Найти в Дзене
Автовод со стажем

Водители мало обращают внимания, но этот датчик может выручить в трудную минуту: что такое TPMS, и для чего он нужен

Оглавление

Несмотря на множество нареканий, использование различного рода сенсоров и электронных систем контроля существенно повысило уровень безопасности автомобиля. С этим утверждением сложно спорить. Одно из направлений повышения устойчивости машин на дороге предполагает непрерывный контроль давления воздуха в шинах. Этим и занимаются различные версии TPMS - Tire Pressure Monitoring System.

Система используется достаточно давно, но обычно водители мало обращают внимания на наличие или отсутствие TPMS в перечне дополнительных опций. Считается, что это пассивная или сервисная служба, просто информирующая шофёра о том, что неплохо бы подкачать шины или что одно из колёс явно спустило.

Лишь в некоторых самых дорогих внедорожниках есть TPMS с системой подкачки. Остальные, если и оборудуются мониторами давления, то достаточно ограниченными по функционалу. Тем не менее TPMS - вещь достаточно полезная, и при умелом использовании может серьёзно выручить в трудную минуту.

Два принципа контроля давления

Существует два принципиально разных способа контроля давления воздуха. Первый - с помощью встроенных в колёса датчиков, это так называемый прямой способ, а система называется dTPMS. Датчики просто отправляют показания непосредственно в приёмник информации.

Второй вариант - это опосредованный или косвенный принцип, система называется iTPMS. В этом случае используются возможности систем ABS и ESP. Если какое-то из колёс потеряло давление в шине, на нём появляются микробиения и уменьшается радиус обкатки колеса. Этого достаточно, чтобы компьютер увидел, что проблемная шина вращается быстрее, и выдал сигнал на приборную панель.

Что касается преимуществ, dTPMS выдаёт информацию водителю мгновенно, что существенно снижает риск разбить проблемную резину на большой скорости. Но dTPMS дороже и требует периодической настройки и регулирования, да и сами датчики нередко выходят из строя. Вторая - iTPMS - довольно медленная и инертная, но срок службы практически неограничен.

Как проверить наличие системы

О том, присутствует мониторинг на вашем автомобиле или нет, нужно проверять по меню бортового компьютера. Только там будут зашиты настройки и опции. Систему TPMS могут поставить ещё на заводе, и тогда на передней панели будет кнопка для настроек и управления. А информацию о давлении воздуха выведут на экран приборной панели.

Либо dTPMS могут поставить в процессе подготовки на СТО дилера. В этом случае где-нибудь на торпеде будет красоваться дополнительный экранчик.

Ещё нужно будет уточнить тип установленных датчиков давления. Они могут быть вмонтированы внутри колеса или закреплены на ниппеле подкачки воздуха. В обоих случаях связь с приёмником осуществляется «по воздуху», через радиоканал. Информация с датчиков на колёсах сбрасывается на компьютер в режиме реального времени. Пробитое колесо система засечёт уже через секунду после реального падения давления.

Что лучше: внешняя или внутренняя dTPMS

Большинство водителей считают, что внутренняя система предпочтительнее. Она меньше подвержена воздействию атмосферных осадков, её невозможно потерять, её не украдут. Служат такие сенсоры не менее десяти лет, затем придётся вскрывать колесо для замены элементов питания.

Наружная система более уязвима, но с ней проще работать и обслуживать. Единственный минус - это риск кражи или потери при наезде на препятствие. У наружных сенсоров тоже нужно менять элементы питания. Занятие это достаточно непростое, так как батарейка впаяна в слой герметика, но вполне реальное.

Лучше всего ориентироваться не на тип системы, а на качество. Настоящая брендовая система датчиков способна прослужить полтора десятка лет без глюков и ошибок. Причём уровень защиты у настоящих датчиков очень высокий, и просто так снять сенсор с колеса явно не получится.

И ещё одно. При выборе не стоит ориентироваться на внешний вид сенсора. Чем меньше на нём разных атрибутов - светодиодов, крохотных микроманометров, всяких ненужных деталей и элементов, тем выше статус датчика.

Настройки и пользование dTPMS

Главный недостаток dTPMS в том, что её приходится периодически калибровать по давлению воздуха. То есть перед настройкой нужно будет накачать колёса и при настройке в меню компьютера подтвердить, что заданное давление является нормальным.

А система уже будет отслеживать только изменения с точностью до десятой доли атмосферы. Помимо этого, каждый датчик нужно «привязать» в меню к конкретному колесу. Это позволит в последствии избежать путаницы при перестановке задних и передних колёс.

И всё же, имея на китайской машине встроенную систему dTPMS, будет полезным прикупить нормальный качественный автомобильный манометр. Желательно механический, с расширенной шкалой.

Часто так бывает, что датчики или система не отказывают полностью, а начинают периодически глючить. Кто виноват - сказать сложно, а насос с нормальным механическим манометром - это единственный способ проверить их работу.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!