«Да оторвись ты от телефона! Пойди хоть воздухом подыши…», – наверное, похожую фразу хотя бы раз говорил каждый родитель. А как еще реагировать, если чадо часами сидит в телефоне?
Современные дети проводят в гаджетах много времени. Чаты с друзьями, ролики, сторис и лайки – все это часть их жизни. Хорошо, если есть интересы в реальном мире – тогда смартфон остается лишь способом скоротать время, когда нечем заняться. Но иногда виртуальный мир затягивает настолько, что остальные сферы остаются «за бортом». В этом случае речь идет о формировании зависимости от телефона у ребенка.
Почему цифровой мир затягивает? Где проходит грань, за которой начинается зависимость? И как вернуть ребенка в реальную жизнь без боя? Отвечаем на эти вопросы вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн.
Когда пользование телефоном превращается в зависимость?
Даже взрослый человек час-другой в день тратит на скроллинг ленты, что уж говорить о детях. И если ребенок в свободное время любит «позалипать» в смартфон, это еще не признак зависимости. Он нормально учится, гуляет с друзьями и откликается на ваши просьбы помочь? Если так, то никакой проблемы нет.
Какие «симптомы» должны насторожить родителей:
- чадо перестает контролировать время. Пока взрослые не скажут, от смартфона не отвлечется;
- даже мягкие попытки ограничить время в телефоне вызывают раздражение и агрессию;
- ребенок пренебрегает сном, забывает поесть, откладывает повседневные дела;
- хобби, увлечения, общение отходят на второй план;
- страдает учеба.
Заметили тревожные звоночки? Пора принимать меры.
Почему дети «залипают»?
Во-первых, дети и подростки пока не умеют себя контролировать – все новое захватывает, а критическое мышление еще не сформировалось.
Во-вторых, сами соцсети и мобильные приложения заточены удерживать внимание пользователей. Умные ленты, рекомендательные технологии и динамичный яркий контент – все это стимулирует проводить в смартфоне больше времени.
В-третьих, алгоритмы соцсетей запускают бесконечную петлю положительного подкрепления. Подросток видит интересный контент, что-то репостит и публикует – получает лайки и подписки. В этот момент в организме вырабатывается быстрый дофамин («гормон счастья»), что стимулирует заходить на новый круг.
В-четвертых, куда же без социальных «соревнований». Платформы соцсетей –идеальное место, где дети могут выразить индивидуальность, не прилагая серьезных усилий. Разместил фотку – получил социальное одобрение. Не нужно даже вставать с дивана.
Правда, у таких состязаний есть еще одна сторона. Со временем привычка сравнивать себя с другими ведет к развитию тревожности и «синдрома упущенной выгоды» – FOMO. Это когда кажется, что другие живут ярче, а собственная жизнь проходит как-то не так (почитать можно в нашем материале). И гаджеты только подстегивают это состояние.
Ну и самая очевидная причина, которую родители часто упускают из виду – ребенку просто нечем заняться. Взрослые все время на работе, а чадо предоставлено само себе. Смартфон становится самым простым способом закрыть «дыры».
Что делать, если телефон все время в руках?
Спойлер – отнимать силой точно не стоит.
А вот мягко вернуть ребенка в реальный мир можно. И в этом помогут советы психолога Онлайн-школы № 1 Киры Гольдштейн:
- Не рубите с плеча – сокращать потребление контента придется постепенно.
- Составьте вместе с ребенком распорядок дня. Выделите время на учебу, допзанятия, развлечения и отдых. Не забудьте про личное время, когда можно просто ничего не делать или позалипать в смартфон.
- Регламентируйте допустимое время пользования смартфоном (о нормах по возрасту расскажем ниже).
- Введите семейные правила. Например, за обедом и ужином телефон никто не достает, час перед сном – время информационного детокса.
- Подавайте пример. Если взрослые сами постоянно сидят в телефоне, можно не ждать от ребенка иного поведения.
«Убрать смартфон и другие гаджеты из жизни ребенка не получится. Но мы можем регулировать время, которое дети проводят в телефонах, это вполне по силам родителям. Главное – подходить к вопросу не с позиции запретов и ультиматумов, а со стороны компромиссов и доверительного диалога», – подчеркивает Кира Гольдштейн.
А есть ли нормы экранного времени?
Отдельных санитарных норм именно для смартфонов в России нет. Но есть рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Приведем их в таблице.
Но если пользование гаджетами начинает мешать обычным делам и живому общению, нужно договариваться о правилах.
Практика: как правильно говорить с ребенком о телефоне?
Главное правило – никаких скандалов. Не нужно врываться с криком «больше никакого смартфона!». Диалог лучше строить на таких принципах:
✅Покажите ребенку, что вы его понимаете. Можно сказать:
«Я отлично знаю, как иногда хочется целый день листать ленту и просто ничего не делать. Но есть и другие дела, которые нужно выполнять. Никто не запрещает тебе сидеть в телефоне, но не забывай обо всем остальном».
✅Договаривайтесь, а не приказывайте. Например:
«Давай посчитаем, сколько времени ты можешь сидеть в телефоне, чтобы не страдали другие дела. Пришел из школы – разгрузи мозг, посиди в телефоне. Потом сделай уроки, пойди погуляй. Вечер дома – личное время».
✅Объясните последствия «залипания» в телефон без меры:
«Ты приходишь из школы и до вечера сидишь в смартфоне. Естественно, сил на уроки уже не остается. Это неправильно. Я не хочу запрещать тебе что-то, но давай договоримся…».
✅Заранее обсудите санкции за нарушение правил:
«Ты должен был прочитать рассказ, но вместо этого просидел в телефоне. Придется потратить время в выходной, даже если на него были другие планы».
✅Учите на своем примере:
«Вот смотри, я книги читаю, а еще у нас есть семейные настолки. Давай устраивать совместные вечера без гаджетов?».
Что не работает?
Очень хочется одним махом вырвать ребенка из виртуального мира. Но лучше обойтись без резких движений. Вот типичные ошибки, которых лучше избегать:
❌Оскорбления и сравнения. «Совсем отупел со своим смартфоном!», «вот одноклассники твои пошли в кино, а ты как зомби тут сидишь». Такие разговоры бьют по самооценке ребенка, заставляя его еще больше замыкаться в себе и уходить в виртуальность.
❌Полный запрет телефона. Станет стрессом для ребенка, на который он отреагирует обидами и агрессией. Сидеть в телефоне не перестанет, но будет стараться скрыть это.
❌Отнимание смартфона. Вызовет бурю эмоций и протестов. Скорее всего, ребенок начнет делать все назло – плохо учиться, не выполнять домашние дела и так далее. А что вы ему сделаете? Он и так наказан.
❌Непоследовательность действий. Требуете отложить телефон, а сами за ужином листаете ленту? Или сегодня разрешаете сидеть в телефоне, пока у вас свои дела, а завтра уже нельзя? Ребенок перестанет понимать, что вообще происходит.
❌Отсутствие альтернативы. «Ну займи себя чем-нибудь», – это неправильный подход. Всегда предлагайте другое занятие.
Пять идей, чем заменить смартфон
Вариантов вообще масса – все зависит от интересов самого ребенка. Вот несколько рабочих идей:
- Спортивные секции. Может, это будут классические танцы, теннис, плавание. Или йога, скейтборд и даже фиджитал (сочетание видеоигр и обычного спорта).
- Творчество. Музыка, рисование, актерское мастерство.
- Настольные аналоги видеоигр.
- Семейные ритуалы без гаджетов – прогулки, кино и даже совместная готовка.
- Кружки по интересам.
Последний пункт вообще дает огромное пространство для маневра – можно найти занятие на любой вкус. Например, у нас в Онлайн-школе № 1 учащимся доступен внушительный перечень дополнительных курсов и кружков:
- курсы финансовой грамотности;
- мнемотехника;
- семинары и лекции от профессионалов в самых разных областях;
- программирование;
- рисование и музыка;
- ораторское мастерство;
- иностранные языки;
- блогинг и многое другое.
Многие из них уже включены в стоимость обучения и расписание. Учеба точно не пострадает – время занятий можно подстроить под любой график.
Когда не обойтись без помощи специалиста?
Не всегда удается вовремя заметить, что телефон стал центром жизни. Если у ребенка уже сформировалась сильная зависимость от гаджета, а самостоятельно решить проблему не получилось, лучше обратиться к психологу. Это точно нужно, если появились такие «симптомы»:
- сильные перепады настроения, особенно когда вы пытаетесь ограничить пользование телефоном;
- проблемы со сном – засиживается допоздна, а потом не может уснуть;
- утомляемость – не может сконцентрироваться на учебе, постоянно отвлекается и т. д.;
- прогулы – начинает пропускать занятия, домашка не делается или выполняется кое-как;
- агрессия – любые попытки отвлечь от телефона приводят к вспышкам гнева;
- отсутствие интереса к другим занятиям, хотя раньше были увлечения и хобби;
- реакция на любые переживания и сложности – уход в экран.
В этом случае только психолог поможет найти корни зависимости и составить план по мягкому возвращению ребенка к реальной жизни.