Найти в Дзене

Один за всех и все за одного! Что связывает бурлаков и мушкетеров?

Во второй половине XIX в. паровые корабли выиграли конкурентную борьбу у бурлаков. Постепенно эта профессия уходила в прошлое и на сегодняшний день окончательно стала историей. О том, как работали и отдыхали эти люди, как строилась иерархия бурлацкой артели и при чем здесь Александр Дюма — читайте в нашем материале. «Один за всех и все за одного!» В XIX веке мировым центром бурлачества стала Волга — эта река была судоходна не на всех участках, и бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован. Артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался водоливом — он находился на судне и отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел дядя, управляющий артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял шишка, за которым следовали двое косных. Эти работники получали 2/3 заработанных денег, простые же тяглые бурлаки назывались «добавочными» и набирались на местах. Численность артели варьировалась от 15 до 40 человек. Путешествующий по Волге Александр Дюма был очень удивлен, узнав,
Оглавление

Во второй половине XIX в. паровые корабли выиграли конкурентную борьбу у бурлаков. Постепенно эта профессия уходила в прошлое и на сегодняшний день окончательно стала историей. О том, как работали и отдыхали эти люди, как строилась иерархия бурлацкой артели и при чем здесь Александр Дюма — читайте в нашем материале.

«Один за всех и все за одного!»

В XIX веке мировым центром бурлачества стала Волга — эта река была судоходна не на всех участках, и бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.

Артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался водоливом — он находился на судне и отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел дядя, управляющий артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял шишка, за которым следовали двое косных. Эти работники получали 2/3 заработанных денег, простые же тяглые бурлаки назывались «добавочными» и набирались на местах. Численность артели варьировалась от 15 до 40 человек. Путешествующий по Волге Александр Дюма был очень удивлен, узнав, что девизом русских бурлаков стало мушкетерское «Один за всех и все за одного!»

Бурлаки грузчики (Фото: открытые интернет источники)
Бурлаки грузчики (Фото: открытые интернет источники)

«Тянуть лямку».

Разумеется, это был тяжелый физический труд. Многие не выдерживали условий и надрывались. Удивительно, но существовали и женские бурлацкие артели — управлялись они мужчинами, но основной тягловой силой выступали именно женщины. Можете себе представить?

Женская бурлацкая артель (Фото: открытые интернет источники)
Женская бурлацкая артель (Фото: открытые интернет источники)

Тем не менее, артель не голодала — дневная норма бурлака составляла килограмм хлеба, четверть кило мяса, и рыбы – сколько съедят. Помимо этого, бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для общего пользования ставилась бочка с черной икрой. После обеда – обязательный отдых.

В толпе сошедшего на берег бурлака можно было узнать по повязанному на груди кисету. Кисет служил неким ориентиром: когда вода доходила до груди, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилось «Дело — табак». Словосочетание «тянуть волыну» — тоже бурлацкое. Ведь бечеву, которую тянули бурлаки, называли волыной.

В среднем зарплата бурлака составляла 14 копеек в день и плюс еда.

Денег, заработанных за сезон, семье хватало до следующей весны.

К концу XIX века в России насчитывалось более 600 тысяч бурлаков, однако профессия эта постепенно уходила в прошлое — по Волге уже во всю ходили пароходы, неся за собой будущее. В 1929 г. постановлением Народного комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 г. был речной транспорт, бурлацкая тяга была запрещена в СССР. Так закончилась история одной профессии, о который мы до сих пор вспоминаем, используя выражения бурлаков, слушая их песни, разглядывая их труд на картинах великих художников.

Илья Репин, Бурлаки на Волге. 1870—1873, Холст, масло. 131,5 × 281 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, (инв. Ж-4056) (Фото: открытые интернет источники)
Илья Репин, Бурлаки на Волге. 1870—1873, Холст, масло. 131,5 × 281 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, (инв. Ж-4056) (Фото: открытые интернет источники)

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)