Найти в Дзене
ЛенТВ24 - Новости

Как не стать жертвой телефонного мошенничества

Соседки из Сланцев с разницей в день отдали мошенникам суммарно два миллиона рублей. Одну пожилую женщину убедили передать все сбережения якобы для проверки налоговой. А другая поверила и отдала деньги для «декларирования». Как действуют мошенники и почему люди им верят, а также как защитить себя от атак телефонных террористов, расскажет корреспондент ЛенТВ24 Максим Бажанов.

Они не ломают двери, не вырывают кошелки на улице. Их оружие — слово. Слово, которое пугает, внушает доверие и заставляет добровольно отдать всё. Буквально на днях 85-летняя женщина из Луги после телефонного разговора с неизвестными отдала свои сбережения курьеру.

Ей позвонили неизвестные, рассказавшие, что мошенники завладели ее персональными данными и хотят оформить на нее кредиты, поэтому все имеющиеся у нее средства необходимо декларировать. Поверив звонившим, 14 октября пенсионерка передала курьеру 265 тысяч рублей.Дмитрий Стокрацкий, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Самое страшное — система мошенников ежегодно развивается. По статистике Росстата, почти 70% населения нашей страны получали мошеннические звонки, и это число будет только расти. Мошенники подкупают сотрудников сотовой связи, чтобы получить данные потенциальных жертв. Одну из таких пособниц задержали в Бокситогорске. Девушка слила мошенникам 11 контактных данных. За каждый ей заплатили три тысячи рублей.

Фигурантка, являясь специалистом офисов продаж оператора мобильной связи, находясь на рабочем месте в офисе в городе Бокситогорск, фотографировала экран монитора с выведенными на него абонентскими номерами, содержащими персональные данные граждан, и через мессенджер передавала их за денежное вознаграждение кураторам из Украины.Дмитрий Стокрацкий, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

А вот кадры еще одного задержания в Ленобласти. Двое приезжих из Мурманской области обеспечивали для мошенников работу так называемых GSM-шлюзов. С помощью этой техники они могли массово обзванивать Россиян с номеров отечественных операторов связи. Так они шифруются и повышают доверие к себе.

В ходе обыска в арендованной мужчинами квартире изъяты более 800 оформленных на подставных сим-карт, два GSM-шлюза, банковские карты и другие предметы, имеющие доказательственное значение.Ирина Волк, официальный представитель МВД России

С помощью таких инструментов они добираются до жертв. Используют доверчивость, страх и низкую осведомленность о реальных методах работы госорганов. Давят на чувство вины и срочность. Создают иллюзию, что ситуацию нужно решить прямо здесь и сейчас, чтобы человек не успел подумать.

Главное правило — не принимать решение на эмоциях. Прекратите разговор. Если сомневаетесь, позвоните в организацию сами. Уточните информацию. Любое давление — это уже сигнал, что перед вами мошенник.Дарья Тарасова, психолог

Еще один сигнал — это убеждение неизвестного собеседника никому не рассказывать о вашем телефонном диалоге.

Если просят продиктовать код из смс на самом деле касаемо Госуслуг, касательно банка, даже в этих смсках всегда будет написано «Пожалуйста, никому не диктуйте». Ну вот действительно это правда. Их действительно никому диктовать не надо. И если вам звонит специалист службы безопасности всех банков РФ сразу, диктовать им код из смски ни в коем случае не стоит.Андрей Чечулин, руководитель международного центра цифровой криминалистики СПб ФИЦ РАН

Легенды злоумышленников могут быть самые разные. Они сочиняют их, подстраиваясь под любые события в стране и мире.

Даже к появлению каких-то новых технологий безопасности. Вот сейчас вводят технологию QR-кода для пенсионеров. я вполне себе ожидаю, что будут звонить мошенники: «А вы хотите оформить QR-код? Обязательно мы вам поможем. Продиктуйте только, пожалуйста, несколько циферок из смски, и всё у вас будет хорошо».Андрей Чечулин, руководитель международного центра цифровой криминалистики СПб ФИЦ РАН

Кстати, что касается пожилых людей. Они были, есть и будут главными мишенями телефонных атак. Психологи объясняют это их уязвимостью. С возрастом снижается скорость обработки информации, растет тревожность. И если им позвонят из банка или от имени близких, бабушки и дедушки верят голосу, потому что хотят быть полезными, нужными и боятся подвести семью. Специалисты советуют: нужно напоминать родным о телефонных мошенниках.

Важно дать им четкий алгоритм действий. Можно даже написать на бумажке. Не называть данные, не переводить деньги, не говорить пин-код, сразу класть трубку и позвонить родственникам. Главное же, конечно, не стыдить, а давать опору и уверенность, что они не одни.Дарья Тарасова, психолог

Эксперты по кибербезопасности советуют добавить еще один пункт всем абонентам. Если вы поняли, что разговариваете с мошенником, то скорее кладите трубку.

Лучше на ранней стадии остановить разговор: «Всё не хочу с вами разговаривать». Чем больше вы так говорите, чем раньше вы так реагируете, тем меньше шансов, что вам позвонят потом. Другие мошенники, естественно, позвонят, но есть большая проблема, что люди, которые хоть как-то поддались мошенникам, хотя бы на ранней стадии, и даже ничего не потеряли, не продиктовали коды, не перевели деньги, но если где-то они уже согласились общаться, где-то выдали какую-то информацию, то вероятность того, что им снова позвонят с другой легендой, намного выше.Андрей Чечулин, руководитель международного центра цифровой криминалистики СПб ФИЦ РАН

Стопроцентной защиты от звонков мошенников нет. Их можно избежать только перестав пользоваться мобильным телефоном. Что в наше время нереально. Но снизить риски можно. Эксперты советуют не брать незнакомые номера. А еще если вы поняли, что мошенники смогли обвести вас вокруг пальца, нужно срочно принять меры.

Прежде всего нужно позвонить в банк и уже от своего лица, от лица клиента попросить заблокировать все скомпрометированные карты, счета и так далее, которые могут быть использованы мошенниками. Естественно, обратиться в полицию. Можно позвонить по номеру 102 или 112, можно прийти лично в отделение подать заявление.Александр Дмитриев, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге

Снизить риски помогут и другие методы. Специалисты советуют, например, поставить лимиты на банковские переводы, самозапрет на получение кредитов. И помнить самое главное: настоящие сотрудники силовых ведомств и банков никогда не звонят с требованием перевести или передать деньги.