2 февраля 1943 года советские войска одержали победу под Сталинградом. Эта дата стала переломной в Великой Отечественной войне. 200 героических дней обороны города армии и сталинградцам помогали моряки Волжской военной флотилии и речники Волжского пароходства. Знаменитые переправы стали сталинградской «Дорогой жизни».
За все время Сталинградской битвы речные суда, совершив около 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли более миллиона солдат и мирных жителей. Как волгари по заминированной реке спасали людей и приближали долгожданный май, в год 80-летия Победы рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
Война пришла на Волгу
С самого начала войны вся жизнь в Поволжье оперативно перестраивалась под задачи фронта. Большие надежды возлагали именно на речников: в ситуации, когда все машины уехали на фронт, именно водному транспорту предстояло доставлять огромный объем грузов и пассажиров.
«Волга вновь спасала огромную страну. В навигацию 1941 года речники перевезли 613 тысяч эвакуированных, 135 тысяч тонн военных грузов и техники. Волжане работали до самого ледостава. Была возрождена Волжская военная флотилия. Ее ядро составили 23 лучших буксира, переоборудованных в канонерские лодки. Если в последние месяцы 1941 году Волжская флотилия оставалась резервом Ставки, то в 1942-м, с открытием Сталинградского фронта, она сравняется по славе и героизму с Ладожской», — пишет историк, кандидат исторических наук Артем Маслов.
1942 год стал переломным для Поволжья — война пришла на Волгу. Немцам удалось перерезать железнодорожные и шоссейные пути к Сталинграду, и река стала практически единственной магистралью, обеспечивающей Сталинградский и Юго-Восточный фронты. Для противника главной целью наступления в этом направлении стало именно нарушение речных перевозок, особенно доставок нефти, поэтому минирование и артобстрел Волги происходили по всей длине судового хода, объясняет историк, кандидат исторических наук Олеся Гоманенко, исследователь речных переправ в годы ВОВ.
Всю навигацию, рискуя жизнью, волжские речники и моряки Волжской военной флотилии под массированным вражеским огнем решали самые сложные задачи. Первые 2 декады июля 1942 года караваны судов шли по реке практически безостановочно. С 22 июля немецкие самолеты начали активно минировать реку. Всего за навигацию 1942 года противник поставил на Нижней Волге 342 мины различного типа.
Требовались срочные и эффективные меры по защите судоходства. Суда флотилии обороняли Волгу на участке Камышин-Астрахань. На речных судах устанавливали зенитное вооружение для защиты, создавали посты наблюдения. Волжская флотилия, сопровождавшая нефтеналивные и сухогрузные караваны, занималась тралением и уничтожением мин на реке. В августе-ноябре 1942 года корабли обнаружили и уничтожили 211 вражеских мин. Тральщики круглосуточно расчищали фарватер, бронекатера и канонерки защищали караваны, прикрывая их от нападений с воздуха. Например, корабли 2-го отряда бронекатеров до 10 сентября 1942 г. без потерь провели 100 конвоев, отразив 143 одиночных и групповых налета немецкой авиации. А канонерки как бывшие буксирные пароходы одновременно с прикрытием караванов тащили баржи.
Читайте также:
Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.
Примеры героизма и мужества
Под постоянными вражескими налетами, под огнем с берега, по заминированному фарватеру работали волгари. Газета «Правда» от 6 октября 1942г. писала: «В низовьях Волги коллективы судов и пристаней показывают примеры героизма и мужества на своих постах. Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками Сталинграда у подступов к великой русской реке».
По словам историка Олеси Гоманенко, в то время все силы бросили на организацию Сталинградских переправ: только флот мог связать правый (фронтовой) берег с резервными базами на левом (тыловом) берегу, откуда везли подкрепление, технику, горючее и продовольствие, а из Сталинграда спасительные рейсы шли с мирным населением и ранеными. Так Волга превратилась в разделительный рубеж между фронтом и тылом. Эвакуация жителей Сталинграда началась 15 августа 1942 года.
Сталинградские переправы в цифрах:
· 15 переправ действовало в городе летом 1942 года.
· 100 000 человек вывезли за 5 дней, до 20 августа.
· 10 000 - 12 000 человек перевезли на другой берег 20-23 августа.
· На переправах работали 13 барж, 12 пароходов, 7 бронекатеров ВВФ, 6 баркасов, 6 катеров БМК-70, 3 парома, 2 самоходных парома тяжелого понтонного парка.
Герой Советского Союза, член военного совета 64-й армии Константин Абрамов, который участвовал в Сталинградской битве с первого до последнего дня, писал о работе волжского флота:
«Всю тяжесть переправ через Волгу вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые; до самого конца ледохода они продолжали упорно работать. Колесный пароход «Механик Власов», которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги. Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход «Самара». Он работал у Светлого Яра до 27 декабря 1942 года».
О людях, работавших тогда на переправах, стоит сказать отдельно. Например, команда «Парижской коммуны» под руководством отважного капитана Льва Галашина вывезла из осажденного Сталинграда около 20 000 человек. Он называл тот период в жизни «временем большой работы». В ночь на 27 августа 1942 года капитан Галашин возглавил группу из 3 пассажирских судов, которым предстояло прорваться из Сталинграда вверх по Волге.
На борту «Парижской коммуны» были 200 человек раненых и эвакуированных, 450 тонн груза, команда, их семьи. Несмотря на поставленную дымовую завесу, судно было обнаружено врагом — на берегу стояли немецкие танки. Противник требовал сдаться. Но не таким человеком был Галашин. Он повернул теплоход к берегу, сделав вид, что подчинился команде. Но приблизившись, капитан резко повернул и ушел через узкое место — Окатовский перекат. Благодаря смелости и решительности капитана его теплоходу «Парижская коммуна» и пароходу «Михаил Калинин» удалось прорваться.
💡Историю отважного волжского капитана Льва Галашина читайте в нашей статье: «Как река — только вперед!»
Экипаж «Михаила Калинина» перевозил через огненную Волгу мирных жителей и военнослужащих, доставлял в город жизненно важные грузы. В тот судьбоносный рейс, когда Лев Галашин повел свой теплоход прямо на немецкие танки, у капитана Николая Богатова на борту было почти втрое больше пассажиров, чем положено, — 1000 человек. Но Богатов не усомнился ни на миг в решении капитана Галашина, который пользовался на Волге авторитетом. Он понимал: у врага нет прожекторов, и шанс выжить самим и спасти людей есть. И спасли! За мужество капитанов Льва Галашина, Николая Богатова, а также механика парохода «Михаил Калинин» С. Ф. Кокаревского наградили орденами Красного Знамени.
Читайте подробнее:
💡По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова.
Рулевым-сигнальщиком на буксире «Баррикады», который перевели в Волжскую военную флотилию, работал 14-летний Геннадий Кулаков, в будущем капитан Волжского пароходства, отдавший всю жизнь флоту и воспитанию речников. Судно обеспечивало корабли флотилии боеприпасами, продовольствием и горючим, вывозило раненых, снабжало сухопутные части. Геннадий вспоминал первые страшные дни осады Сталинграда:
«Нам сказали, что весь город забит людьми, которые гибнут, брошенной сельхозтехникой, и никто не может переправиться через реку. Людей нужно было эвакуировать на левобережье Волги. С рабочими лесопильного завода спарили две баржи, из брусьев и досок сделали настил — получился паром. И на нем мы переправляли людей, оружие и технику с центрального причала на другой берег реки. Я был совсем мальчишкой, конечно, мне было очень страшно: вокруг постоянно стоял сплошной гул от обстрела. Но постепенно к этому привыкаешь. Капитан Володин кричал мне: «Гена, подай буксир! Гена, подай швартовы! Гена, рули вон туда!». И я боялся сделать что-то не так, старался четко выполнять приказы».
Детские лица с взрослыми глазами
На Сталинградские переправы выпала первая учебная практика студентки Горьковского речного техникума Валентины Князевой. Она пришла постигать флотскую жизнь на буксир «Николай Булганин», а судно направили к Сталинграду как раз летом 1942-го. У острова Балыклей на подходе к волжскому городу караван из буксира и 13 барж попал под немецкий артобстрел. Чудом все уцелели.
В августе 1942 года команда «Николая Булганина» вывозила из осажденного Сталинграда детей. Валентина с одногруппницей Лидой ухаживала за маленькими пассажирами, многие из которых потеряли родителей.
«На палубе были стопами уложены ватные матрасы, накрытые брезентом. Дважды падали бомбы, но, к счастью, не взрывались — как нам объяснили, из-за того, что падали на мягкое. На барже было пять дойных коров, маленьких поили молочком, старшим варили бульоны. Самое тяжелое сейчас — вспоминать детские лица с глазами взрослых людей. И слово “мама”, которое звучало так часто, а маму мы им заменить не могли...», — вспоминала Валентина Алексеевна.
Подробнее о Валентине Князевой читайте в нашей статье👇🏻
💡«Речники – народ особый»: история храброго штурмана Валентины Князевой.
Вот также на судне в августе 1942 года из Сталинграда эвакуировали и 12-летнюю Сашу Пахмутову — в будущем легендарного композитора, автора множества любимых песен. Свои воспоминания о детстве, опаленном войной, Александра Николаевна передала в песне на стихи Г. Киреева «А где-то под Бекетовкой» (Бекетовка — район Сталинграда, где Пахмутова родилась и провела годы до эвакуации).
За Волгой разливается малиновый рассвет,
И на пологих скатах тишина…
Минуло много зим уже, минуло много лет
С тех пор, как отгремела тут война.
Над балками глубокими, над гребнями высот
Покоем дышит мирная земля,
А где-то под Бекетовкой солдатские края,
Где опалилась молодость моя…
Победа в Сталинградской битве стала возможной благодаря тысячам людей. Подвиги волгарей оценили высоко: за навигацию 1942 года ордена и медали получили 364 речника, а Нижневолжскому речному пароходству вручили переходящее Красное Знамя ГКО.
Никто из героев не забыт — в честь мужественных речников названы улицы, школы, а по Волге курсируют суда с их именами на борту.
Читайте также:
Баталии на Волге — чем закончилось противостояние двух флотилий в Гражданскую войну?