Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. «Объект 142», ещё один шаг к созданию ОБТ, 1958

Опытный средний танк под обозначением «Объект 142» разрабатывался как дальнейшее развитие идей, заложенных Леонидом Николаевичем Карцевым в своей предыдущей разработке. Он надеялся доработать танк до приемлемых для военных характеристик и «протолкнуть» свой танк на вооружение СА. Что из этого получилось, читайте дальше в статье. Почти сразу после официального завершения работ по прототипу среднего танка «Объект 140», разработанного Леонидом Николаевичем Карцевым, казалось, что замены средним танкам Т-54 и Т-55 пока нет и в обозримом будущем не появится. Однако все понимали, что разработки новых моделей военной техники в западных странах не останавливается, соответственно, Советской армии требовался ответ на всё возникающие внешние угрозы. Это понимал и Карцев, и именно по этой причине Леонид Николаевич направил два письма, министру обороны Устинову и командующему бронетанковыми войсками Полубоярову с предложением продолжить работы по созданию адекватной замены серийным танкам, способно
Оглавление

Опытный средний танк под обозначением «Объект 142» разрабатывался как дальнейшее развитие идей, заложенных Леонидом Николаевичем Карцевым в своей предыдущей разработке. Он надеялся доработать танк до приемлемых для военных характеристик и «протолкнуть» свой танк на вооружение СА. Что из этого получилось, читайте дальше в статье.

Опытный средний танк «Объект 142» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Опытный средний танк «Объект 142» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Почти сразу после официального завершения работ по прототипу среднего танка «Объект 140», разработанного Леонидом Николаевичем Карцевым, казалось, что замены средним танкам Т-54 и Т-55 пока нет и в обозримом будущем не появится. Однако все понимали, что разработки новых моделей военной техники в западных странах не останавливается, соответственно, Советской армии требовался ответ на всё возникающие внешние угрозы. Это понимал и Карцев, и именно по этой причине Леонид Николаевич направил два письма, министру обороны Устинову и командующему бронетанковыми войсками Полубоярову с предложением продолжить работы по созданию адекватной замены серийным танкам, способной на равных бороться с техникой противника.

Леонид Николаевич Карцев, знаменитый конструктор танков СССР. Фотография в свободном доступе.
Леонид Николаевич Карцев, знаменитый конструктор танков СССР. Фотография в свободном доступе.

Карцев предлагал провести «работу над ошибками», создав боевую машину, которая вобрала бы в себя всё лучшее из конструкции среднего танка Т-55, вооружив её новейшим, ещё экспериментальным орудием Д-54 калибра 100 миллиметров. От такого предложения военные отказаться не могли, ведь по заверениям конструкторов ОКБ-9 (которое занималось разработкой орудия), кумулятивный снаряд, выпущенный из неё, способен пробивать до 300 миллиметров брони на дистанции в два километра. Военные разрешили начать работы по созданию новой машины, но с условием — сделать машину как можно быстрее.

Опытный средний танк «Объект 140» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Опытный средний танк «Объект 140» собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Конструкторский коллектив завода №183 за работу принялся с энтузиазмом — новую машину решили строить на базе опытного танка «Объект 140» при максимальной унификации с серийным Т-54. Работы шли споро и уже через несколько месяцев, новый опытный танк, который получил внутреннее обозначение «Объект 142». И уже осенью того же года новый танк вышел на полигонные испытания, которые он прошёл с честью, показав высокие характеристики маневренности, а также высокую точность стрельбы. Однако военным танк не понравился — по завершении всех испытаний, результаты испытаний отправили на анализ, который показал незначительное повышение характеристик в сравнении с предыдущими моделями. Поэтому все работы над «Объектом 142» постановили закрыть, танк отправить на завод, а все усилия конструкторского бюро направить на работы по среднему танку Т-55.

Описание конструкции

Средний танк «Объект 142» был в некотором смысле, наследником технологий, использованных в конструкции серийных машин предыдущего поколения. Он унаследовал также и компоновку машины, однако, как выяснилось позже, со всеми недостатками «Объекта 140», приумноженными при помощи новых «сырых» ещё решений.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка собирался из листов катаной броневой стали различной толщины при помощи сварки. Верхняя лобовая деталь производилась из листа брони толщиной в 30 миллиметров, расположенного под углом в 83°, средняя и нижняя лобовые детали имели толщину в 100 миллиметров, расположенные под углом в 65 и 61° соответственно. Верхняя часть бортов корпуса имела толщину в 57 миллиметров и размещались под углом в 50 градусов, нижняя представляла собой цельную бронеплиту толщиной в 20 миллиметров, расположенных под углом в 41 градус. Корма собиралась из двух листов катаной брони толщиной в 45 миллиметров (верхняя деталь, располагалась под углом в 17°) и 30 миллиметров (нижняя деталь, располагалась под углом в 70°). Крыша и днище корпуса имели равную толщину в 20 миллиметров. Толщина брони для своего времени, если судить цифрами, была недостаточной, однако в техническом описании говорилось, что верхний лобовой лист обеспечивал защиту от тупоголовых бронебойных снарядов с начальной скоростью до 930 м/с, нижний — до 865 м/с. Верхняя часть корпуса в зоне установки башни была аналогична конструкции Объекта 140, что позволило увеличить диаметр погона до 2250 мм и, соответственно, установить большую башню.

Чертёж-схема опытного среднего танка «Объект 142». Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема опытного среднего танка «Объект 142». Изображение в свободном доступе.

Башня танка литая, приплюснутой полусферической формы, с приваренной штампованной крышей. Толщина брони в лобовой части башни составляла 240 миллиметров, борта имели толщину от 110 до 183 миллиметров, корма имела толщину в 60-65 миллиметров. Башня могла обеспечить куда лучшую защиту от попаданий вражеских снарядов, что говорило о необходимости обучения танкистов рациональному использованию препятствий на местности (прятать корпус за ними, оставляя башню на виду). Крыша башни представлялась литой деталью с двумя люками посадки и высадки, а также различными лючками для установки приборов вентиляции и наблюдения. В кормовой части башни был лючок-порт для выброса стреляных гильз — однако, судя по некоторым источникам, механизм выброса мог не быть полностью или вообще не реализован.

Вид на «Объект 142» сверху. Изображение в свободном доступе.
Вид на «Объект 142» сверху. Изображение в свободном доступе.

Уровень защиты корпуса вызывает вопросы — вероятно, Карцев рассчитывал на применение блоков динамической защиты, без которой рассчитывать на адекватный уровень защиты машины и экипажа не приходилось. С другой стороны, блоки динамической защиты к тому моменту ещё находились в разработке и реальной защиты не добавляли, что могло послужить причиной для отказа в дальнейших работах по танку.

Вооружение

Орудием главного калибра для «Объекта 142» была на тот момент ещё опытная нарезная пушка Д-54Т калибра 100 миллиметров, оснащённая стабилизатором типа «Молния», а затем «Вьюга». Орудие, согласно заверениям конструкторов, было способно бить до 300 миллиметров брони любого танка, стоявшего на вооружении западных стран, на дистанциях до двух километров! Конечно, когда орудие пойдёт в серию, станет очевидно, что конструкторы заметно ошибались и толщина брони, которую мог пробить снаряд, выпущенной из пушки, едва мог бить танки, защищённые бронёй в 230-250 миллиметров. Особенно учитывая, что к моменту принятия Д-54Т на вооружение к одному из опытных танков, британские танки получили броню «чобхэм», то орудие было, мягко говоря, не из лучших.

100-мм нарезная пушка Д-54Т собственной персоной. На фотографии орудие запечатлено с стабилизатором типа «Молния». Фотография в свободном доступе.
100-мм нарезная пушка Д-54Т собственной персоной. На фотографии орудие запечатлено с стабилизатором типа «Молния». Фотография в свободном доступе.

Наведение орудия на цель осуществлялось как при помощи электроприводов, так и вручную, а углы вертикальной наводки находились в диапазоне от -5 до +16 градусов, по горизонтали углы наведения не ограничивались ничем. Для наведения служили два прицела — телескопический прицел ТШ-2А для ведения огня при ясной погоде и прицел ТПН-1, оснащённый прибором ночного видения для работы в тёмное время суток. Боекомплект машины составлял 45 снарядов унитарного типа, в него могли входить бронебойные подкалиберные, осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды.

Орудийный стабилизатор «Вьюга». Фотография в свободном доступе.
Орудийный стабилизатор «Вьюга». Фотография в свободном доступе.

Для работы по пехоте и обороне машины, в спаренной с орудием установке устанавливался 7,62-мм пулемёт Горюнова танковый, управляемый с помощью педали, установленной под ногами командира машины. Ещё один такой же пулемёт жёстко устанавливался в носовой части танка в качестве курсового и не имел управления, кроме гашетки, установленной на правом рычаге механика-водителя. Боекомплект к пулемётам составлял 3500 выстрелов. Помимо того, в боевом отделении, согласно штатному расписанию, полагалось иметь два автомата Калашникова с боекомплектом в 600 патронов, а также двенадцать ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет для командирских машин.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка танка — V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55 мощностью в 580 “лошадок” (при 2000 оборотов в минуту) с жидкостным охлаждением. Объем двигателя составляет 38,8 литра, а максимальный крутящий момент в 2254 Н·м достигается при 1800 оборотах в минуту. Расход топлива при мощности в 14,4 лошадиные силы на тонну веса составляет 2,2 литра на километр пути на экономичном ходу. Таким образом, запаса топлива в 722 литра (четыре внутренних и два внешних бака) хватает на 320 километров пути по твердому грунту или шоссе. На бездорожье этот показатель резко уменьшается и при использовании экономичного хода, максимальный радиус действия танка составляет не более 250 километров, что является неплохим показателем. Для очистки воздуха используется воздушный фильтр ВТИ-4, а для охлаждения водяной радиатор объемом в 70 литров.

V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия опытного танка «Объект 142», как и остальные компоненты силовой установки, перешла от среднего танка Т-54. Это была механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, включала редуктор-гитару (она передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса), главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), механическую шестиступенчатую (5+1) коробку передач, два планетарных механизма поворота и торможения, две бортовые передачи, а также вентилятор системы охлаждения. Работая в паре, эти два агрегата обеспечивали максимальную скорость движения танка в 50 км/ч по ровным твердым грунтам или шоссе, а в случае движения по пересеченной местности — до 25 км/ч.

Ходовая часть танка основана на независимой торсионной подвеске катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта включала в себя по пять опорных литых металлических катков с бандажами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса находились сзади, зацепление гусениц цевочное. Гусеничный движитель мелкозвенчатый, состоял из девяноста траков с цевочным зацеплением. Удельное давление на грунт составляет 0,81 килограмм на квадратный сантиметр, танк карабкается под уклон в 30°, а также может перепрыгнуть ров шириной в 2,8 метра, преодолеть вертикальное препятствие высотой в 80 сантиметров или двигаться по бродам глубиной в 1,4 метра.

Заключение

Опытный средний танк «Объект 142» не стал ошибкой — он был работой над ошибками Льва Карцева, совершенными в конструкции предыдущей модели, «Объект 140». Однако работа над ошибками была поверхностной, не сделавшей прототип годной для боевого применения машиной, но стал танком, что стал ещё одной ступенью к созданию первого серийного полноценного ОБТ — Т-62.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.