Основной боевой танк Chieftain – первый в своём классе в танковых войсках Великобритании, разрабатывался с 1950 года. Он стал первым танком тех лет, который создавался не для противостояния советскому ИС-3, но был готов к противостоянию с любой советской машиной тех лет. И именно он установил высокие стандарты для танков, существующих и по сей день.
История создания
В середине 1950 года британских военных внезапно озарила мысль – враг не дремлет, и тоже может создать новый танк, против которого существующие британские машины не смогут ничего сделать. Поэтому в армии Королевства обязательно должен появиться перспективный танк, с запасом на будущие модернизации. При этом, даже изначальная модель этого танка должна была стать универсальной на поле битвы – успешно бороться с любым танком вероятного противника, его пехотой и укреплениями. Создавать такую машину было непросто, с учётом быстрого развития техники условного противника, так ещё и должен был работать в условиях ядерной войны. В начале 1950 года она считалась неминуемой, и медленная, но верная эскалация Холодной войны была тому виной.
Примерно также думали и в компании Leyland Motors, инженеры которой в инициативном порядке начали разработку перспективной боевой машины. По их мнению, она должна была заменить оказавшиеся «не очень» танки «Centurion», к тому моменту уже продемонстрировавших свои сильные и слабые стороны. В частности, конструкторы сочли, что «Центурионы» были недостаточно мобильными, а также стремительно утрачивали свои модернизационные ресурсы (хотя время показало, что это не совсем так). Но так или иначе, новый танк британской армии был нужен, и это видел каждый, кто имел хоть какое-то отношение к этой теме.
На разработку будущего «Вождя» были брошены поистине огромные для компании ресурсы – требовалось учесть всё и ещё немного. Именно в момент его разработки конструкторы начали думать о экипаже – если во время Второй Мировой войны считалось, что экипаж проводит в машине несколько часов и можно обойтись без комфорта, то войны будущего требовали защиты от новых угроз (в том числе радиационное излучение) – а это минимум полсуток в герметично закрытом танке просидеть, а то и больше.
При этом сам проект ещё неоднократно переделывали, пока военные полностью не определились с тем, что им нужно. В целом «Chieftain» оказался довольно успешным проектом, который стал образцом для подражания в некоторых странах. Но получилось это не сразу – к этому привели годы разработок, которые улучшали то, что не удалось выпустить с первого раза.
Описание конструкции
Танк «Chieftain» нёс в себе множество интересных разработок, которые не только существенно облегчили жизнь танкистам, но и «задать тон» на будущее в сфере танкостроения. Решения по конструкции и компоновке боевой машины выполнены с учётом британской концепции 60-х годов ХХ века – защита и огневая мощь были основной характеристикой танков Великобритании тех лет.
Корпус и башня
Корпус «Вождя» получил классическую компоновку – отсек управления, находившийся в носовой части, в середине танка находилось боевое отделение, а сзади – моторно-трансмиссионное отделение. Корпус имел впечатляющее для тех лет бронирование:
Верхний лобовой лист – 120 мм катаной брони, расположенной под углом 72°;
Нижний лобовой лист – 76 мм катаной брони, расположенной под углом в 45°;
Борта (верхняя часть) – 50 мм под углом в 30°;
Нижняя часть борта – 38 мм под углом в 10° + «юбка» из 13-мм алюминиевого сплава;
Корма корпуса (верхняя деталь) - 35 мм под углом в 6°;
Нижняя часть кормы – 25 мм под углом в 62°;
Днище – 16 мм;
Крыша корпуса – 35 мм в подбашенной коробке и 25 мм по крышке МТО.
Получившая «сумасшедшие» на тот момент углы наклона лобовая деталь имела толщину приведённой брони в 388 мм! На тот момент это считалось показателем абсолютной защиты – ни одна противотанковая пушка не могла бы пробить «Вождю» лоб. Правда, это сильно занизило корпус, что привело к нестандартным решениям в размещении экипажа, внутреннему оснащению и компоновки танка.
Башня тоже могла поразить бронированием – 195 мм бронестали, расположенных под углом в 60°, давали примерно 390 мм приведённой брони! Причём это бронирование было и во лбу, и по бортам башни, лишь корма башни была прикрыта 35 мм листом. Крыша башни представляла собой 45 мм бронелист. Строили башню по «безмасочному» принципу – оставалась неприкрытой лишь узкая амбразура в 225 мм шириной, что позволило сохранить уровень защиты трёхместной башни.
Экипаж
Обслуживать «Chieftain» должны были четыре человека – механик-водитель, командир машины, наводчик и заряжающий. В самых комфортных условиях находился механик-водитель – его отделение было самым просторным, вдобавок, у него было откидное кресло, позволявшее в боевой обстановке управлять машиной в полулежачем состоянии! Главной причиной такого «комфортного» вождения стала необходимость занижения корпуса для повышения его защиты. На марше механик-водитель мог сидеть, как полагается, при этом высунув голову в люк и наблюдая за обстановкой, а в боевой обстановке ему полагалось разложить кресло (оно регулировалось в положении 55, 50 и 45° наклона) сообразно своему росту и задраив люк, вести машину в бой в удобном положении.
Остальным членам экипажа было немного «некомфортнее» - справа от пушки располагались командир и наводчик, слева – заряжающий, он же пулемётчик. Если командир и наводчик «работают» сидя, то наводчику приходилось стоять – окружённый боеукладками, он мог опереться на каждую из них, но кресла ему не положено – только откидная лавочка, и то, введённая не сразу. Командир машины, как водится, исполнял ещё и обязанности радиста, а наводчик при необходимости помогал заряжающему, подавая в орудие боевые заряды (снаряды подавал заряжающий).
Вооружение
Для борьбы с защищёнными целями противника на танк устанавливали 120-мм нарезную пушку L11A5, что была специально разработана для танка «Chieftain». Она считалась преемником 105-мм пушки L7, что устанавливалась на танках «Centurion» и обладала схожей конструкцией, но куда лучшими боевыми характеристиками. Также ствол пушки оснащён теплозащитным кожухом, который предотвращает его от температурных деформаций (если, например, ведётся огонь из сильно замёрзшего орудия или же при интенсивной стрельбе в жарком климате), а также обеспечивает защиту от осколочных попаданий. Для выверки прицела в дульной части орудия установлено зеркало коллиматора.
Откат орудия составлял всего 39 сантиметров, что очень мало для орудия подобного калибра. Это стало возможным лишь благодаря введению сразу двух откатных тормозов, которые замедляли движение ствола назад, и принимали на себя удар по достижении крайней точки движения ствола. Сам ствол изготовлен из английской орудийной стали – весьма прочной, но немного капризной к перепадам температуры. Ресурс такого ствола – примерно 550-600 выстрелов, после чего танк необходимо отправить в мастерскую, а лучше на завод-изготовитель. Боекомплект к этой пушке составлял 64 выстрела, расположенных в так называемой «мокрой боеукладке» для предотвращения их подрыва при попадании вражеских снарядов.
«Мокрая боеукладка» - так называется снарядный ящик внутри танка, в котором снаряды находятся в углублениях, окружённых водно-гликолевой смесью под давлением. При повреждении ёмкостей, эта смесь быстро заполняет пространство вокруг боеукладки, не допуская подрыва снарядов.
В боекомплект входили стандартный бронебойно-фугасный снаряд L31A7 HESH, бронебойный подкалиберный снаряд L15A5 APDS-T, оперённый бронебойный подкалиберный снаряд L23A1 APFSDS. В наши дни есть ещё несколько типов снарядов, которыми можно вести огонь из L11A5, но это будет совсем другая история. Самое интересное – пушка имела раздельное заряжание, а в качестве метательного заряда использовался мешок с взрывчатой смесью. Мешок во время выстрела полностью сгорал, что избавляло экипаж от складирования или выбрасывания гильз во время стрельб.
Конечно, это требовало отлично работающей системой вентиляции – и она в «Вожде» была. Также в пушке была система удаления газов после выстрела, бравшая на себя львиную долю выводимых пороховых газов.
Заряды помещались в шёлковые мешочки, а их воспламенение происходило благодаря запальным трубкам, подаваемым к снарядам при помощи дополнительного механизма. Ёмкость механизма подачи запальных трубок составляла десять зарядов, служащих для воспламенения метательных зарядов. Для безопасности заряжающего, подача снарядов в казённую часть орудия происходила при помощи гидромеханического досылателя. За выстрел из орудия отвечал наводчик, также дублирующий спусковой механизм был у командира машины. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, но вести огонь можно было только с короткой остановки – в противном случае снаряд уходил «в молоко». Прицельные приспособления также были дублированы.
Противопехотное вооружение состояло из одного пулемёта FN MAG (L8A1 по английской классификации) калибра 7,62 мм, спаренного с пушкой. Огонь из него, как я уже говорил, вёл заряжающий. Ещё один такой же пулемёт устанавливался на крыше башни и имел дистанционное управление, пульт которого был у командира танка. На первых версиях над пушкой устанавливался ещё один пулемёт калибра 12,7 мм с небольшим боезапасом трассирующих патронов – он использовался для пристрелки орудия, но с началом производства Mark V, его убрали.
Приборы наблюдения и связи
Начнём, пожалуй, с механика-водителя – его рабочее место оснащалось перископом с обзором в 140 градусов, оснащённым бесподсветочным прибором ночного видения для движения ночью. В качестве устройства подсветки на правом борту башни устанавливался инфракрасный фонарь, без которого ПНВ механика-водителя не работал.
Командир машины имел сразу девять перископов AFV No.49, расположенных по кругу в командирской башенке, также оснащённых бесподсветочным ПНВ. В дополнение ко всему, у него был подведён дневной перископ и дублирующее прицельное устройство от пушки – чтобы вести огонь при выходе из строя наводчика или контроля качества наведения орудия. Заряжающему приходилось довольствоваться простым круговым перископическим обзорным устройством AFV №30Mk 1.
В кормовой нише башни установлены две радиостанции: Плесси С.42 УКВ диапазона и коротковолновая Плесси В.47. КВ радиостанция СВЧ диапазона обеспечивает устойчивую связь в радиусе 8 км и имеет 181 канал. УКВ радиостанция имеет 481 канал связи, в нее интегрировано танковое переговорное устройство. Предусмотрена возможность подключения к танковому переговорному устройству полевых телефонов, для чего в кормовом листе корпуса имеются специальные разъемы. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В МТО установлен многотопливный двухтактный шестицилиндровый оппозитный дизель жидкостного охлаждения L60 фирмы Лейланд мощностью 585 л.с. Дизель имеет вертикальное расположение цилиндров; в одном цилиндре находятся два противоположно двигающихся поршня. Запуск двигателя осуществляется в нормальных условиях с помощью электростартера, на морозе или с помощью гидростартера, или вспомогательного дизеля. Работа электрогенератора и дублирующего электростартер гидростартера обеспечивается вспомогательным трехцилиндровым оппозитным дизелем Ковентри Климакс НЗО N4 мощностью 30 л.с. Трансмиссия – механическая TN-12 фирмы Меррит-Вильсон. Переключение передач осуществляется ножной педалью. Внутренний объем МТО примерно 6 куб. м. Для облегчения технического обслуживания дизель, трансмиссия, радиаторы, вентиляторы, система охлаждения, .масляный фильтр и ряд других агрегатов смонтированы в единый блок, для замены которого в полевых условиях требуется 30 мин. Двигатель подлежит замене после 5000 км пробега, воздушные фильтры меняются через 1500 км пробега.
Ходовая часть танка “Chieftain” практически идентична ходовой части танка “Центурион”. По совершенно непонятным причинам конструкторы, задаваясь целью сделать машину, превосходящую по массе все европейские танки, но не уступающую им по маневренности, не стали разрабатывать новую подвеску, хотя к началу 60-х годов было абсолютно ясно, что пружинно-балансирная подвеска “Центуриона" не имеет резервов по модернизации и в значительной степени устарела.
Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Опорные катки двускатые с резиновыми шинами и съемными стальными дисками. Поддерживающие катки (по три на борт) также двускатные, обрезиненные. Ведущие колеса имеют стальные съемные зубчатые венцы (по 12 зубьев на венце). Гусеницы с открытыми шарнирами последовательного типа и съемными асфальтоходными подушками (по одной на трак). Механизм натяжения гусениц кривошипно-червячного типа. Ресурс элементов ходовой части составляет 2-5 тысяч км.
Модификации
- 1965 год: МК 1(40 шт.)- учебный танк с двигателем мощностью 585 л. с.
- 1966 год: МК 2 (532 шт.) - первый серийный танк с двигателем 160МК4 мощностью 650 л. с. и оборудованием для подводного вождения.
- 1969 год: МК 3 (199 шт.) - модернизация танка "Chieftain" МК 2: двигатель мощностью 650 л. с. с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.
- 1970 год: МК 3/3 (29 шт.) - модернизация танка "Chieftain" МК 3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.
- 1970 год: МК 4 (2 шт.) - опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.
- 1971 год: МК 5 (97 шт.) - модификация танка "Chieftain" МК 3/3: двигатель 1_60 МК 7А мощностью 720 л. с.; модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозерного отвала.
- 1971 год: МК 5/5Р (785 шт.) - модификация танка "Chieftain" МК5 с двигателем 160МК8 мощностью 750 л. с. и другими изменениями для поставки в Иран.
- 1971 год: МК 5/5К (165 шт.) - то же, для поставок в Кувейт.
- 1971 год: БРЭМ РУ4202, серийное производство которой началось в 1974 году.
- 1971 год: мостоукладчик РУ 4205, серийное производство которого было организовано в 1975 году
- 1976 год: МК 6, МК 7, МК 8 - модификации танков МК 2, МК 3, МК 3/3 соответственно, модернизированных до уровня МК 5, с двигателем 160 МК 7А мощностью 720 л. с.
- 1981 год: МК 9, МК 10, МК 11, МК 12 - модификации танков МК 6, МК 7, МК 8 и МК 5 соответственно, с новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика.
Оценка боевого применения
Как и многие другие танки, «Chieftain» довольно большими объёмами производился на экспорт – в списке стран-операторов этого танка входят минимум семь стран – Великобритания, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт и Оман. Да, основными операторами были страны Ближнего Востока. Танк не был принят на вооружение нигде, кроме этих стран – государства-члены блока НАТО и Содружества наций от вождя буквально «открестились», и судя по ходовой части машины, на то были определённые причины.
Хотя, по правде говоря, «Chieftain» - это действительно удачная боевая машина. Одним из главных его преимуществ можно назвать достаточный запас на модификации – с 1965 года (тогда его приняли на вооружение) их было немало, и кое-где этот танк до сих пор стоит на вооружении.
Ирано-иракская война
Самым крупным покупателем «Вождей» был Иран – незадолго до исламской революции 1979 года в страну прибыли 894 танка в трёх модификациях. Это были Mark 3, Mark 5 и эвакуационные машины ARV. Изначально заказ составлял куда большее количество танков, но случившаяся революция (по доброй британской традиции, разумеется) перечеркнула планы поставок.
Около сотни танков было поставлено в Ирак – новоизбранный президент страны, Саддам Хусейн обращал пристальное внимание на свои вооружённые силы, выискивая лучшие образцы военной техники. Поэтому в Ираке и была такая «солянка» из различной военной техники.
В начале войны, в 1980-1981 годах иранцы несли большие потери, не меньшие были и у Ирака. Однако Ирак был вооружён преимущественно советскими Т-62, и в сражении у Дизфуля, можно сказать, произошло сравнение британского и советского танков. Там, с 5 по 9 января 1981 года сошлись около шестисот танков – Иран представляли около 300 «Chieftain» и американских M60 «Patton», в то время как Ирак выдвинул около 300 танков Т-62. По итогам боёв иракцы заявили об уничтожении 214 танков противника, потеряв всего 40 своих танков. Такая же ситуация сложилась и в битве за Абадан – там Ирак продемонстрировал возможности новеньких Т-72 советского производства. После боёв за Абадан была проведена демонстрация трофейной техники – и когда представитель Великобритании намекнул о возможности продать Ираку танки «Chieftain», кто-то из иракских военных подвёл британца к одному из захваченных танков, пробитому насквозь и сказал «Нам не нужна плохая техника».
Однако, к 1982 году из захваченных «Вождей» в Ираке сформировали целую танковую дивизию, и даже заключили с британцами контракт на восстановление и поставку оборудования и запчастей для танков. Но про закупку новых танков не шло и речи – бесплатно получить, пусть и не особо боеспособные на тот момент танки, это ведь совсем другое дело! По итогам войны, в Ираке оказалось больше машин «Chieftain», чем осталось у Ирана. И по сей день, около 300 танков этого типа несут свою службу. Однако уже в 1989 году, испытывая некоторые трудности, Ирак продал в Иорданию 120 танков «Chieftain» - что-то было вполне работоспособное, а что-то требовало ремонта, на который у Ирака не было средств.
Кувейтско-иракская война
Ещё раз сразиться «Вождям» пришлось уже в 1990 году, во время иракского вторжения в Кувейт – на вооружении последних было около двух сотен британских танков. Иракцы были вооружены смешанным образом – Т-72, Т-55, Т-62 и несколько десятков затрофеенных у Ирана «Chieftain». Однако «Вожди» в армии Ирака выполняли роль БРЭМ, основные боевые задачи выполняли советские танки Т-72 и Т-62. Некую роль сыграли и Т-55, но небольшую.
По итогам этой войны, огромное количество британских танков было утеряно – только трофеями иракцы захватили 130 или 140 боевых машин в неплохом состоянии. Из них чуть более полусотни машин (в лучшей кондиции) были приняты на вооружение Ирака. Кувейтским войскам удалось спасти только 18-20 танков, и то благодаря тому, что их вывели на территорию Саудовской Аравии. Опыт танковых боёв показал, что танки Chieftain не выдерживали попадания и уничтожались даже противопехотными снарядами танков Т-72.
Операция «Буря в пустыне»
Перед операцией «Буря в пустыне» количество танков «Chieftain» у изгнанной кувейтской армии на территории Саудовской Аравии было увеличено до 80 машин за счёт срочных поставок из Великобритании, они вошли в Ирак в составе Многонациональных сил. У Ирака перед операцией имелось гораздо больше этих танков: 200—300 машин различных модификаций, кроме того имелось несколько Chieftain AVR, отмечены факты их ограниченного применения. В ходе боевых действий Ирак потерял несколько танков и один БРЭМ. Ещё немалое количество танков удалось затрофеить у Кувейта, правда в окончании некоторые из них пришлось разобрать на запчасти или утилизировать.
Заключение
Опыт боёв показал, что Chieftain пора на покой – спустя 15 лет после старта серийного производства, они уже не представляли особенной военной ценности. Однако в условиях отсутствия более современных машин, они были хорошим решением. А что касается европейских стран - концепция хорошо бронированного танка с мощным вооружением и ограниченной подвижностью, то есть танка “Chieftainа", вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию в среде западноевропейских военных и специалистов по танкостроению. А появление собственных ОБТ и вовсе поставило крест на возможных закупках «Chieftain».
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!