«Объект 140» — это один из проектов, задуманных как замена среднему танку Т-54, устаревшему, по мнению военных уже к середине 50-х годов ХХ века. Однако дальше опытного образца конструкторы продвинуться так и не смогли, навсегда оставив «Объект 140» в качестве неудачного опытного танка. Рассмотрим, что было не так с этим танком, что побудило конструкторов не продолжать разработки «Объекта 140».
История создания
В начале 50-х годов ХХ века военные внезапно осознали, что средний танк Т-54 морально устарел, и ему срочно понадобилась замена в качестве основного среднего танка для Советской армии. И хотя Т-54 все еще оставался актуальной машиной (а после ряда модификаций, он довольно успешно служит и в наше время), военным хотелось новую игрушку. И нужно сказать, сама разработка танка, который вскоре получит обозначение «Объект 140», началась еще в начале десятилетия — Александр Морозов, один из авторов конструкции легендарного Т-34, еще в 1952 году в инициативном порядке начал эскизные работы по созданию новой боевой машины. Однако вскоре между Морозовым и дирекцией Уралмаша возник серьезный конфликт, который привел к возвращению Морозова в Харьков, на родной завод №75.
Правда, проект танка Морозову забрать не позволили — к своей инициативе он сумел подключить «Отдел 520», опытное конструкторское бюро Уралмаша. Поэтому дальнейшие работы по опытному среднему танку продолжил Леонид Николаевич Карцев (в будущем он создаст несколько очень перспективных и известных машин), которому удастся значительно доработать изначальный проект танка Морозова и существенно улучшить его конструкцию. Техническая документация, которая была предложена Карцевым на рассмотрение военной комиссии, в ГАБТУ была одобрена для постройки и дальнейших испытаний.
Первый прототип, проходивший под обозначением «Объект 140» был готов к маю 1957 года, когда и были назначены его полигонные испытания. Интересно, но испытания проходили параллельно с еще одной опытной боевой машиной — «Объект 430», о котором я писал ранее. Но самое интересное было в другом — несмотря на неплохие боевые характеристики, оба танка страдали от одной и той же «детской болезни». А именно — сырая силовая установка, вызвавшая серьезные проблемы с подвижностью танка. Именно она стала той проблемой, вызвавшей решение Совета Министров СССР от 06.06.1958 года о закрытии всех работ по объекту 140. Официальная версия закрытия разработок, указанная в приложении к постановлению о причинах закрытия проекта указывается: «В связи с тем, что новый средний танк разрабатываемый заводом №183 по своей конструкции менее совершенный, чем новый средний танк, разрабатываемый на заводе №75 Харьковского совнархоза». Единственный экземпляр опытного танка «Объект 140» находился в подмосковной Кубинке и был выставлен в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники. Летом 2006 года танк был передан на баланс нижнетагильского музея ФГУП «ПО Уралвагонзавод».
Описание конструкции
«Объект 140» имел достаточно продвинутую для своего времени конструкцию с широким применением углов рационального наклона, мощным орудием и приплюснутой полусферической башней. Также на «Объекте 140» установили механизм экстракции гильз, предназначенный для выведения пороховых газов из боевого отделения.
Бронированный корпус и башня
На опытном танке «Объект 140» инженеры решили показать все, на что были способны советские конструкторские школы конца 1950-х. Машина получила дифференцированную противоснарядную броню — то есть толщину листов подбирали в зависимости от зоны поражения. Корпус сваривался из отдельных бронелистов, а его борта были гнутыми и имели переменную толщину: внизу — 80 мм, сверху — 57 мм. Нос собрали из двух 100-миллиметровых плит, а борта и верхний лобовой лист выступали вверх, образуя дополнительную защиту основания башни. Интересное решение нашли для кормы — она представляла собой литую вставку из двух бронедеталей, установленных под углом. Крышу корпуса собрали из нескольких листов, установленных под большими углами, что повышало рикошетируемость. Над моторно-трансмиссионным отделением крышка открывалась на петлях назад, а чтобы экипажу не пришлось бороться с тяжестью металла, был установлен специальный торсион — фактически, пружинный компенсатор веса.
Башня у «Объекта 140» была литой, сферической формы, с узкой амбразурой под пушку. Толщина брони внушала уважение: до 240 мм в лобовой части и 220 мм по бортам. В корме башни располагался люк для выброса гильз, слева — командирская башенка, такая же, как на Т-54, а справа — люк заряжающего с турелью для зенитного пулемета. Крышка люка и сама турель вращались на шариковой опоре — мелочь, но важная для удобства в бою.Внутри, слева от водителя, размещался щиток приборов, а рычаг переключения передач стоял прямо перед сиденьем. Боевой отсек занимал башню и среднюю часть корпуса: слева от пушки — наводчик, за ним — командир, справа — заряжающий. При этом сам боевой отсек был заметно просторнее, чем у Т-54, благодаря увеличенному диаметру опоры башни — 2230 миллиметров против прежних 1816.
Вооружение
Вооружение «Объекта 140» выглядело впечатляюще даже по меркам конца 1950-х. Главным калибром служила 100-миллиметровая нарезная пушка Д-54ТС — современная на тот момент система с целым набором новшеств. На ней стоял щелевой дульный тормоз, эжектор для продувки канала ствола после выстрела и механизм выброса стреляных гильз — удобная деталь, избавлявшая экипаж от рутины в тесном боевом отделении. Бронебойный снаряд этой пушки развивал начальную скорость 1015 метров в секунду, что делало ее серьезным аргументом против любой тогдашней брони. С пушкой был спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Еще один — курсовой — устанавливался в корпусе, справа от места механика-водителя, и служил для огня по легким целям. Прицельные системы на опытных образцах различались. На первом применялся перископический прицел Т2СА «Удар», разработанный на Красногорском заводе №393. На втором образце установили телескопический прицел ТШ-2-32П.
Орудие и спаренный пулемет стабилизировались в двух плоскостях, что позволило вести точный огонь на ходу — важное требование к современному танку. Первый экземпляр получил стабилизатор «Молния», второй — «Вьюга». Оба устройства были созданы в ЦНИИ-173, где шла работа над советскими системами стабилизации вооружения. Противовоздушную защиту обеспечивал 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ на турели, установленной на штативе, на люке заряжающего. Управление у него было ручным, но скорострельности и мощности хватало, чтобы вести огонь по низко летящим самолетам или легкой бронетехнике.
Боекомплект танка включал 50 унитарных выстрелов к пушке, 3000 патронов к пулеметам калибра 7,62 мм и 500 патронов к крупнокалиберному КПВТ. Таким образом, «Объект 140» сочетал в себе мощное основное орудие, продвинутую систему стабилизации и внушительный запас боеприпасов — все, что требовалось для серьезного претендента на роль нового основного танка Советской армии.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Главная конструктивная особенность танка — двигатель, установленный под углом, поперек корпуса. Это было нестандартное решение, позволившее выиграть немного внутреннего пространства. Силовая установка «Объекта 140» была столь же необычной, как остальные комплектующие опытного танка. В ее основе лежал четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель ТД-12 (он же 8Д12У) жидкостного охлаждения, разработанный на заводе №77. Ради снижения общей высоты машины двигатель мощностью 580 лошадиных сил установили под углом 53° — наклоненным вперед, к носовой части корпуса. Это решение позволило сделать силуэт ниже, но одновременно усложнило обслуживание и вентиляцию моторного отделения. Топливные баки располагались как внутри, так и снаружи корпуса: внутренние вмещали 825 литров, наружные — еще 275. В сумме этого хватало, чтобы танк прошел значительное расстояние без дозаправки, хотя повышенный расход топлива для экспериментальной техники оставался нормой.
Коробка передач обеспечивала шесть скоростей вперед и одну назад, с общим передаточным диапазоном. Механизмы поворота были двухступенчатыми планетарными, с дисковыми тормозами и блокировочными фрикционами. Коробка и механизм поворота имели плотную, но раздельную компоновку: каждый узел размещался в собственном картере, однако системы смазки и охлаждения у них были общими. Это инженерное решение выглядело логично на бумаге, но на практике привело к потерям мощности — фрикционные элементы, работающие в масле, «съедали» часть энергии двигателя. В результате КПД трансмиссии оказался невысоким, а температура масла — чрезмерной. Водомасляный радиатор, использованный для охлаждения трансмиссии, не справлялся с нагрузкой, и система перегревалась при длительной работе.
Ходовая часть включала гусеничный движитель и систему подрессоривания. Каждая сторона имела по шесть опорных катков, два ведущих колеса, два направляющих и шесть поддерживающих роликов. Катки были двухдисковыми, с наружной амортизацией и динамическим ходом от 203 до 242 миллиметров. Для уменьшения массы их изготавливали из алюминиевого сплава, соединяя диски десятью болтами. Гусеницы применялись мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением — то есть каждый трак имел зацепные гребни, входящие в зацепление с ведущей звездочкой. Это решение обеспечивало плавность хода и надежность при движении по пересеченной местности.
Заключение
В целом, боевая машина «Объект 140» показала высокий уровень инженерной мысли, но и показала множество сложностей, связанных с компоновкой, охлаждением и потерями мощности. Эти проблемы впоследствии учли при создании следующего поколения советских танков, позволив сделать их более надежными, повысив не только их маневренность, но и боевую эффективность.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.