Найти в Дзене

Осваиваем ремесло росписи по керамике

Осваиваем очередное ремесло росписи по керамике на II фестивале Всероссийского церковного искусства "Видеть и слышать" 13 октября 2025 г. Бесплатный мастер-класс по росписи керамики ведет художник-монументалист Виктория Яковлева.

Фестиваль в Доме Художника на Кузнецком
Фестиваль в Доме Художника на Кузнецком

Перед нами необходимые материалы: белая керамическая плитка, рисунок, копировальная бумага. Для молодого поколения объясняют как ей пользоваться. Это раньше "копирка" была знакома всем с детства, а сейчас анахронизм. Но ей пользуются при переводе рисунка, на плитку.

Плитка, копировальная бумага, рисунок
Плитка, копировальная бумага, рисунок

Карандаш, вода и кисть. Акриловые краски. Теплая или холодная гамма. Желательно держаться одной тональности. Но у каждого свое видение цвета и здесь нет никаких ограничений.

Акриловые краски. Интересно, что получится
Акриловые краски. Интересно, что получится

Приступаем. Переводим рисунок. Все рисунки разные. Тем интересней. Акриловые краски можно смешивать, разнообразив палитру. После высыхания они прочно держатся на основе.

Начинаем
Начинаем

Конечно, настоящая технология росписи по керамике отличается от мастер-класса. Она трудоемка, требует обжига изделий и виртуозных навыков владения кистью и палитрой. Но надо же с чего-то начинать!

Оригинально
Оригинально

Первые орнаменты на керамике появились ещё эпоху неолита при украшении глиняных изделий простыми геометрическими узорами. Уже тогда люди стремились не только создавать функциональную посуду, но и украшать её.

Красота
Красота

Особое значение приобрела древнегреческая традиция. Вазы украшались изображениями из мифологических сцен и героев, демонстрируя высокий уровень художественного мастерства. Керамика стала восприниматься, как вид изобразительного искусства.

Гармонично
Гармонично

История майолики (изделия из глины, которые покрывают цветной глазурью, расписывают и обжигают), началась в странах Древнего Востока: Египте, Персии, Вавилонии. Изначально керамическую плитку (изразцы) использовали для украшения стен и потолков. Первые технологии цветного глазурования и росписи, которые впоследствии распространились по всему миру через торговые пути, пришли оттуда же.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 2004-2010 г. Современные майоликовые изразцы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. 2004-2010 г. Современные майоликовые изразцы.

Самыми распространенными и долговечными стали масштабные украшения - майоликовые изразцы. Они до сих пор поражают воображение красотой и яркостью. Современные художники-керамисты владеют древними секретами и продолжают совершенствовать свое мастерство.

-9

В Средние века арабские торговцы привезли свою керамику на испанский остров Мальорка, откуда она получила своё название, известное как «майолика». Особой популярностью майолика пользовалась в мусульманских странах, где религия запрещала пользоваться посудой из серебра и золота.

-10

В XIV веке цветные изразцы в технике майолика начали изготавливать в Испании и Италии. Отсюда они получили ещё более широкое распространение из-за яркой расцветки и долговечности.

-11

За многовековым опытом керамистов стоят разные способы нанесения рисунка, использование красителей и обжига. Самая сложная технология - подглазурная роспись, когда рисунок наносится на глину до покрытия глазурью. Это достаточно трудоёмкий процесс, не терпящий ошибок.

-12

Керамика является пористым материалом, легко впитывает влагу, из-за чего краска на ней быстро затвердевает. Попытки стереть рисунок приводят к тому, что на поверхности останутся грязные разводы, которые далеко не всегда получается убрать. Поэтому в технике подглазурной росписи работают в основном опытные керамисты.

-13

Традиционная русская керамика Гжели возникла на Руси ещё в XIV веке. Цветную гжельскую майолику мы с вами недавно видели на выставке в Царицыно. Но со временем появилась фарфоровая Гжель. На влажный фарфоровый черепок вручную – кропотливо, но быстро наносится рисунок, а затем - глазурь. Краска всего одна – чёрный кобальт, который разводится водой, словно акварель, а после обжига превращается в знаменитую сине-голубую фарфоровую Гжель.

Когда все готово - коллективное фото на память
Когда все готово - коллективное фото на память

Кстати, недавно в Музее Декоративного искусства в Москве, была небольшая, но актуальная выставка "Ритм и рифма. Изразцы Алексея Кондрашова".

Запомним это имя
Запомним это имя

Художник-модельер Алексей Кондрашов (г.р.1968 г.) начинал свою профессиональную карьеру в команде известного кутюрье Вячеслава Зайцева в его Доме Моделей, впоследствии он создал свой собственный бренд одежды, а потом вдруг увлекся керамикой.

Изразцовые панно.
Изразцовые панно.

Знакомство с изразцами началось ещё во время студенческой практики в Ярославле. Изучая древние соборы и изразцовые украшения, студенты вдохновлялись идеями. Прошло достаточно много времени, прежде чем у Алексея Кондрашова в 2012 появилась собственная керамическая мастерская в Калужской области.

Так впечатления, полученные в юности, преобразовались в любимое дело в зрелости.

Изразцовые панно. Алексей Конрашов.
Изразцовые панно. Алексей Конрашов.

Его изразцовые скульптуры и панно украшают храмы в России и Храм Николая Чудотворца в Бари (Италия). В Калужской области в селе Козлово есть уникальный храм, возведенный в 1880 году по заказу адмирала Ивана Унковского. Алексей Кондрашов создал и смонтировал фасадные иконы и изразцы со специальной морской тематикой в память о капитане легендарного фрегата "Паллада".

Изразцы.
Изразцы.

В итальянском городе Бари на Подворье Святителя Николая Мирликийского, авторства выдающегося русского архитектора Алексея Щусева, ныне Алексеем Кондрашовым создана большая керамическая икона Святителя Николая.

-19
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Изучая итальянскую майолику художник посетил и работал в легендарном центре Дерута в Умбрии. Именно в этом регионе искусство майолики достигло наивысшего рассвета.

Фрагмент. Роспись многоцветная невероятная. Алексей Кондрашов.
Фрагмент. Роспись многоцветная невероятная. Алексей Кондрашов.

Во Флоренции Алексей Кондрашов изучал бело-синие керамические скульптуры итальянского мастера XV в. Луки делла Роббиа, который соединил технику керамики с монументальной скульптурой в оформлении архитектурных памятников.

Вознесение Христа. Слепок с рельефа мастера XV в. Луки делла Роббиа с люнета входа в Сакристию Флорентийского собора. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Вознесение Христа. Слепок с рельефа мастера XV в. Луки делла Роббиа с люнета входа в Сакристию Флорентийского собора. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Алексей Кондрашов. Архангел Гавриил.
Алексей Кондрашов. Архангел Гавриил.

Основываясь на традициях керамической фасадной скульптуры Ренессанса, наш современник Алексей Кондрашов использует и добавляет в свои цветные керамические рельефы национальные традиции: колористическое многообразие ярославских изразцов, блестящие люстровые краски абрамцевской школы (все помнят камины Михаила Врубеля) развивая и дополняя современные направления керамической живописи.

Ярославский изразец
Ярославский изразец

А наше дело - приобщаться, сохранять и любоваться! Вспомнила, что и у меня есть сувенирный ярославский изразец)))