Найти в Дзене
ServiceGuru

Как должностная инструкция помогает навести порядок в процессах

Как должностная инструкция помогает навести порядок в процессах?

На первый взгляд должностная инструкция — очередная бюрократия. На деле — документ, который защищает и работодателя, и сотрудника.

О том, какую роль играет должностная инструкция и почему типовые шаблоны не работают, рассказала Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист с 10-летним опытом.

📄 В Трудовом кодексе о должностных инструкциях — ни слова.

Но Минтруд и Роструд неоднократно подчеркивали: именно в этом документе фиксируются должностные обязанности сотрудника — то есть конкретно что и как он должен делать.

Если нет прописанных обязанностей, то:

✖️сотрудник не понимает, за что отвечает,

✖️а работодатель не сможет доказать, что человек нарушил обязанности.

Даже при ошибках уволить или наказать такого сотрудника нельзя — нет правового основания.

Формально функционал можно прописать прямо в трудовом договоре, но на практике лучше оформить отдельную должностную инструкцию. Так проще:

✔️можно подробно описать все задачи и требования;

✔️вносить изменения без переписывания договора;

✔️четко разграничивать ответственность.

📌 Главное — никаких готовых шаблонов.

Например, обязанности бариста бывают совершенно разные: где-то он варит кофе, где-то работает на кассе, а где-то — еще и моет посуду. Если не прописать реальные обязанности, споры неизбежны.

➡️Поэтому делайте инструкции под свой бизнес. Опишите, какие задачи реально выполняют сотрудники, и зафиксируйте их на бумаге — так будет честно, прозрачно и безопасно для всех.