Найти в Дзене

Главное открытие Виктора Франкла

Оглавление

Если бы я спросил - в чем суть психологии Франкла? - большинство ответило бы: "Франкл ввел понятие "воли к смыслу".

Большинство так ответит по двум причинам.

Во-первых, большинство читало лишь популярные книги Франкла, то есть те, что рассчитаны на большинство.

"Популярный" не значит "плохой". Согласно моему опыту, хорошая популярная книга, написанная профессионалом, дорогого стоит, потому что написать ее совсем непросто. Нужно сохранить смысл, показать главные идеи, одновременно упростив, сжав их до понимания тем самым большинством.

Вот тут собака и порылась.

Чтобы раскопать сжатый, упрощенный смысл, нужно уметь "рыть в глубину". А мы, как заявлено уже совершенно официально, живем в век (даже в эпоху) клипового мышления и функциональной неграмотности. Поэтому ...

А, во-вторых, про духовность человека - уж извините - говорилось минимум за несколько тысяч лет до Франкла. Да и в его время любой служитель любого культа сообщал об этом любому желающему получить почти бесплатно "опиум для народа". Поэтому ...

Однажды в Шаолине

Однажды мой Мастер задал группе присутствующих провокационный вопрос. До сих пор не понимаю, почему большинство, знакомых к тому времени с "даосской моделью человека" и уже практикующих несколько лет, попалось на эту провокацию.

  • - "Как вы думаете, человек - это душа, энергия или тело?"

Большинство ответили:

  • - "Конечно, душа!"

Все-таки импринтинг, религиозные шаблоны, впечатанные в ум большинства людей с детства (слишком часто слово "большинство" появляется в этом тексте. "Случайность? Не думаю"), не так просто выбросить из головы, чтобы начать думать самому, а не как "думает" большинство (тьфу ты, опять!). Не так просто, даже имея собственный опыт.

Ответ Мастера был ожидаемый, потому что он сто раз об этом говорил, и неожиданный, судя по результату - одновременно.

  • - "Это и то, и другое, и третье. И душа, и энергия и тело - вместе".

Если коротко, то именно в этом и состояло главное открытие Виктора Франкла.

Но Франкл не просто привнес в психологию духовную составляющую, он сделал нечто большее.

Дух как рабочий инструмент

Заслуга Франкла в том, что он сделал духовность рабочим инструментом психологии, которая до него копалась либо в физиологии, либо в "психологизме" (как об этом отзывался Франкл), в нервных реакциях.

«Человек — это единство в триединстве, состоящее из тела, психики и духа, из которых дух является собственно человеческим, смыслообразующим началом...
Соматическое и психическое — это то, что составляет "внутренний мир" человека, а духовное — это его "высшее" измерение, обращенное к миру смыслов». ("Теория и терапия неврозов")

"Является собственно человеческим" - неизбежное для первооткрывателя, впервые осознавшего новое явление, скатывание в крайность. Но критиковать за это Франкла - значит не понимать, как развивается человеческое знание.

Сумасшедшие и неэффективные

Современные "психологи" как будто с ума посходили (если ум у многих из них, конечно, до этого был), пытаясь снова вернуть человека в животное состояние.

Все эти "параумные" (то есть около умные) разговоры в стиле "Так работает мозг" лично у меня вызывают либо недоумение (если настроение хорошее), либо раздражение (если настроение не очень).

Надо же быть настолько ограниченным, неспособным думать логически даже на школьном уровне, чтобы сводить человека к "работе мозга"!..

Возвращение психологии

Франкл вернул психологии ее законное место среди наук о человеке.

«Духовное начало человека не только оказывает влияние на его психику, но и способно прорываться через нее, непосредственно воздействуя на соматику...
Таким образом, возможна не только психогенная, но и "ногенная" (от "ноос" — дух) симптоматика, равно как и "ногенная" терапия».

Та же идея о триединстве, но с "детской болезнью левизны в коммунизме", с уклоном в "духовность".

(Пишут, что Франкл был истинно верующим, но нигде и никогда он не смешивал религию и психотерапию).

Настоящая заслуга Франкла в том, что он преодолел провокационное "или-или", сумел разглядеть не только триединство человека как совокупность, "одновременность тела, души (энергии) и духа (информации)", но и их взаимную обусловленность.

"Ничто не первично, человек - это все три вместе".

«Духовное начало в человеке, конечно, зависит от соматических и психических условий. Дух, если можно так выразиться, "голословен", он говорит через психику, которая, в свою очередь, является функцией соматики.
Если, скажем, разрушены слуховые косточки, то человек оглохнет, и дух уже не сможет до него достучаться... Таким образом, духовное бытие человека обусловлено соматическим и психическим, оно "условно" ими, но не "обусловливается" ими в смысле детерминации».

Даосская модель человека

Франкл приводит такую геометрическую аналогию.

Геометрическая аналогия "строения" человека. Цилиндр по-разному проявляется в разных разных плоскостях трехосной системы координат,
Геометрическая аналогия "строения" человека. Цилиндр по-разному проявляется в разных разных плоскостях трехосной системы координат,
Франкл вплотную подошел к даосской "трехосной" модели человека, ему не хватило буквально одного шага, понять, что человек - это не тело и не душа, но и не дух.
"Человек - это все три вместе".

Как цилиндр в его модели - это не прямоугольник, и не круг.

Но цилиндр - это также и не сумма квадрата и круга. Человек - "это все три вместе" (даже если на картинке не видно третьей проекции).

В данной аналогии человек - это сам цилиндр, который наблюдателю, "живущему" в одной из проекций, отождествляющему себя с проекцией, не виден ни на одной из проекций реального цилиндра.

Даосская модель человека

Мой Мастер, осознав в начале 90-х, что имеет дело с иным типом человека - "человеком Западным", понял, что с нами - для того, чтобы мы могли практиковать - нужно разговаривать иным языком.

"Есть и такой путь - через понимание",- сказал он мне однажды. "Но потом все равно нужно практиковать".

Поэтому он придумал "трехосную модель человека", модель, полезную для практики (а не для разговоров).

"Три оси", к которым не сводится человек, ибо является одновременно "всеми тремя", не сводясь ни к одной из них, как цилиндр не сводится к его проекциям, - это "информация, энергия, мерность".

Именно поэтому Мастер однажды ответил на вопрос в стиле "или-или" кого-то из присутствующих:

  • - "Какая разница - практиковать через энергию или через информацию?!"

***

Расписывать здесь детально даосскую "трехосную" модель человека не имеет никакого смысла, ее цель - не объяснения, а руководство к практике.

И чем дальше я практикую сам, чем больше работаю с другими людьми, тем яснее вижу ее "неоценимую ценность".

"Неоценимая ценность"

"Неоценимая ценность - это семантический плеоназ, эмфаза. Или, как бы (гипотетически) назвал такой прием Франкл, «логос, преодолевающий праксис».

Это в виде шутки, которая не шутка, а, один из методов логотерапии Франкла. Интересно, а как бы сказал об этом сам Виктор Франкл?

***

«Замечательно, коллега!

Виктор, вы использовали принцип смыслового резонанса. Чтобы подчеркнуть значимость концепции, вы позволили словам войти в резонанс, усилив друг друга!

В физике резонанс иногда разрушает мосты, зато в психотерапии позволяет пациенту дистанцироваться от своего невроза, подняться над ним и так освободиться от его влияния.

Юмор — это проявление человеческой свободы. Способность подняться над чем угодно, в том числе и над страданием, — взглянуть на него со стороны — это уникальная человеческая способность!

Молодец, Виктор!»

-2

-----------------------------------------------------------------------------------

Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.

Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов и
подписчиков. Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до
опубликования моей книги постараться не свести количество показов к
пренебрежимо малой величине :)

На комментарии отвечаю.

------------------------------------------------------