Найти в Дзене

Как исправить оценки в школе? Подробный план на 7 дней

Оглавление

Даже круглый отличник в какой-то момент может потерять темп учебы и скатиться по успеваемости. Не понял какую-то тему, отвлекся на личные переживания или просто устал – причин много. Часто родители очень болезненно воспринимают такую ситуацию и сразу же обвиняют ребенка, что он разленился или забросил учебу. И начинают бесконечно «пилить» его в попытках выровнять успеваемость. Это ошибка.

Если вы заметили, что в последнее время оценки ребенка стали хуже, не спешите ругать и наказывать. Сначала нужно разобраться в причинах. А затем – приступить к планомерному исправлению ситуации. Между прочим, это можно сделать без скандалов со школьником и лишних стрессов. Для вас и ребенка.

Разбираемся, как найти причины снижения успеваемости и улучшить оценки за короткий срок.

Почему падают оценки: 7 главных причин

-2

Спойлер – лень к ним не относится. И низкий интеллект тоже.

Не нужно сыпать обвинениями, унижать ребенка и говорить, что с такими оценками он ничего не добьется в жизни. Ему и так нелегко. Лучше помогите найти причину, почему отметки стали хуже, и справиться с ней. Это могут быть:

  1. Пробелы в знаниях. Может, ребенок неделю болел, потом вернулся к учебе – а там уже новая непонятная тема. Или просто не понял объяснений учителя на уроке, а дальше пробел потянул за собой новые ошибки.
  2. Проблемы со здоровьем. От обычного ОРВИ до серьезных заболеваний. Такие состояния ведут к снижению концентрации внимания и повышенной утомляемости.
  3. Нет режима дня. Ребенок встает и ложится когда захочет, не знает, не умеет распределять время, часами сидит в телефоне.
  4. Внешние факторы. Например, у школьника конфликты со сверстниками или его травят в классе.
  5. Слишком высокая нагрузка. Школьная программа сегодня сложная. А если к этому добавить несколько кружков и секций, занятия с репетиторами или еще что-то, у ребенка быстро наступит переутомление и даже выгорание.
  6. Завышенные ожидания. Это когда на школьника со всех сторон давят, требуют только отличных оценок, успехов и достижений.
  7. Подростковые сложности. Эмоциональный фон меняется, ребенок ищет свое «я» и место в мире. На этом фоне может страдать и учеба.

Диагностика успеваемости. Чек-лист на неделю

-3

Конечно, надо поговорить с ребенком. Но не в формате допроса в духе «Ты что, заболел? Или влюбился? Почему оценки такие?». Сначала проанализируйте факты, а потом обсудите ситуацию. Ваши действия:

  • проверьте исходные данные. Посмотрите, когда появились плохие отметки и по каким предметам. Это оценки за домашнее задание? Или за проверочные работы?
  • проведите мини-аудит тетрадей. Найдите повторяющиеся ошибки, темы, в которых ребенок «плавает»;
  • проанализируйте образ жизни ребенка. Достаточно ли сна, нормально ли питается, сколько времени проводит за учебой, а сколько – в гаджетах.
  • проведите беседу с ребенком. Без скандалов и обвинений. Спокойно поинтересуйтесь, что сам он думает насчет ухудшения отметок, почему так происходит и что могло бы ему помочь;
  • встретьтесь с учителями. Поговорите с классным руководителем, как ребенок ведет себя на уроках, нет ли каких-то тревожных ситуаций. А у педагога-предметника, по части которого есть плохие отметки, уточните проблемные темы, критерии оценивания и возможности для исправления оценок.

А теперь переходим к плану по повышению успеваемости.

План действий на 7 дней

-4

Допустим, вы почти сразу заметили, что оценки покатились вниз. В этом случае за 7 дней можно попытаться выровнять ситуацию. Вот пошаговый гайд, как исправить оценки за неделю.

День 1

Корректируем режим дня ребенка. Выделите время на домашние задания по текущей программе + на то, чтобы нагнать упущенное. Не забудьте, что отдых все равно нужен.

Вместе со школьником определите проблемные темы. К ним нужно подобрать перечень теоретических материалов для изучения и практические задания.

День 2

Изучение теории. Пусть ребенок прочитает разделы в учебнике и попытается разобраться в них. Если не получается, подключитесь к процессу.

Можно дополнительно посмотреть интересную видеолекцию по теме.

-5

День 3

Практика. Пусть школьник прорешает побольше задач или упражнений по теме, чтобы точно разобраться и закрепить пройденный материал.

День 4

Повторение. Можно попросить ребенка объяснить изученный материал своими словами, попросить еще сделать несколько упражнений при вас. Так вы поймете, нет ли ошибок.

День 5

Если вы уже обсудили с педагогом, как исправить оценку, самое время начать это делать.

Часто учителя дают дополнительные задания, которыми можно «перекрыть» плохую оценку. Это может быть доклад, реферат или проект.

День 6

Проверка и доработка. Посмотрите, как ребенок справился с заданием. Если нужно что-то переделать, подскажите, как можно улучшить работу.

День 7

Сдача работы, получение оценки. Если пробелы устранены, а школьник хорошо справился с дополнительным заданием, педагог точно оценит его старания.

Конечно, если отметки снижались последние полгода, наверстать все за неделю не получится. Именно поэтому важно вовремя заметить проблему и сообща с ней справиться. Опять же, когда ребенок увидит, что способ работает и его старания ценятся, это повысит мотивацию учиться.

Как говорить с учителем? Готовые шаблоны

-6

В исправлении оценки заинтересован прежде всего ребенок. Но без помощи учителя не обойтись. Поэтому важно правильно выстроить диалог с педагогом – без критики, обвинений и агрессии. Только конструктив.

Если речь о единичных отметках, пообщаться с педагогом можно в мессенджере или через другие каналы связи, принятые в школе. Важно – писать лучше в рабочее время. Сообщение может выглядеть так:

«Здравствуйте, Анна Ивановна! Беспокоит мама ученика 8-А класса Александра Петрова. Обратила внимание, что по математике у Саши снизились оценки – двойка и тройка на прошлой неделе. Подскажите, пожалуйста, можно ли исправить эти отметки?

Если не сложно, скажите по каким темам нужно подготовиться и в какие сроки? Возможно, Вы дадите дополнительное задание, чтобы перекрыть плохие оценки (назначите пересдачу контрольной/теста)? Заранее спасибо за помощь».

Но если проблема системная, а плохих оценок слишком много, лучше обсудить это при личной встрече. Без конфликтов, естественно. Ваша задача – дать педагогу правильный посыл:

«Анна Ивановна, спасибо, что нашли время. Мы заметили, что у Саши сильно упала успеваемость по математике. Хотелось бы понять, в чем проблема: ему не хватает каких-то навыков или, может быть, есть системные пробелы в знаниях? Подскажите, пожалуйста, каким темам и задачам нам стоит уделить больше внимания дома? Возможно, вы посоветуете материал и задачи для самостоятельного изучения?

Не могли вы также дать дополнительные задания или возможность пересдать оценки, чтобы подтянуть успеваемость?».

И в любом случае не лишней будет инициатива. В разговоре с педагогом вы можете сами предложить несколько вариантов исправления оценок. Например:

«Мы дома еще раз пройдем материал, который вы рекомендуете, порешаем задачи. Также Саша готов выполнить дополнительную работу чтобы исправить оценки. Что вы считаете уместным – реферат, доклад, устные ответы у доски?».

Любой учитель, который видит искреннее желание решить проблему, не откажет в возможности исправить оценки.

Общение с ребенком: как мотивировать, а не заставить?

-7

Читать нотации бесполезно – ребенок только еще больше расстроится и замкнется в себе. Ваша задача – объяснить, что ситуацию нужно и можно исправить. А вы ему в этом поможете. Беседу стройте на таких принципах:

1. Факты, а не обвинения.

❌ «Опять двоек нахватал, что ж ты за разгильдяй!».

✅ «Я заметила, что оценки по математике стали хуже. Давай вместе разберемся, с чего все началось?».

2. Не обесценивайте переживания.

❌ «Да что там у тебя случиться могло! Об учебе думать надо, а о всякой ерунде переживать!».

✅ «Да, я понимаю, это неприятная ситуация. Естественно, ты переживаешь, сложно думать о чем-то другом. Но учеба тоже важна, давай подумаем, как выйти из ситуации».

3. Помогайте, но не делайте за него.

❌ «Опять мне за тебя все делать, а то одни двойки в четверти будут, на тебя нельзя положиться!».

✅ «Давай составим план, чтобы не хвататься за все сразу, а пошагово разобраться во всех вопросах. Ты делаешь задания, я потом посмотрю, нужно ли что-то улучшить».

4. Ставьте четкие и понятные цели.

❌ «Делай что хочешь, но за четверть должна быть пятерка».

✅ «Будем исправлять то, что возможно. Начнем вот с этой темы, посмотрим, как будет получаться. Потом возьмемся за другие».

5. Поддерживайте, а не унижайте.

❌ «Это просто чудо будет, если ты справишься».

✅ «Я верю, что все получится. Но даже если будет не «отлично», это не конец света, просто сделай все, что можешь».

Инструменты и техники

Когда время ограничено, а наверстать нужно многое, помогут специальные техники мотивации, повышения концентрации, тренировки памяти. Вот несколько работающих методик:

  • метод помидора (Pomodoro). Суть техники – 5 минут отдыха после каждых 25 минут работы. Помогает поддерживать концентрацию внимания и не переутомляться;
  • планер / чек-лист «Уроки готовы». Нужно составлять список задач и отмечать выполненные в чек-листе. Это наглядно покажет прогресс и мотивирует довести дела до конца;
  • интервальное повторение, активное вспоминание. Школьник изучает материал, а затем повторяет через увеличивающиеся промежутки времени. Второй метод – читаете материал, закрываете источник и записываете все, что запомнили;
  • техника Фейнмана. Прочитал – рассказал своими словами. Если с конкретным вопросом возникают сложности, значит есть пробел в знаниях;
  • карточки, схемы. Полезны, если у ребенка больше развито визуальное восприятие;
  • цифровой детокс. На время учебы лучше выключать уведомления или убирать смартфон. Полезно договориться о правилах пользования гаджетами в целом (подробнее об этом можно узнать в отдельной статье);
  • дневник прогресса. Просто ежедневно записывать, что уже сделано и что осталось.

Эти методики можно комбинировать или использовать по отдельности.

Типичные ошибки родителей

-8

Важно не только исправить конкретные оценки, но и мотивировать школьника не повторять те же ошибки. Для этого нужно стать ему союзником, а не надзирателем. Чтобы не испортить отношения с ребенком, следуйте общим правилам:

❌Не нужно наказывать ребенка за плохие оценки. Желания учиться это не добавит, но может подтолкнуть школьника к режиму «обороны».

❌Не сравнивайте с другими детьми.

❌Не ставьте ценность ребенка в зависимость от оценок. Акцентируйте внимание на усилиях и стремлениях.

❌Не делайте работу за него. Знаний это не добавит, а вот окончательно «расслабиться» школьник вполне может.

❌Будьте последовательны. Если вы договорились о правилах и «санкциях», придерживайтесь их всегда, а не только когда вам удобно.

А вот хвалить ребенка можно и нужно. Даже если не все получается. Отмечайте даже самые маленькие успехи и поддерживайте школьника на пути к цели.

Заключение

Плохие оценки в дневнике школьника – это не приговор. И не повод для криков. У снижения успеваемости всегда есть причина: усталость, пробелы в знаниях или даже болезнь. Важно определить ее как можно раньше, а затем приступить к исправлению ситуации.

Если речь о нескольких двойках/тройках, подтянуть знания по предмету и исправить отметки можно даже за неделю. Рецепт успеха – четкий план действий, который должен включать:

  • разговор с учителем;
  • корректировку распорядка дня школьника;
  • конкретные задачи на каждый день (теория, практика, повторение, выполнение дополнительных заданий).

А быстрее нагнать упущенное помогут специальные техники мотивации, тренировки памяти и концентрации внимания. От родителей же потребуется помощь, если ребенок не справляется самостоятельно, и поддержка усилий ребенка на пути к поставленной цели.

Советуем к прочтению: Как мотивировать ребенка на учебу: рабочие техники и подходы

Фото: freepik.com