Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Рукометный камнемет.

Замки, всегда были проблемой в средневековых военных кампаниях. Особенно, когда вокруг тебя времена "варварских королевств", расцвет империи Каролингов, или даже "эпоха викингов". Нет, конечно, никакими толковыми укреплениями во времена раннего Средневековья замки и даже крупные поселения похвастаться не могли. Глубокий ров, высокий вал с частоколом на вершине, деревянные башни, да такое же деревянное надвратное укрепление.

Если не считать больших городов, возведенных на месте поселений Римского мира, в которых и со стенами, и с укреплениями все было отлично, то самое непреступное, что ждало на дороге войны армию ярла, графа или короля, был Motte-and-bailey. Тот самый предок нормально средневекового каменного замка, состоявший, впрочем, пока что из тех же рва, вала и частокола. Но даже и такое, несерьезное на первый взгляд укрепление, частенько было не по зубам небольшим и не очень готовым к длительным осадам армиям раннего Средневековья.

Почему? Все дело в том, что вместе с Вечным городом в небытие канула в том числе, как военная инженерия, так и традиция постройки осадной техники. Оставив "варварских королей" и наследовавших им Каролингов с тараном, мантелетами и простейшими штурмовыми лестницами. И с такими вот нехитрыми приспособлениями, взять даже примитивный Motte-and-bailey становилось задачей не из самых простых. Срочно требовалось хоть какое-то решение, которое могло бы облегчить осаду малых замков, а лучше, конечно, и больших городов. И, конечно же, такое решение появилось. Вернее, было привезено в средневековую Европу с далекого, загадочного Востока.

Осада замка - дело не простое.
Осада замка - дело не простое.

И в самом начале, это довольно странное осадное оружие было обычным посохом-пращей, или, как его называли греки, а вслед за ними и римляне, фустибалом. Когда-то в неизведанной древности, люди заметили, что если бросать во врага камень не при помощи обычной пращи, а привязать ее к длинной палке, то сильно увеличившийся рычаг придает снаряду заметно большую скорость. И даже более, того, таким образом можно запускать намного более тяжелые камни. Под вопросом оставалась точность и удобство броска. Однако во время осады или при стрельбе по большим отрядам, всё это было не то чтобы очень важно. В большой отряд или в стену укрепленного лагеря промазать было, в общем, даже из такого неточного оружия не то чтобы очень просто.

Но так как большие армии в те времена не то чтобы очень часто топтали дороги Ойкумены, а для осад греки и римляне очень скоро придумали вещи намного более интересные и эффективные, фустибал не снискал великой славы. Он влачил свое существование в сумрачном пограничье между массовым дешёвым метательным оружием и экзотическим вооружением, о существовании которого знал не каждый легионер, гоплит или дружинник германских вождей, иммигрировавший в Европу в поисках лучшей доли. И, может быть, все бы для него так бесславно и закончилось, но тут пал Великий Рим, и все заверте...

Так то фустибалы еще в XIII веке вполне себе использовали
Так то фустибалы еще в XIII веке вполне себе использовали

Кто впервые предложил установить фустибал на поперечную ось, мы, наверное, так никогда и не узнаем. Кто-то говорит, что это были китайцы, и эта версия более чем вероятна, подобные машины мы видим в Китае уже в VI веке. Кто-то считает, что родина нашего сегодняшнего героя - Средняя Азия, и это тоже возможно, мы видим, как во второй половине того же VI века эти рукометные машины изображают на фресках Пенджикента. Кто-то говорит, что впервые они появились в землях Византии, и этому тоже есть ряд доказательств.

Скорее всего, как это нередко случалось, сразу нескольким неглупым людям, живущим в разных уголках Ойкумены, пришла в голову простая и логичная идея. В результате которой, на свет появилась довольно эффективная и при этом бесконечно простая, если не сказать примитивная осадная машина, получившая множество имен в разных странах мира. В Византии ее называли петробол, итальянцам она была известна как мангонель, а франки дали ей название перье. Как называли ее славянские племена, осаждавшие в 626 году славный город Константинополь, мы не знаем. Но совершенно точно какое-то название у нее было и на языке славянских племен.

Фактически же это был тот же самый посох-праща, только установленный на горизонтальной оси, крепившейся, в свою очередь, на простой и массивной четырехугольной раме на высоте пары человеческих ростов. С одной, длинной стороны к рычагу крепилась праща, а с другой, короткой, несколько веревок, на которые расчет этого рукометного камнемета дружно дёргал, отправляя во врага здоровенный камень.

Просто, дешево, не очень эффективно.
Просто, дешево, не очень эффективно.

Судя по всему, размеры этого несложного механизма могли быть вообще любыми. От сравнительно небольшой, в полтора человеческих роста, конструкции, метавшей во врага двух - трех килограммовые камни силами нескольких человек расчета. До вполне себе представительных камнеметов, бросавших десяти - двенадцати килограммовые ядра на сотню метров и обслуживаемые полусотней человек, если не больше. Ну, по крайней мере, мы встречаем описания и тех, и других в византийских и франкских хрониках. Да и изображения, дошедшие до нас, не позволяют даже надеяться на хоть какое-то подобие унификации их размерного ряда.

Но как бы не выглядел и каких бы размеров не был каждый из построенных мангонелей, это в любом случае была очень неоднозначная военная машина.

Во-первых, она никогда не была по-настоящему мощной. Расчеты, сделанные для огромной конструкции с шестиметровым рычагом, за который тянут сразу тридцать человек, показывает, что шестнадцатикилограммовый камень, вылетевший из этой гигантской пращи, летел бы едва ли на полторы сотни метров и уже на середине пути не мог бы нанести никакого существенного вреда каменной стене. Понятно, что энергия более мелких петроболов была бы еще меньше, а значит, эффективность их при разрушении укреплений становилась уже совершенно сомнительной.

Во-вторых, используя для метания такую конструкцию, ни о какой точности говорить не приходилось. Отправленный в полет дружным рывком нескольких человек камень, летел "куда-то туда". И шанс того, что он попадет в стену или башню, примерно равнялся шансу, что он не долетит до противника из-за слишком слабого рывка или перелетит стену из-за слишком сильного. Ну и то, что никаких прицельных или ограничительных приспособлений, позволявших хотя бы примерно понять, куда мы сегодня стреляем, на мангонели тоже не было, тоже, честно говоря, не увеличивало ее боевую эффективность.

Всмысле попасть? Про попасть никто не говорил!
Всмысле попасть? Про попасть никто не говорил!

Но, с другой стороны, у всей этой истории осадного примитивизма были вполне себе отчетливые плюсы.

И главным преимуществом было то, в отличие от нормальных осадных машин, такие вот ручные камнемёты можно было собирать прямо во время осады. В отличие от онагров, стрелометов или более поздних требуше, бывших, кстати, прямыми потомками петроболов, мангонель мог быть действительно собран прямо под стенами замка или крепости. С собой было необходимо привезти всего лишь несколько металлических деталей. Впрочем, если говорить о конструкции малого размера, то даже и они были не нужны.

А то, что у собранного механизма нет никакой возможности пробить запущенным снарядом каменную стену, ну так и Господь с ней, пускай стоит. Зато можно забрасывать камни внутрь, пробивая крыши и стены домов, не предназначенных для защиты от летающих булыжников. А ещё можно заряжать этот ручной камнемет зажигательными снарядами или даже просто горшками с горящими углями. Опять же, не будем забывать, что большая часть укреплений в средневековой Европе к VI - VII века была деревянной. И для частокола или деревянного парапета, если бы в них всё-таки удалось попасть, тяжелый камень, выпущенный даже из этого не самого могущественного механизма, представлял бы определенную угрозу.

А еще мангонель был довольно скорострельным. В отличие от большей части нормальной осадной техники, ему не требовалось времени на взведение и зарядку. Положили камень, дружно дернули за веревки, повторили. После полудюжины выстрелов поменяли уставших бойцов на новых, которых у тебя под рукой всегда более чем достаточно, потому что никаких особых умений для того, чтобы вместе, дружно тянуть за веревку, в общем то не нужно.

Даже императоры не гнушались пострелять.
Даже императоры не гнушались пострелять.

На территории континентальной Европы петроболы появились на рубеже VI и VII веков. И первой известной нам большой военной кампанией, в которой они принимали участие, была осада Константинополя славянско - аварской сборной в 626 году от Рождества Христова. Тогда "варвары с севера" кроме неисчислимого множества воинов, привезли с собой: "двенадцать оббитых медью осадных башен, множество таранов и "черепах", а так же метательных машин - петроболов".

Всей этой осадной инженерией, по словам византийских хронистов, управляли славяне, тогда как аварская часть войска предпочитала полевые сражения и штурмы, где можно было встретится с противником лицом к лицу, показав ему свою удаль.

  • Эти петроболы были четырехугольными, с широким низом и постепенно сужающиеся кверху. На этих машинах были закреплены толстые оси, окованные железом на концах, и на них были насажены бревна, подобные балкам большого дома. С заднего конца этих бревен свисали пращи, а с переднего – крепкие веревки, которые они тянули вниз, высвобождая пращи и метая камни высоко вверх с громким шумом. Стреляя, они посылали вверх множество больших камней, так что ни земля, ни человеческие постройки не могли выдержать ударов. Они также покрыли эти четырехугольные петроболы досками с трех сторон, чтобы те, кто изнутри приводил их в действие, могли избежать ран от стрел защитников стен. Когда же одна из них, с ее досками, была сожжена до головешек зажигательной стрелой, они вернулись, унося с собой машины. На следующий день они снова принесли эти петроболы, покрытые свежеснятыми шкурами и досками, и разместили их ближе к стенам. Стреляя, они опрокинули горы и холмы на нас. Потому что как еще можно было бы назвать эти непомерно огромные камни?» Защитники также использовали камнеметы-«петрареи», наиболее умелыми стрелками которых были моряки, доставлявшие снабжение в город. Когда осада не удалась, славяне ушли, бросив все свои «машины». («Miracula Sancti Demetrii» 610г.)
Страшные варвары атакуют Византию. А это точно варвары? Так то у них осадная техника есть.
Страшные варвары атакуют Византию. А это точно варвары? Так то у них осадная техника есть.

Несмотря на не очень удачную военную компанию против Византии, идея этой простой и дешевой осадной машины никуда не исчезла с просторов средневековой Европы. Да, петробол не сильно облегчал осаду, но, во-первых, ничего другого просто не было, а во-вторых, определенное количество проблем осажденным он всё же создавал. Причем на ровном месте. А раз так, то почему бы не использовать новые открывшиеся возможности? Тем более что обходилась его постройка совсем недорого.

До самого XI века, мангонель периодически появляется во время различных военных кампаний. Его одинаково нечасто используют как при захвате мелких укреплений местной аристократии, так и во вполне себе известных сражениях, вроде штурма замка Каркасон в 721 году или осаде Парижа большой армией викингов двумя веками позднее. Кстати, при осаде Парижа, этот камнемет использовали осажденные франки, пытаясь разрушить, причем не совсем небезуспешно, укрепленный лагерь морских разбойников.

Еще одной отличной новостью было то, что до самого конца XII века, пока на поле боя не появились длинные валлийские луки, этот простейший камнемёт спокойно перестреливал по дистанции большую часть европейских стрелков. А значит, позволял со сравнительно безопасного расстояния обстреливать противника практически бесконечными бесплатными боеприпасами, которые можно было отыскать вокруг осуждённого замка, так и внутри его.

Можно стрелять каменными ядрами. А можно и всякой дрянью. Это же петробол.
Можно стрелять каменными ядрами. А можно и всякой дрянью. Это же петробол.

С появлением первых нормальных требуше и длинных английских луков ситуация для мангонеля, или, как его стали чаще называть, перье, кстати, не то чтобы очень изменилась. Он по прежнему, время от времени использовался во время осады. Но теперь уже как дешевый заменитель нормальных инерционных камнеметов. Понятно, что ни могущество его, ни точность за семь веков ничуть не изменились, но для обстрела малых замков и укрепленных шато, количество которых в Европе увеличивалось с какой-то невероятной скоростью, он все еще был кое-как пригоден.

Последние известные его изображения относятся к середине XIII века, то есть к тому самому моменту, когда очередная Научно Техническая революция сделала возможным производство относительно дешевых инерционных требуше, которые были лучше нашего героя вообще во всем. Ну, пожалуй, кроме скорострельности, ремонтопригодности, времени сборки, скорости доставки, ну и конечно цены. Хотя, конечно, дешевыми новые камнеметы были только относительно таких же требуше полувековой давности.

Главной, впрочем, причиной исчезновения мангонелей, было всё-таки серьезное развитие замковых укреплений. И так не очень эффективный камнемет с появлением по-настоящему серьезных укреплений и высоких стен, которые теперь окружали не только большие города, но и обычные провинциальные замки, оказался просто не у дел. Теперь с его помощью стало невозможно даже перебросить на сторону осажденных зажигательный снаряд или горшок с углями. Для того чтобы исполнить этот немудрёный прием, приходилось приближаться к заметно подросшей каменной стене почти в упор, что приводило в полнейший восторг встречающую делегацию лучников и арбалетчиков.

И в XIII веке мангонелю найдется работа.
И в XIII веке мангонелю найдется работа.

Вот так, тихо и незаметно, даже не дожив до встречи с первой пороховой осадной артиллерией, канул в Лету этот странный камнемет. Впрочем, его прямой потомок, известный нам под именем требуше, просуществовал еще целых три века, попортив немало крови замковладельцам во всех землях континентальной Европы, от Пиренеев до Старой Ладоги. А сегодняшняя история про рукометный камнемет закончена. Хотя про осадную технику и осады мы с вами, конечно, еще поговорим, и не раз. Но это будет уже совсем другая история.

Оружие
2735 интересуются