Во второй половине XIX в. паровые корабли выиграли конкурентную борьбу у бурлаков. Постепенно эта профессия уходила в прошлое и на сегодняшний день окончательно стала историей. О том, как работали и отдыхали эти люди, как строилась иерархия бурлацкой артели и при чем здесь Александр Дюма — читайте в нашем материале.
«Один за всех и все за одного!»
В XIX веке мировым центром бурлачества стала Волга — эта река была судоходна не на всех участках, и бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.
Артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался водоливом — он находился на судне и отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел дядя, управляющий артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял шишка, за которым следовали двое косных. Эти работники получали 2/3 заработанных денег, простые же тяглые бурлаки назывались «добавочными» и набирались на местах. Численность артели варьировалась от 15 до 40 человек. Путешествующий по Волге Александр Дюма был очень удивлен, узнав, что девизом русских бурлаков стало мушкетерское «Один за всех и все за одного!»
«Тянуть лямку».
Разумеется, это был тяжелый физический труд. Многие не выдерживали условий и надрывались. Удивительно, но существовали и женские бурлацкие артели — управлялись они мужчинами, но основной тягловой силой выступали именно женщины. Можете себе представить?
Тем не менее, артель не голодала — дневная норма бурлака составляла килограмм хлеба, четверть кило мяса, и рыбы – сколько съедят. Помимо этого, бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для общего пользования ставилась бочка с черной икрой. После обеда – обязательный отдых.
В толпе сошедшего на берег бурлака можно было узнать по повязанному на груди кисету. Кисет служил неким ориентиром: когда вода доходила до груди, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилось «Дело — табак». Словосочетание «тянуть волыну» — тоже бурлацкое. Ведь бечеву, которую тянули бурлаки, называли волыной.
В среднем зарплата бурлака составляла 14 копеек в день и плюс еда.
Денег, заработанных за сезон, семье хватало до следующей весны.
К концу XIX века в России насчитывалось более 600 тысяч бурлаков, однако профессия эта постепенно уходила в прошлое — по Волге уже во всю ходили пароходы, неся за собой будущее. В 1929 г. постановлением Народного комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 г. был речной транспорт, бурлацкая тяга была запрещена в СССР. Так закончилась история одной профессии, о который мы до сих пор вспоминаем, используя выражения бурлаков, слушая их песни, разглядывая их труд на картинах великих художников.
(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)