Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Свой среди своих. Первым блогером был «дядя Гиляй» с Кодаком

Оглавление
   Гиляровский был знаком решительно со всеми предержащими властями, все его знали, и всех знал он.
Гиляровский был знаком решительно со всеми предержащими властями, все его знали, и всех знал он.

​Владимир Гиляровский родился 8 декабря 1855 года, умер 1 октября 1935-го. Две круглые даты — повод вспомнить об уникальной личности, которую одним словом и не охарактеризуешь.

Справочники, как правило, величают Гиляровского писателем, автором книги «Москва и москвичи». Кто-то вспоминает, что «дядя Гиляй» был журналистом. На самом деле и книгу он не одну написал, и журналистом был не абы каким, а «королем репортеров»; иные специалисты даже осмеливаются называть Владимира Алексеевича блогером своего времени. Вероятно, первым. В нашей стране — так точно!

   Памятник писателю спрятан во дворе дома в Столешниках. Да, место неслучайное — Гиляровский прожил тут много лет, с 1886-го по 1935-й. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова
Памятник писателю спрятан во дворе дома в Столешниках. Да, место неслучайное — Гиляровский прожил тут много лет, с 1886-го по 1935-й. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова

Между прочим, у самой известной книги Гиляровского и самой известной — о Москве, тоже в этом году юбилей. Ей 100 лет!

Самый московский из всех москвичей

Поэт, москвовед, драматург, фельетонист... В молодости еще — «бурлак на Волге», грузчик, табунщик, цирковой наездник, актер, участник русско-турецкой войны. Все это он успел до 30. И тридцати-то не было, когда Гиляровский определился с профессией. Став репортером, он писал о катастрофах и заводах, быте и искусстве. И вот как работать мог где и кем угодно, так и писать был способен на любые темы. Оттого, видно, и получились такими «Москва и москвичи», что читаешь и словно воочию видишь — как оно всё было, когда нас не было.

Странно, что идея достойной кино— или театральной постановки о самом «дяде Гиляе» (один из псевдонимов Гиляровского) до сих пор никому не пришла в голову. Недавний фильм Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» — не в счет. Все-таки вольная экранизация детектива Конан Дойля, даром что среди героев есть и Владимир Алексеевич. Очерки его вкупе с книгами английского писателя и идеями Константина Сергеевича вдохновили Карена Георгиевича на создание картины. И спасибо ему, что хотя бы в таком виде Гиляровский (костюмчик писателя сел, как влитой, на Михаила Пореченкова, даром, что рост первого был 166 см, а у актера — 182) появился на современных экранах.

   Владимир Алексеевич, даром, что родился на Вологодчине, был самым московским из всех москвичей. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова
Владимир Алексеевич, даром, что родился на Вологодчине, был самым московским из всех москвичей. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова

Печально, но факт: памятник писателю спрятан во дворе дома в Столешниках. Да, место неслучайное — Гиляровский прожил тут много лет, с 1886-го по 1935-й. Но ведь, не зная про монумент, никогда не зайдешь в арку. От кого спрятали «дядю Гиляя»? Почему не нашлось более приличного места — ни в районе легендарной Хитровки (теперь Басманный район), ни на улице Гиляровского?

А ведь именно Владимир Алексеевич, даром, что родился на Вологодчине, был самым московским из всех москвичей. Любившим город. И знавшим его досконально.

Задать вопрос Гиляровскому

У тех, кто хотел бы больше узнать о судьбе Гиляровского, сегодня есть прекрасная возможность насытиться легендами и мифами, живописью и фотографиями, фактами и артефактами. Всего этого вдоволь — на выставках в Центре Гиляровского (филиал Музея Москвы) в Столешниковом переулке и в Музее русского импрессионизма (МРИ) на Ленинградском проспекте.

Первая — «Линия Гиляровского» (она продлится до 9 марта 2026 года) — это биография, документы, книги, фотоснимки, раритетные предметы, принадлежавшие писателю. В том числе, знаменитая табакерка. Гурман, говорят, в табачок сочинитель добавлял сушеных вишен.

   К сожалению, потомков у писателя не осталось, хотя были дочь и зять. Выяснить происхождение архива затруднительно. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова
К сожалению, потомков у писателя не осталось, хотя были дочь и зять. Выяснить происхождение архива затруднительно. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова

В основе экспозиции — архив Владимира Алексеевича, который случайно обнаружил в букинисте главред журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов. История — в духе самого «дяди Гиляя». Человек зашел за одним, а ушел с письмами, стихотворениями и фотографиями знаменитого москвича. Все материалы были заботливо завернуты в газеты 1959 года. К сожалению, потомков у писателя не осталось, хотя были дочь и зять. Выяснить происхождение архива затруднительно.

Молодым посетителям наверняка придется по душе интерактивный элемент выставки, созданный на основе ИИ. Можно пообщаться с Гиляровским и даже задать ему любой вопрос.

«Дети тычут пальцами, купцы крестятся»

Без ИИ сегодня никуда. Именно он создал трейлер к выставке «Свой человек. Владимир Гиляровский» в МРИ, которая открывается 16 октября и будет работать до 25 января будущего года.

«Как связаны Гиляровский и русский импрессионизм?» — спросит кто-то. У директора музея Юлии Петровой ответ готов заранее. Жизнь и творчество писателя здесь показывают с помощью живописи, графики, эскизов. Это Москва 1880-х — 1930-х, в которой жили современники Гиляровского. И которые ее писали.

Представлены не только всем знакомые имена — Репин, Серов, Коровин, Верещагин, Кандинский, Гончарова, Машков (сам писатель больше любил передвижников и реализм, авангардистов же ругал на чем свет стоит, не понимая, как трава может быть красной, а небо — зеленым), но и малоизвестные авторы, работы которых находятся в провинциальных музеях.

   Для масштабного проекта (241 произведение искусства) экспонаты предоставили 53 музея и 10 частных коллекций. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова
Для масштабного проекта (241 произведение искусства) экспонаты предоставили 53 музея и 10 частных коллекций. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Уланова

С удивлением отмечаешь, что даже в небольших городах есть картинные галереи и художественные музеи, в коллекциях которых хранятся настоящие жемчужины. Например, «Портрет Владимира Гиляровского», написанный в 1915 году Сергеем Малютиным, приехал в Москву из Астрахани. Впервые в истории! Как такое может быть, не понимают даже сотрудники Музея русского импрессионизма.

Есть здесь и любимая работа Гиляровского — «Переселенка» Сергея Иванова, и портреты его выдающихся современников — Шаляпина, Горького, Чехова. А какая Москва! С питейными заведениями, рынками, площадями!..

Для масштабного проекта (241 произведение искусства) экспонаты предоставили 53 музея и 10 частных коллекций. А фишка выставки — коллаборация с Политехническим музеем и «гаджеты» эпохи Гиляровского. Владимир Алексеевич очень интересовался техническими новшествами, только фотоаппаратов Kodak у него было три штуки. Отправиться в путешествие или командировку без камеры он просто не мог.

   Жизнь и творчество писателя здесь показывают с помощью живописи, графики, эскизов. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова
Жизнь и творчество писателя здесь показывают с помощью живописи, графики, эскизов. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

На воздушном шаре поднимался в небо. Авиатора Уточкина знавал. И в Политехническом бывал не раз. «Вчера в Политехническом открылась выставка электричества, — писал потом. — Публика глазеет на "чудеса" — телефоны, фонографы, лампы накаливания. Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся... »

На третьем этаже экспозиции МРИ — царство старины: телефон Белла, граммофон завода «Электроприбор», компактный телеграфный аппарат системы Ухина, модель светильника с электрической свечой Яблочкова, типографские литеры. И, конечно, те самые фотокамеры Kodak. Без которых Гиляровский вряд ли мог стать «королем репортеров».

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo