Найти в Дзене
С.Ы.Ч.

Рождение легенды. За гранью страха и цензуры

изображение из свободных источников в интернете
изображение из свободных источников в интернете

"Зловещие мертвецы"… само это название шепчет о бездне, о том, как хрупка грань между жизнью и кошмаром. Эта киносерия, рождённая гением Сэма Рэйми и заботливой рукой Роберта Таперта, навсегда вплелась в полотно кинематографической истории. Брюс Кэмпбелл, подаривший нам Эша, не просто сыграл роль — он вдохнул в неё душу, полную отчаяния и невероятной храбрости перед лицом абсолютного зла. "Зловещие мертвецы" — это не просто фильмы, это зеркало, отражающее наши самые глубокие страхи и надежды, напоминая о том, что даже во тьме всегда найдётся место для искры света.

«Зловещие мертвецы» (The Evil Dead) — дебютный хоррор Сэма Рэйми, открывший одноименную трилогию. Впервые фильм показали 15 октября 1981 года в Детройте. "Зловещие мертвецы" стали первым полнометражным зомби-слэшером Рэйми. Финансирование стало возможным благодаря короткометражке "В лесах" (1978), предвосхитившей многие идеи "Зловещих мертвецов".

Этот фильм вошел в список "Video Nasty" из 74 картин, подвергшихся критике за насилие со стороны британских религиозных организаций и прессы в 1980-х. Он сталкивался с цензурой, запретами или выходил в урезанных версиях (например, в Германии до 68 минут).

Распространяемый компанией New Line Cinema, фильм не сразу стал кассовым хитом из-за цензурных ограничений. Однако, собрав более 2,4 миллионов долларов, он породил два сиквела, два ремейка и стал известной хоррор-франшизой. Эш Уильямс, центральный персонаж, стал героем комиксов и видеоигр. Бюджет составлял 350 тысяч долларов, а кассовые сборы — 2,4 миллиона долларов. В СССР премьера состоялась 21 декабря 1983 года.

Вдохновлённый короткометражкой «В лесу», ставшей своего рода эскизом, Рэйми выбил 90 штук зелени на полноценную картину. Съёмки «Зловещих мертвецов» стали настоящим адом для всей команды. Представьте: заброшенная хижина где-то в глуши Морристауна, штат Теннесси, вдали от цивилизации. Но оно того стоило! Фильм сорвал овации, а сам Стивен Кинг окрестил его «самым оригинальным фильмом ужасов года». Это открыло "Мертвецам" дорогу в мир, благодаря тогда еще не раскрученной New Line Cinema. Сейчас фильм имеет 98% одобрения на Rotten Tomatoes и заслуженно считается культовой классикой.

В конце 80-х видеосалоны стали окном в мир западного кинематографа. Одним из самых ярких и запоминающихся фильмов того времени, несомненно, был "Зловещие мертвецы". Сейчас мы вам вспомним краткое содержание легенды видеосалонов конца 80-х!

Пятеро молодых людей (Эш, Линда, Шерил, Скотти и Шелли) приезжают в снятую ими по дешёвке пустующую хижину в лесах Теннесси, ранее принадлежавшую учёному-археологу. В погребе Скотти и Эш обнаруживают странную книгу, зловещий кинжал и магнитофон с записью, сделанной бывшим хозяином дома. Магнитофонная лента, хриплым шёпотом повествующая о зловещем прошлом дома, раскрыла им имя книги – Naturan Demanto, Некрономикон, Книга Мёртвых, обретённая в руинах древнего Кандара. Заклинание, сорвавшееся с плёнки, стало ключом, отворившим врата в мир кошмаров, пробудив в окрестных лесах демоническую сущность, жаждущую плоти и крови.

Ночью кандарийские демоны заманивают Шерил в лес, где её насилуют ожившие ветви и корни деревьев. Вырвавшись, Шерил возвращается в дом, но её рассказу никто не верит. Эш (брат Шерил) всё-таки решает отвезти сестру в город, однако выясняется, что дорога назад отрезана, поскольку мост через ущелье разрушен. Эш и Шерил возвращаются в хижину. Здесь Эш прослушивает остальную запись и узнаёт, что призванные с помощью книги демоны могут вселяться в тела людей, и тогда единственным способом остановить их является полное расчленение тела. Вскоре демоны подчиняют себе Шерил, которая превращается в бледноглазого левитирующего дедайта и обещает всем в доме скорую смерть. Притворившись после этого мёртвой, Шерил втыкает карандаш в лодыжку Линды (девушки Эша). В ходе дальнейшей драки Скотти удаётся ударить Шерил обухом топора и столкнуть в погреб, где он запирает её. Потерявшую сознание Линду относят в соседнюю комнату.

Спустя некоторое время демоны вселяются в подошедшую к окну Шелли. Дедайт-Шелли нападает на Скотти, однако тому удаётся отбиться, ударить её кандарийским кинжалом и в итоге расчленить топором. Парни собирают останки Шелли в простыню, выносят из дома и закапывают, после чего Скотти решает не ждать утра и отправляется искать другую дорогу в обход ущелья. Эш идёт проверить Линду и видит, что та тоже одержима. Дедайт-Линда, пока не проявляя агрессии, садится в проёме двери и начинает истерично хихикать. В дом возвращается полумёртвый Скотти, который рассказывает, что нашёл тропу, но был атакован деревьями. Тем временем демоны возвращают Линде и сидящей в подвале Шерил нормальный вид и голос, пытаясь усыпить бдительность Эша. Когда обман раскрывается, Эш вытаскивает Линду на улицу и бросает её там. Вернувшись проверить Скотти, Эш обнаруживает, что тот скончался от полученных ран.

Линда заявляется в хижину и бросается на Эша с кинжалом, однако в процессе схватки сама падает на него. Эш несёт её тело в сарай, чтобы распилить бензопилой, однако в конце концов решает просто похоронить, закопав рядом с Шелли. Линда внезапно оживает, нападает на Эша, и тот в итоге обезглавливает её лопатой. Вернувшись в дом, Эш обнаруживает, что Шерил выбралась из подвала и бродит снаружи. Заперевшись в доме и вооружившись ружьём, Эш отправляется в подвал за патронами. С этого момента демоны начинают запугивать его. Сначала литрами льющейся отовсюду крови, а затем и прочей чертовщиной. Пока Шерил пытается выломать дверь и добраться до Эша, оживает и дедайт-Скотти. Защищаясь, Эш замечает около камина дымящуюся Книгу Мёртвых, видит аналогично дымящегося Скотти и понимает, что если сжечь книгу, то погибнут и дедайты. В этот момент Скотти хватает Эша за ноги и валит на пол, где его пытается добить кочергой проникшая в дом Шерил. С помощью ранее подаренной Линде безделушки на цепочке Эшу удаётся подтянуть к себе книгу и бросить её в огонь. Книга Мёртвых сгорает, а тела дедайтов перестают двигаться и разлагаются на глазах у Эша. Затем из гниющих тел вырываются чьи-то когтистые лапы, но вскоре это прекращается, и тела окончательно разрушаются и, превратившись в зёленую кашу, исчезают.

Увидев, что зло отступило, и наступил рассвет, Эш, словно освобождённый узник, вышел на улицу, вдохнув полной грудью воздух свободы. Но конец фильма, словно удар грома, предвещал новую беду: стремительный полёт через лес и дом камеры, символизирующей демона, который набрасывается на Эша сзади, обрывая его надежды и погружая во тьму. Его крик ужаса — последняя нота в этой симфонии кошмара, звучащей в тишине леса.

В студенческие годы Сэм Рэйми, Брюс Кэмпбелл и Роберт Таперт делили не только смех, но и общую страсть, воплощая на пленке юмористические зарисовки. Однако, во время работы над короткометражкой «Это убийство!», искрой молнии в сознании Рэйми вспыхнула иная идея – полнометражный фильм, амбициозный мираж, требующий бюджета в 350 000 долларов. Словно армия призраков, собранная из объявлений в местной газете, родственников и друзей Кэмпбелла и Таперта, съемочная группа отправилась в глушь, словно в пасть к левиафану, под покровом тщательно скрытых псевдонимов. Страх гнева Гильдии киноактеров США, как дамоклов меч, висел над ними, ведь их участие в проекте, не одобренном профсоюзом, могло обернуться суровым наказанием. Ричард перевоплотился в «Хэла Делрича», Терезу же нарекли «Сарой Йорк» – маски, сокрытые в тенях забвения. Как пишет сам Кэмпбелл в своей автобиографии «Если бы подбородки могли убивать», «Хэл Делрич» – это алхимический сплав короткого имени Ричарда и имен его соседей по комнате, словно вырванный из глубин коллективного бессознательного.

Фильм, запечатлённый на зернистую 16-миллиметровую пленку, а затем увеличенный до 35 мм, словно дышал атмосферой ушедшей эпохи. Съемки проходили в настоящей, пропитанной сыростью и мраком заброшенной хижине, притаившейся где-то близ Морристауна, штат Теннесси. Подвалом там и не пахло, поэтому для жутких сцен спуска в преисподнюю прямо в полу прорубили дыру, выкопав зловещую яму размером пять на шесть футов и водрузив туда лестницу, ведущую в никуда. Сами же сцены в подземелье снимали уже в другом месте – на ферме продюсера, Роберта Таперта, в Маршалле, штат Мичиган, а часть – даже в гараже самого Сэма Рэйми. Основной кошмар, под названием "съемки", растянулся с 14 ноября 1979 по 26 января 1980, значительно превысив запланированные шесть недель. К концу декабря почти все актеры, наглотавшись ужаса, сбежали с площадки. Чтобы завершить это безумие, Рэйми пришлось прибегнуть к помощи многочисленных дублеров, которых в титрах обозвали "fake shemps" – эти ребята зачастую изображали лишь руки или ноги оригинальных актеров, словно собранные из разных тел монстры.

Из-за сцен с жестоким насилием оригинальная версия фильма была запрещена в нескольких странах, включая Финляндию, Германию, Исландию и Ирландию. Некоторые также назвали сцену «изнасилования на дереве» женоненавистнической. В 1992 году на свет появилась сильно отредактированная версия, сумевшая избежать гнёта закона и получившая право на существование. Однако, словно призрак из прошлого, в 2001 году полная версия фильма вновь возникла на горизонте, на этот раз в формате DVD, выпущенного в Германии. но в апреле 2002 года суд Берлина-Тиргартена постановил изъять этот DVD (дело № 351 Gs 1749/02). В Финляндии фильм «Зловещие мертвецы» позже был выпущен в полной версии на DVD компанией Future Film и получил рейтинг K-18. И, словно завершая долгий и тернистый путь, в начале 2017 года полная версия фильма, наконец, удостоилась благосклонности немецких цензоров, получив рейтинг FSK 16, открывший ей дорогу к более широкому зрителю в Германии.

P.S. "Зловещие мертвецы" - это больше, чем хоррор; это зеркало наших страхов, преодолевшее цензуру и ставшее культовой классикой, доказывая, что даже в кромешной тьме кинематографа есть место для искры оригинальности и признания.

Апокалипсис по-Булгакову (и полный провал)
C.I.H.12 ноября 2024