Найти в Дзене

О династии Мелешкиных из первых уст!

Несколько поколений семьи известных флотских профессионалов объединил колесный пароход «Память Азина», легенда Волги. Судно курсировало по реке 90 лет. Необычную историю знаменитой династии Мелешкиных рассказываем вместе с ее продолжателем —Дмитрием Мелешкиным, сменным капитаном т/х «Профессор Захаров» на канале «История Волжского пароходства». Основатель династии Петр Мелешкин был водоливом на волжских судах, руководил артелью бурлаков, управлял деревянной баржей. Его сын Дмитрий Петрович Мелешкин пошел по стопам отца, вырос из матроса до известного капитана Волжского пароходства. В войну он управлял теплоходом «Товарищ Микоян», а до этого трудился на колеснике «Память товарища Азина». С Дмитрия Мелешкина-старшего и началась традиция считать это судно семейным. Валентин Дмитриевич Мелешкин — третье поколение династии волгарей. Семейный пароход «Память Азина» под его командованием регулярно признавали лидером за выполнение навигационных заданий. Им он управлял четверть века. Сын Валент
Оглавление
Капитан Волжского пароходства Валентин Мелешкин. Фото из архива компании
Капитан Волжского пароходства Валентин Мелешкин. Фото из архива компании

Несколько поколений семьи известных флотских профессионалов объединил колесный пароход «Память Азина», легенда Волги. Судно курсировало по реке 90 лет.

Необычную историю знаменитой династии Мелешкиных рассказываем вместе с ее продолжателем Дмитрием Мелешкиным, сменным капитаном т/х «Профессор Захаров» на канале «История Волжского пароходства».

Судьба семьи и парохода

Основатель династии Петр Мелешкин был водоливом на волжских судах, руководил артелью бурлаков, управлял деревянной баржей. Его сын Дмитрий Петрович Мелешкин пошел по стопам отца, вырос из матроса до известного капитана Волжского пароходства. В войну он управлял теплоходом «Товарищ Микоян», а до этого трудился на колеснике «Память товарища Азина». С Дмитрия Мелешкина-старшего и началась традиция считать это судно семейным.

Валентин Дмитриевич Мелешкин — третье поколение династии волгарей. Семейный пароход «Память Азина» под его командованием регулярно признавали лидером за выполнение навигационных заданий. Им он управлял четверть века.

Сын Валентина Дмитриевича Дмитрий вырос на борту этого парохода и продолжил династию. Более 50 лет он трудится в Волжском пароходстве.

«Семейный» пароход династии Мелешкиных построили в Нижнем Новгороде в 1903 году по заказу волжского общества «Кавказ и Меркурий». Тогда он носил имя «Великий князь Александр Михайлович». После революции судно несколько раз переименовывали, в 1924 году его назвали «Память Азина», в честь участника Гражданской войны, начдива Владимира Азина.

Пароход «Память Азина». Фото fleetphoto.ru.
Пароход «Память Азина». Фото fleetphoto.ru.

Счастье — поработать с капитаном Мелешкиным

Об основателе волжской династии известно немного. А вот капитан Дмитрий Петрович Мелешкин (1891–1959) прославился как опытный судоводитель и «покоритель» своенравных рек. Он начал флотскую карьеру в 16 лет матросом. В 1910-м блестяще окончил Нижегородское речное училище.

-3

Дмитрий Мелешкин-старший набирался опыта на разных волжских судах: трудился штурвальным, штурманом, первым помощником капитана. В Гражданскую войну стал капитаном — служил на заднеколесном теплоходе «Бриллиант», после революции участвовал в национализации флота.

Семейный пароход «Память товарища Азина» появился в жизни Дмитрия Петровича в 1920-х годах. Именно на нем до 1930 года речник трудился капитаном. В этот промежуток на ремонтах он повстречал свою будущую жену – Глафиру Михайловну, дочь Михаила Овчинникова. Он один из немногих выжил на подбитом в Гражданскую войну пароходе «Ваня-коммунист», которым управлял Николай Маркин.

В 30-е годы Дмитрий Мелешкин возглавил экипаж парохода «Рахманинов» и прославил его на всю Волгу. Под его началом работал молодой штурвальный Андрей Белодворцев, который впоследствии стал знаменитым волгарем, управлявшим новыми красивыми лайнерами. Он рассказал о Дмитрии Петровиче в своей книге «Течет моя Волга…». Капитан предстал, с одной стороны, опытным речником, способным пройти любое препятствие, а с другой — добрейшей души человеком, заботливым и понимающим, которого уважали и любили все, кто с ним работал.

Потомственный волгарь Дмитрий Петрович Мелешкин. Фото из архива семьи.
Потомственный волгарь Дмитрий Петрович Мелешкин. Фото из архива семьи.

Андрей Белодворцев вспоминал один интересный случай из богатой флотской биографии капитана Мелешкина, который характеризует его как настоящего профи.

«Я рад, что судьба подарила мне такое счастье ― поработать несколько навигаций под руководством уважаемого Дмитрия Петровича Мелешкина. Многому научился у старого волгаря… Ранней весной 1933 года, загрузившись в Саратове мукой, «Рахманинов» взял курс на Пермь, затем получили новый приказ идти со своим грузом на Вишеру. Река своенравная, неукротимая, бегущая среди каменистых высоких берегов, на севере Пермского края. В этом рейсе свой пароход капитан Мелешкин провел по стремительной Вишере благополучно благодаря своей смекалке. Заранее за борт была сброшена толстая якорная цепь стометровой длины, она волочилась по дну реки и служила там противовесом, который сдерживал раскатку кормы и предохранял судно от нежелательных сносов», — вспоминал Андрей Иванович.

Кстати, Андрей Белодворцев и сам вышел из знаменитой волжской династии. Его имя прочно связано с историей флота и Волги. Подробнее о нем в нашей статье👇🏻

«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.

Колесный пароход «Память Азина» почти 100 лет был в строю. Фото PROKOF/ fleetphoto.ru.
Колесный пароход «Память Азина» почти 100 лет был в строю. Фото PROKOF/ fleetphoto.ru.

По словам близких Дмитрия Мелешкина, был еще Колымский период в его биографии. Он работал на водном транспорте, когда шло освоение богатых месторождений Колымского бассейна. Тогда было специально создано речное управление «Дальстроя» на реке Колыме. Но об этом этапе карьеры Д.П. Мелешкина известно мало.

Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Мелешкин-старший стал капитаном теплохода «Товарищ Микоян», на котором участвовал в Сталинградской битве.

Команду судна ждала важная работа: под постоянными бомбежками немцев, экипаж спасал людей и помогал фронту. Перевозили десятки тысяч эвакуированных, раненых, солдат, доставляли жизненно необходимые грузы, питание. За проявленный героизм и трудовую доблесть Дмитрий Петрович Мелешкин в 1953 году был награжден орденом Ленина.

Валентин Дмитриевич Мелешкин на мостике. Фото из архива семьи.
Валентин Дмитриевич Мелешкин на мостике. Фото из архива семьи.

Виртуоз за штурвалом

Сын Дмитрия Мелешкина-старшего Валентин (1930 - 2000 гг.) впервые отправился с отцом в рейс в три года. Лето вся семья проводила на судне. Валентин Дмитриевич вспоминал, как отец приводил его в машинное отделение, показывал, как пароход живет, «дышит», движется. Дмитрий Петрович часто рассказывал сыну о Волге и пароходах.

Так что будущая профессия Валентина была определена. В 13 лет он поступил в школу юнг — познавать азы речного дела. Учебное заведение открыли в 1943 году в волжском селе Кадницы Горьковской (Нижегородской) области. Подростки летом получали навыки работы на судах, даже учились ими управлять, а зимой изучали общеобразовательные и специальные предметы. Многие выпускники школы юнг связали свою жизнь с флотом, стали капитанами, механиками, работниками речного транспорта.

В 1946 году Валентин Мелешкин пошел служить на Северный флот. Более пяти лет был боцманом на кораблях. По словам близких, Валентин Дмитриевич любил вспоминать это время, своих сослуживцев, которых перечислял поименно, говорил о команде как об одной семье.

Вернувшись на родную Волгу в начале 1950-х, работал на сухогрузах и мечтал, как отец, стать капитаном. Поэтому окончил школу командного состава, Горьковское речное училище. В послужном списке Валентина Мелешкина — работа на волжских судах «Яхонт», «Магадан», «Михаил Калинин», «Усиевич».

Капитан Валентин Мелешкин и экипаж парохода «Память Азина». 1969 год. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Валентин Мелешкин и экипаж парохода «Память Азина». 1969 год. Фото из архива Волжского пароходства.

В 1966 году сбылась мечта Валентина Мелешкина: его назначили капитаном легенды Волги — п/х «Память Азина». Валентин Дмитриевич стал виртуозным судоводителем. По словам специалистов, тяжелый и большой колесник «Память Азина» был достаточно неповоротливым судном, имел большую парусность, сложно разворачивался на реке. Капитан Валентин Мелешкин уверенно управлял пароходом — он мастерски владел искусством маневра.

Судно под командованием Валентина Мелешкина было постоянно в лидерах за выполнение навигационных заданий. На мачте красовался вымпел победителя соревнований. Капитана парохода наградили знаком «Почетный работник речного флота».

Коллеги с большой теплотой вспоминали его как профессионала, который не только отлично делал свою работу, но и заботился об экипаже. Один из лучших речников в СССР Михаил Туезов, капитан теплохода Волжского пароходства «Константин Симонов», рассказывал о В.Д. Мелешкине так:

«С Валентином мы были закадычными друзьями, относились друг к другу с большим уважением. Он обладал острым юмором, в своих изречениях мог кратко, ярко выразить какую-либо глубокую мысль, суждение, житейское правило. И по нынешний день волгари помнят яркие образные высказывания знатного речника. В навигацию мы все работали на разных судах, но частенько встречались на стоянках. Как-то в Казани стояли вместе, я на «Симонове», Валентин на «Азине». Пришло время к отправлению парохода, но погода разгулялась, подул низовой ветер. По расписанию капитан стал уходить от причала задним ходом. Он умело маневрировал своим огромным по габаритам судном, благополучно сделал оборот и продолжил свой рейс на Астрахань».

Капитан Дмитрий Валентинович Мелешкин. Фото Волжского пароходства.
Капитан Дмитрий Валентинович Мелешкин. Фото Волжского пароходства.

Валентин Мелешкин назвал сына в честь отца-капитана — Дмитрием. Мальчик вырос на «семейном» пароходе «Память Азина» и продолжил флотскую династию. Получил диплом судоводителя Горьковского института инженеров водного транспорта (ныне — ВГУВТ).

Дмитрий Мелешкин-младший работал на пассажирских судах «Борис Чирков», «Афанасий Никитин», «Николай Добролюбов». На теплоходе «Д. Н. Мамин-Сибиряк» ходил по Белому морю, доставляя туристов на Соловки. В 2014 году принимал новое судно «Балт-Флот 1».

За его плечами — 50 лет работы на флоте. Сегодня Дмитрий Мелешкин трудится сменным капитаном в Волжском пароходстве, продолжая лучшие традиции своей семьи.

«Вся моя жизнь связана с флотом, можно сказать, я практически родился на теплоходе. И вот уже более полувека суда являются для меня вторым домом. Однажды отец сказал мне одну вещь, которая мне запомнилась на долгие годы: «Сын, во все времена те, кто умеет управлять кораблем, кто бы они ни были, коммунисты, капиталисты или даже анархисты, всегда будут востребованы». И уже сейчас, поработав на пассажирских судах и сухогрузах, я понимаю, что он был прав. Я и своим внукам стараюсь привить любовь к флоту. Когда они были маленькие, мы часто ходили с ними гулять в затон, я показывал им суда, рассказывал истории из своей жизни. Я был бы рад, если бы они продолжили нашу династию, но не настаиваю, все-таки у каждого свой путь», — говорит Дмитрий Валентинович.

В тему:

Рейс длиною в жизнь: путь капитана Евгения Матвеева.

Рекорд Волги: как речная династия Сычевых отработала 300 навигаций.

«Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина.