Найти тему

Капитан Алексей Сергеев — вся жизнь на Волге.

Оглавление

В 2011 году в свою первую навигацию отправился универсальный сухогруз «Капитан Сергеев», названный в честь волжского капитана.

Алексей Иванович храбро выполнял свой долг на Сталинградских переправах, до последней минуты находясь на капитанском мостике судна «Черкессия».

Спустя много лет его внук, Михаил Мошкин, лично присутствовал на торжественном спуске на воду теплохода с именем своего дедушки на борту.

Историю героя рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

«Капитан Сергеев» на Дону. Автор: Владислав Пономарев/fleetphoto.ru
«Капитан Сергеев» на Дону. Автор: Владислав Пономарев/fleetphoto.ru

Сухогрузы в честь Победы

«Капитан Сергеев» — пятый из 10 универсальных сухогрузов проекта RSD44, построенных в Нижегородской области специально для Волжского пароходства. Суда названы в честь великих речников, которые в военные годы внесли весомый вклад в общую Победу, всегда были преданы своей службе и флоту.

Теплоходы автоматизированы и оснащены современными винто-рулевыми колонками, которые дают высокую маневренность и хорошую управляемость. Они превосходят своих предшественников — «Волго-Доны» — по производственной эффективности, экологичности, экономичности и комфортабельности. Кстати, прочитать историю первого «Волго-Дона» можно в нашей статье👇

💡 Речной исполин: самый большой в мире сухогруз «Волго-Дон–1».

Грузоподъемность судов проекта RSD44 составляет 5,5 тыс. тонн, что на 500 тонн больше, чем у сухогрузов «Волго-Дон». Габаритная высота новых судов почти вдвое ниже и составляет всего 8 м. Сухогрузы отличаются удобной конструкцией — невысокая рулевая рубка расположена на «носу» судна, одноярусные жилые рубки обустроены в кормовой части. Такая конструкция позволяет судам проходить под мостами без разводки, экономя при этом большое количество времени.

Сухогрузы проекта RSD44 — «Капитан Рузманкин», «Капитан Загрядцев», «Капитан Краснов», «Капитан Гудович», «Капитан Сергеев», «Капитан Кадомцев», «Капитан Афанасьев», «Капитан Юров», «Капитан Шумилов», «Капитан Канатов».
Капитан Сергеев до последней минуты оставался на судне. Фото из архива газеты «Волго-Окский проспект».
Капитан Сергеев до последней минуты оставался на судне. Фото из архива газеты «Волго-Окский проспект».

Выполнили свой долг

Теплоход «Капитан Сергеев» вот уже 13 лет прославляет имя речника, всю жизнь посвятившего Волге и флоту. Алексей Иванович Сергеев родился в 1894 году в Нижегородской губернии. С 17 лет работал на речных судах и прошел путь от матроса до капитана буксира «Менделеев» и сухогруза «Черкессия».

Об Алексее Ивановиче немного информации. Известно, что участвовал в Первой мировой войне, после окончания боевых действий вернулся на Волгу, окончил Горьковское речное училище, трудился на флоте, на командных должностях.

В 1934 году Алексея Сергеева назначили капитаном на буксирный пароход «Менделеев», который был построен в 1898 году в Звенигороде. В 1939 году Алексей Иванович, уже опытный командир, поднялся на капитанский мостик теплохода «Черкессия» Нижне-Волжского речного пароходства. На этом судне он и встретил Великую Отечественную войну.

Значительная часть флота Нижне-Волжского речного пароходства была занята перевозками для фронта. «Черкессия», как и многие другие суда, участвовала в Сталинградских переправах, помогала вывозить раненых, эвакуировать местных жителей, подвозить вооружение.

Теплоход «Черкессия», которым командовал Алексей Сергеев. Фото fleetphoto.ru.
Теплоход «Черкессия», которым командовал Алексей Сергеев. Фото fleetphoto.ru.

Лето 1942 года — тяжелое время для Волги и волгарей. В ночь на 23 июля противник начал минировать реку, 25 июля авиация приступила к бомбежке судов на Нижней Волге. С 25 июля по 3 августа при авианалетах и от подрыва на минах затонули 9 буксирных и 4 пассажирских парохода, 2 грузовых теплохода, 26 сухогрузных барж.

Грузовой теплоход «Черкессия» стоял на разгрузке в речном порту Камышин, второй по значимости переправе после Сталинграда. Работа здесь кипела круглосуточно. И вдруг начался немецкий авианалет. Судну пробило топливный бак, возник пожар. 4 военных, сопровождавших груз, 3 члена экипажа и капитан теплохода Алексей Сергеев погибли на рабочем месте от осколочных ранений.

Семья Сергеева — жена и дочь, которые тоже в тот день были на судне, чудом спаслись. Внук капитана Михаил Мошкин пришел почтить память дедушки на торжественный спуск сухогруза, названного в его честь. Михаил Венедиктович связал свою жизнь с флотом и стал преподавателем в Нижегородском речном училище, которое закончил его дед.

Читайте также:

💡 «Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова

💡 Капитан-новатор и наставник: как Василий Белоглазов участвовал в спасательных операциях, совершенствовал суда и воспитывал талантливые кадры