«Учиться не желает, ничем не интересуется! Что из него (нее) вырастет?», – обычная мысль родителей, когда ребенок не хочет ничем заниматься. Совсем обленился – типичный вердикт в такой ситуации.
Но все не так просто. То, что видится как лень, обычно происходит от нехватки мотивации. А это состояние – результат реальных событий и ситуаций, которые случаются в жизни школьника. Переутомление, перегруз учебой и дополнительными занятиями, конфликты с одноклассниками – все это может стать причиной отсутствия мотивации к учебе. Даже неправильный режим дня в конечном итоге может эмоционально и физически истощить ребенка.
Откуда берется учебная мотивация и почему она уходит? Как понять, что школьнику нужна помощь? И как заинтересовать его учебой? На эти вопросы подробно отвечаем в статье.
Алгоритм для родителей: короткая версия
Если вы не настроены на полное погружение в тему, предлагаем сразу руководство к действию. Чтобы повысить учебную мотивацию школьника, придется пройти длинный путь. Он состоит из таких шагов:
📌Разберитесь, что мешает учиться – здоровье, пробелы в знаниях, нагрузка или что-то еще.
📌Создайте комфортное место для учебы.
📌Вместе с ребенком разработайте режим дня, в котором будет время на учебу, отдых, гаджеты и развлечения.
📌Подключите тайм-менеджмент. Полезными будут техники «помодоро», таймбоксинг.
📌Добавьте визуал – канбан-доски, карточки, стикеры, планеры.
📌Добавьте техники тренировки памяти – интервальное повторение, активное вспоминание.
📌Подключите учителей и допобразование – возьмите список проблемных тем, найдите кружки и курсы.
📌Добавьте практики и цифровых форматов – опыты, интерактивные тренажеры, походы в музеи и научные центры.
📌Поддерживайте внутреннюю мотивацию – хвалите за усилия, а не результат, помогайте ставить цели и находить прикладное применение знаниям.
Это если коротко. Хотите узнать больше? Тогда переходим к подробным гайдам и объяснениям.
Откуда берется учебная мотивация?
Говоря просто, мотивация – это то, что побуждает нас совершать определенные действия для достижения цели. То есть, сначала всегда нужно ответить на вопрос «а зачем вообще это делать?».
А дальше уже включаются разные формы и механизмы мотивации.
Внешняя – это когда человек что-то делает, чтобы получить поощрение/вознаграждение или избежать плохих последствий «ничегонеделания». Такая мотивация обычно работает недолго, полезна на начальных этапах. В контексте учебы это можно описать так: «я учусь, чтобы не остаться без аттестата».
А чтобы не бросить дело на полпути, нужно найти источники мотивации в самом себе.
Внутренняя – это как раз та мотивация, которая рождается из интереса к тому, что человек делает. Как правило, возникает не сразу, но на ней все и держится, когда внешние побуждающие факторы перестают работать.
Что может служить источником внутренней мотивации для учебы? Есть несколько вариантов:
- работа со смыслами. Нужно четко определить цель, ответив себе на вопрос «как эти знания помогут мне прийти туда, куда я хочу?»;
- учеба как часть хобби. Найти точки соприкосновения учебы и увлечений;
- практические изыскания. Голая теория редко бывает увлекательной. А если найти способы ее применения в реальной жизни, это может стать источником мотивации учиться дальше.
Вроде все просто: найди цель – и мотивация появится. Но даже самым осознанным детям могут мешать учиться внешние факторы.
Диагностика: что мешает именно вашему ребенку?
Часто родители подходят к делу не с той стороны: накричать, пристыдить, наказать. Одним словом – заставить. Такой подход, если и сработает, то на короткое время. Чтобы найти долгосрочную мотивацию, сначала нужно разобраться, что мешает учиться.
Для этого оцените, что происходит в жизни ребенка по направлениям:
- Здоровье. Если школьник мало спит, плохо питается, есть какие-то недомогания, не стоит ждать чудес мотивации и продуктивности.
- Режим дня. Отсутствие четкого распорядка не дает увидеть картину дня целиком, а со временем ведет к прокрастинации и снижению мотивации. Но казарменный режим тоже плох. Нужен баланс.
- Учеба. Как дела с памятью и концентрацией? Нет ли серьезных пробелов в знаниях? Какие предметы даются хуже других?
- Эмоциональная сфера. Здесь может мешать тревожность, страх ошибок, перфекционизм и даже бремя завышенных ожиданий родителей. По мотивации также бьют конфликты со сверстниками и педагогами, травля в школе.
- Внешние условия. Есть ли рабочее место, где ничто не отвлекает от учебы? Не мешают ли гаджеты? И так далее.
Когда вы нашли проблемные точки, переходите к конкретным действиям.
Как говорить с ребенком?
Главное правило – не вычитывать школьника, а выстраивать диалог. В нем должны участвовать двое. Психолог предупреждает: не нужно давить на ребенка, угрожать, наказывать – толку все равно не будет.
«Если ребенок закрывается, не спешите требовать объяснений. Попробуйте показать, что вы не судите, а хотите понять. Не «почему ты ничего не учишь?», а «Мне кажется, тебе сейчас тяжело. Хочешь, попробуем вместе разобраться, что не так?». Так вы сразу покажете, что вы на его стороне», – советует психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Используйте специальные приемы.
«Я-сообщения»
Говорите о своих чувствах по поводу происходящего, а не сыпьте обвинениями. Например, вместо «совсем учебу запустил» можно сказать «я волнуюсь, потому что вижу, как тяжело тебе даются уроки. Давай подумаем, как облегчить тебе жизнь».
Хвалите за усилия, а не результат
Когда хвалят за старания, это показывает ребенку, что ценен он сам, а не оценки и результаты.
«Молодец, что попробовал сам справиться с этой задачей. А что не получилось – не трагедия, может в другой раз выйдет», – так говорить правильнее.
Не обесценивайте проблемы
Когда школьник делится своими переживаниями, не нужно отмахиваться или говорить что-то в духе «нашел, из-за чего расстраиваться».
Лучше выразить слова поддержки: «понимаю, это очень неприятно. Но такое случается, ты обязательно с этим справишься».
Предлагайте помощь
Не оставляйте ребенка один на один с проблемами. Он должен знать, что учебные трудности – не его личный провал как человека, а всего лишь препятствие, которое можно преодолеть.
«Давай вместе попробуем сделать иначе», – главный посыл.
А вот с непрошенными советами и критикой по любому поводу лучше не лезть –только еще больше расстроите школьника.
Хвалите и поддерживайте
Даже если дело пока не сдвинулось с точки, показывайте школьнику свою поддержку: «у тебя точно получится, просто нужно чуть больше времени».
Награды, деньги и наказания: что работает, а что нет
Надо лишить его телефона, пока не исправит оценки. И никаких вечерних встреч с друзьями, пусть за уроками сидит. Или… Может пообещать ему тот компьютер, чтоб хоть год нормально закончил?
Когда ребенок ничего не хочет делать, родители обычно выбирают один из вариантов выше. А потом удивляются, почему не сработало. Разбираемся, какие способы мотивации реально работают, а какие вредны.
Сначала эффективные:
✅поощрения за маленькие победы. Не за оценки, а просто за старания и выполненную работу. Разобрался в сложной теме, хорошо написал диктант – это заслуживает вашей похвалы;
✅система вознаграждений. Это не про деньги за оценки, а скорее про впечатления. Усердно трудился неделю – на выходных пошли в парк. А с младшеклассниками хорошо работают игровые методы – система баллов, значков за достижения и все такое.
✅поиск смыслов. Показывайте школьнику, что хорошего даст ему учеба, помогайте находить связи между действиями сегодня и будущими целями.
А от следующих методов лучше отказаться:
❌мотивация деньгами. Плата за пятерки не вернет интерес к знаниям, но может сформировать потребительское отношение. Учеба в этом случае превратится в подработку;
❌сравнение с другими. Если постоянно ставить в пример одноклассников и детей друзей, у ребенка только упадет самооценка и сформируется комплекс неполноценности. Не лучший фундамент для мотивированной учебы;
❌наказания и запреты. Будут восприняты как несправедливость и приведут только к обидам. Желание учиться на этом фоне точно не появится, а вот отношения в семье могут испортиться.
Главная цель – не заставить учиться, а помочь найти интересное даже в самых скучных задачах.
Инструменты и техники, которые повышают мотивацию
Учеба не должна быть скучной рутиной, в основе которой слово «должен». На этом внутренняя мотивация точно не вырастет. Лучше превратить ее в динамичный процесс, который даст школьнику ощущение контроля и реальности собственных достижений. Здесь будут полезными техники тайм-менеджмента, визуализации, «прокачки» памяти. Вот несколько из них:
📝«помодоро» – 25 минут занятий, 5 минут отдыха. Помогает поддерживать активность мозга без перегрузов;
📝таймбоксинг – на одну задачу выделяется строго отведенное время. Позволяет видеть, что даже у самого скучного занятия есть рамки;
📝«первый маленький шаг» – большая задача дробится на маленькие подзадачи. Начинать стоит с самого простого действия. Отлично помогает справиться со страхом перед объемными работами;
📝тренировки памяти – можно использовать интервальное повторение, активное вспоминание (читаем раздел, записываем/проговариваем, что запомнили), система «2+1» (на одну новую тему повторяем две старые);
📝средства визуализации – планеры, канбан-доски, карточки. Когда задачи и прогресс перед глазами, учеба перестает быть чем-то абстрактным;
📝полезные привычки – цифровая гигиена, четкий распорядок дня.
Не забываем оборудовать комфортное место для учебы – окружающее пространство может как способствовать концентрации внимания, так и мешать. Рабочее место должно быть удобным, без лишних, отвлекающих предметов.
Работа с учителем и школой
Конечно, школа не будет заботиться о мотивации ребенка. У педагогов, увы, другая задача – успеть бы пройти материал и проверить домашку. Но все же школьный учитель может помочь важными сведениями. Договоритесь о встрече и уточните:
- в каких темах ребенок больше всего «плавает»;
- по каким критериям оцениваются знания учеников;
- список дополнительных материалов для самостоятельного изучения;
- возможность участия в тематических олимпиадах, турнирах и других состязаниях.
Параллельно подберите кружки или курсы, смежные с проблемными предметами. Но не записывайте ребенка без его ведома! Сначала обсудите, хочет ли он туда ходить и что ему это даст. Договоритесь о пробном периоде. Пусть сходит на пару занятий, а потом сам решит, хочет ли продолжать.
Важно! Если в процессе выяснится, что сложности у ребенка возникают только на уроках, подумайте над сменой формы обучения. Особенно, если нужен индивидуальный подход. Например, в Онлайн-школе № 1 каждый учащийся получает обратную связь по всем работам и рекомендации, что нужно подтянуть. При необходимости можно разработать персональную программу.
7 идей, как вернуть интерес к учебе
Самое эффективное средство – добавить современные форматы, практику и элементы игры. Это могут быть:
- Интересные опыты и эксперименты – помогут заинтересовать школьника в химии, физике, биологии.
- Походы в музеи, лаборатории, на мастер-классы и выставки.
- Научно-популярные ролики или подкасты по теме.
- Собственные учебные проекты – предложите школьнику сделать интересную презентацию, модель или что-то подобное.
- Совместные просмотры фильмов или лекций на смежные с учебой темы.
- Беседы о новых технологиях, достижениях науки, интересных открытиях. Можно устроить даже домашнюю дискуссию или дебаты.
- Повседневные дела, в которых школьник на практике сможет применять знания.
Советуем к прочтению: Наказать нельзя помочь: где запятая, когда у школьника плохие оценки?