Найти в Дзене

Женский взгляд в эпоху импрессионизма

Когда мы произносим слово «импрессионизм», перед мысленным взором немедленно возникают образы, созданные мужчинами: Клод Моне с его кувшинками, Огюст Ренуар с его праздниками жизни, Эдгар Дега с его балеринами. Эта эпоха, сияющая чистотой цвета и смелостью мазка, кажется безраздельно принадлежащей им. Но была и другая сторона импрессионизма — более интимная, камерная, но от того не менее новаторская. Это мир женщин-художниц, которые, вопреки условностям и запретам своего времени, сумели не просто примкнуть к художественной революции, но и стать ее неотъемлемой частью, наполнив ее уникальным, «женским» взглядом.

Их имена сегодня известны всем, кто глубоко интересуется искусством: Берта Моризо, Мэри Кэссетт, Мари Бракемон и Ева Гонсалес. Они не были просто «музами» или талантливыми ученицами; они были полноправными творцами, чей вклад в развитие движения невозможно переоценить. Однако их путь кардинально отличался от пути их коллег-мужчин. В XIX веке женщине из приличной семьи было практически закрыто посещение классов с обнаженной натурой — основы академического образования. Им был недоступен богемный мир кафе и свободных дискуссий, где рождались манифесты и крепли творческие союзы. Их миром был мир частного, домашнего пространства. И именно эту «ограниченность» они превратили в свою главную силу.

«Берта Моризо с букетом фиалок» — картина Эдуарда Мане, написанная в 1872 году. На портрете изображена приятельница художника Берта Моризо в чёрном траурном платье с едва заметным букетом фиалок. Картина, известная также под названиями «Портрет Берты Моризо», «Берта Моризо в чёрной шляпе» или «Юная дама в чёрной шляпе», в настоящее время хранится в музее Орсе.
«Берта Моризо с букетом фиалок» — картина Эдуарда Мане, написанная в 1872 году. На портрете изображена приятельница художника Берта Моризо в чёрном траурном платье с едва заметным букетом фиалок. Картина, известная также под названиями «Портрет Берты Моризо», «Берта Моризо в чёрной шляпе» или «Юная дама в чёрной шляпе», в настоящее время хранится в музее Орсе.
Колыбель (1872)
Колыбель (1872)
Женщина и ребёнок на балконе (1872)
Женщина и ребёнок на балконе (1872)
Чтение (1873)
Чтение (1873)
На балу (1875)
На балу (1875)
Летний день (1879)
Летний день (1879)
В столовой (1886)
В столовой (1886)

Совершенно иной, но столь же значимый голос принадлежал Мэри Кэссетт (1844-1926). Американка по происхождению, она сознательно выбрала жизнь в Париже, чтобы иметь возможность заниматься искусством серьезно. Приглашенная в круг импрессионистов самим Эдгаром Дега, Кэссетт нашла свою главную тему — тему материнства. Но в ее трактовке это далеко не сентиментальные и идеализированные образы. Ее матери и дети — живые, реальные, связанные сложными, порой неудобными отношениями. В ее работах, таких как «Мать, купающая ребенка» или «Лодка», мы видим не абстрактную мадонну, а современную женщину, поглощенную тяжелой и прекрасной работой материнства. Кэссетт была убежденной феминисткой, и ее искусство стало визуальным манифестом «Новой женщины» — самостоятельной, интеллектуальной, не желающей довольствоваться ролью украшения гостиной. Она активно помогала своим американским подругам и коллегам формировать коллекции современного французского искусства, оказав огромное влияние на художественный вкус по ту сторону океана.

Мэри Кэссетт Автопортрет. 1878 Бумага, гуашь. 60 × 41,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мэри Кэссетт Автопортрет. 1878 Бумага, гуашь. 60 × 41,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Леди за чайным столом
Леди за чайным столом
Чай. 1880. Музей изящных искусств, Бостон
Чай. 1880. Музей изящных искусств, Бостон
Прогулка на лодке 1893-94, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Прогулка на лодке 1893-94, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Купание ребёнка
Купание ребёнка

Трагической фигурой представляется Мари Бракемон (1841-1916). Дарование ее было столь ярким, что ее приглашали выставляться в Салоне, а затем и с импрессионистами. Ее стиль, однако, отличался от мягкости Моризо и графической четкости Кэссетт. Она экспериментировала с композицией и цветом, создавая работы, где чувствовалось влияние японской гравюры, но переработанное в абсолютно индивидуальной манере. Ее натюрморты и портреты полны силы и внутренней энергии. Однако ее карьера была буквально растоптана мужем, художником Феликсом Бракемоном, который откровенно завидовал ее успеху и, по свидетельствам современников, уничтожал ее работы и препятствовал ее занятиям живописью. Ее история — горькое напоминание о том, скольких талантов лишилось искусство из-за патриархальных предрассудков.

Автопортрет (1870), Музей изящных искусств, Руан
Автопортрет (1870), Музей изящных искусств, Руан
Под лампой (1887), частная коллекция
Под лампой (1887), частная коллекция

Дневной чай (1880), Малый дворец, Париж
Дневной чай (1880), Малый дворец, Париж
На террасе в Севре (1880), Музей Малого дворца, Женева
На террасе в Севре (1880), Музей Малого дворца, Женева
Три женщины с зонтиками (1880), Музей Орсе, Париж
Три женщины с зонтиками (1880), Музей Орсе, Париж

Ева Гонсалес (1849-1883) — еще одна яркая вспышка на небосклоне импрессионизма. Ученица и модель Эдуарда Мане, она, однако, быстро выработала собственный стиль, отличавшийся элегантностью и сдержанной, задумчивой грацией. Ее работы, такие как «Ложа в театре „Варьете“», демонстрируют тонкое чувство цвета и композиции. Ее жизнь оборвалась трагически рано — она скончалась от эмболии в возрасте 34 лет, всего через несколько дней после смерти своего учителя Мане. Ее недолгое творчество осталось символом недораскрытого потенциала.

Ева Гонсалес Портрет кисти Эдуарда Мане
Ева Гонсалес Портрет кисти Эдуарда Мане

Утреннее пробуждение. 1876. Кунстхалле. Бремен
Утреннее пробуждение. 1876. Кунстхалле. Бремен

Ложа в итальянском театре, 1874
Ложа в итальянском театре, 1874
Горнист. 1870. Вильнёв-сюр-Ло
Горнист. 1870. Вильнёв-сюр-Ло
Ева Гонсалес Портрет кисти Эдуарда Мане
Ева Гонсалес Портрет кисти Эдуарда Мане

Что же объединяет этих столь разных художниц? Прежде всего, тематика. В то время как Моне и Писсарро писали вокзалы и бульвары, а Сислей — залитые солнцем пейзажи, женщины-импрессионистки сосредоточились на «микрокoсме» частной жизни. Сады, будуары, детские, моменты отдыха и тишины — вот их вселенная. Но, ограничившись ею, они не стали менее революционными. Они применили радикальную технику импрессионизма — разложение цвета, динамичный мазок, игру света — к новым сюжетам, доказав, что «малое» так же безгранично и значимо, как и «большое». Их искусство — это не просто красивые картинки; это глубокое исследование психологии, эмоций и социальных ролей женщины в эпоху перемен.

Их вклад в историю искусства двойствен. С одной стороны, это бесценное художественное наследие, полотна, которые продолжают восхищать и волновать. С другой — их личный пример, пример невероятной стойкости, смелости и преданности искусству. Они проложили тропу, по которой позже прошли сотни женщин-художниц. И сегодня, глядя на трепетные образы Берты Моризо или мощные композиции Мэри Кэссетт, мы видим не просто «женщин-импрессионисток». Мы видим великих импрессионистов, чье место в пантеоне искусства по праву рядом с их прославленными коллегами-мужчинами.

✨ Присоединяйтесь к нашему творческому сообществу!

Откройте мир искусства через разные платформы:

📱 Наши ресурсы:
Дзен — глубокие статьи об искусстве: Подписаться
ВКонтакте — живые обсуждения и новости: Паблик 1, Паблик 2
Telegram — авторские заметки и анонсы: Канал

🎯 Что вас ждет:
→ Анализ картин и биографий художников
→ Современное прочтение классического искусства
→ Эксклюзивные материалы от практикующих художников

Выбирайте удобную платформу и погружайтесь в мир прекрасного вместе с нами!

Художник Полина Горецкая
Николай Лукашук художник
Полина Горецкая
Художники Николай Лукашук и Полина Горецкая | Дзен