попытку мощного контрнаступления в долине Керхе вблизи города Сусенгерда, ставшего известным как «Битва за Дизфуль» силами 300 танков «Чифтен» и M60 из состава 16-й бронетанковой дивизии. Иракское командование предугадало намерения противника и выдвинуло навстречу ему 300 танков Т-62. 6 января иранская бронетанковая бригада вышла к позициям врага, атаковав иракцев сходу, но оказалась в огневом мешке и атакована с флангов. Потери иранских войск составили более ста танков. Оставшиеся две иранские бригады попали в ловушку 7-8 января и также были разбиты и отступили. Иран потерял до 250 танков «Чифтен» и M60 (по иранским заявлениям 88), в то время как Ирак потерял всего несколько десятков танков Т-62. После боя иракцы организовали выставку трофейной техники, журналисты посчитали потери с обеих сторон. Так на поле битвы обнаружили полторы сотни подбитых иранских танков, сколько ещё иранцам удалось эвакуировать неизвестно. В ходе битвы выяснилось что 115-мм оперённые бронебойно-подкалиберные снаряды свободно пробивают многослойную лобовую броню «Чифтенов». На выставке в Багдаде стоял танк «Чифтен» со сквозной дырой в башне — 115-мм снаряд пробил лоб и вылетел через корму. В ходе войны Ирак потерял согласно русскоязычным источникам около 500 танков Т-62, по западным данным потери Т-62 составили лишь около 200 штук, потери иранских Т-62 неизвестны.

Израильские Tyran 6 (модернизация советских танков). Фотография в свободном доступе.
Израильские Tyran 6 (модернизация советских танков). Фотография в свободном доступе.

В 1982 году сирийские Т-62 участвовали в отражении наступления израильской армии во время Ливанской войны. На территории Ливана сирийцы имели Т-62 в составе 3-х бригад: 76-я, 91-я и 51-я. Первые боестолкновения израильских и сирийских танковых войск зафиксированы 8 июня в ходе боя за Джеззин, на окраинах которого израильские «Центурионы» попали под сосредоточенный огонь Т-62 и ПТУР. Бой продолжался до темноты, израильтянам ценой немалых потерь все же удалось выбить сирийцев из города, при этом потеряв до десяти «Центурионов», сирийцы потеряли от трех до двадцати четырех танков Т-62 уничтоженными и подбитыми. В ночь с 8 на 9 июня части 162-й дивизии «Ха-Плада» и оперативной группы «Варди» Армии обороны Израиля, окружили 76-ю и 91-ю бронетанковые бригады по одним данным из состава 1-й дивизии (в других источниках называется 10-й) к югу от озера Карун. Сирийцы оказывали отчаянное сопротивление. У танков кончалось топливо и боеприпасы. Спасти ситуацию смогли дамасские части 1-й сирийской бронетанковой дивизии, на вооружении которой, по одной версии, находились в том числе танки Т-72 (по другой версии, Т-72 в 1-й бронетанковой дивизии не было). Она нанесла удар по правому флангу израильских войск чуть севернее Рашая, прорвав кольцо окружения сирийских бригад. Израильтяне потеряли «множество танков M60», сирийские 76-я и 91-я бригады вырвались из окружения, с потерей более 200 танков Т-62, 90 из которых брошены целыми. После этого сирийские бригады вернулись в Сирию и были перевооружены Т-55, а части 1-й бронетанковой дивизии продолжили движение к Захле. 162-я дивизия израильтян продолжила наступление от озера Карун и достигла поселения Эйн-Зхальта, где она вступила во встречный танковый бой с сирийскими Т-62. Первыми же выстрелами были уничтожены два израильских «Центуриона», а далее израильтяне понесли ещё более значительные потери. Потеряв в этом бою не менее трёх танков, сирийцы заставили израильтян отступить к селению Барук. В центре 162-я бронетанковая дивизия столкнулась с упорным сопротивлением 51 отдельной бронетанковой бригады, оснащённой танками Т-62, занявшей основательно подготовленную оборону к западу от Долины Бекаа. Бои продолжались до 11 июня, когда было подписано перемирие. Незадолго до перемирия у Джуб-Джунина израильские «Меркавы» атаковали Т-62 58-й бригады. Потеряв два своих танка, израильтяне подбили дюжину сирийских. Всего в ходе этого боя, который продолжался до полудня и сопровождался авиаударами с обеих сторон, по сирийским данным, было уничтожено от 21 до 30 единиц израильской бронетехники. По заявлению израильских вертолётчиков, в этом бою было поражено 15 сирийских таков, но при этом один вертолёт MD 500 был сбит огнём пушки Т-62. Через десять дней израильские захватили десять невредимых Т-62, их экипажи сдались в плен при виде двух израильских «Центурионов». Израильские танки Tiran 6 (переделки советских Т-54/55/62) участия в боях не принимали (были на границе), при этом в ходе войны в результате возгорания на складе боеприпасов по неизвестной причине, сгорели и сдетонировали практически все трофейные 115-мм снаряды что имелись у израильтян.

Заключение

Первый советский ОБТ — Т-62 смог стать по-настоящему легендарным. Он появившился в начале 1960-х, уже с огромным запасом на модернизации и сумел доказать, что культовый Т-34 окончательно устарел, как морально, так и физически, а Т-62 еще служить и служить. Кто знает, почему так получилось, что танк прослужил около полувека — за свою надежность или отличные боевые характеристики? В любом случае, сегодня Т-62 во всех его модификациях, можно считать музейным экспонатом, слишком широко шагнули технологии в танкостроительстве.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.