В начале этого года компания Airbus представила новейшую версию своего 100-местного водородного авиалайнера, подтвердив свою приверженность программе ZeroE, которая, по её словам, может привести к началу коммерческих перевозок на подобных машинах к концу 2030-х годов.
На саммите Airbus в Тулузе европейская аэрокосмическая группа представила проект с четырьмя открытыми роторными силовыми установками, установленными на крыльях. По словам Гленна Ллевеллина, вице-президента проекта ZeroE, этот проект основан на новейших разработках которые привели к повышению удельной мощности водородных моторов, достигнутом с момента первой демонстрации шестидвигательной версии этой модели в декабре 2020 года.
Спустя шесть недель после признания того, что компания не достигнет своей первоначальной цели — вывести на рынок водородный авиалайнер в 2035 году, — Airbus заявила, что ей потребуется больше времени для максимального раскрытия потенциала этой технологии.
«Мы знаем, что добились прогресса в создании полностью водородно-электрического самолёта, но инфраструктура ещё не готова, и это даёт нам время для дальнейшего улучшение характеристик самолёта, способного уверенно конкурировать на рынке», — заявил Бруно Фишефё, руководитель программ Airbus, добавив, что ещё предстоит добиться прогресса в вопросах количества, объёмов и цен на водородное топливо. «Это не шаг назад, а, скорее, возможность двигаться дальше».
Ллевеллин сообщил журналистам, что его команда сейчас ставит перед собой цель – к 2027 году быть готовой к испытаниям полноценной водородной силовой установки, включая двигатели, а также технологию хранения и распределения водорода.
«Есть много возможностей для совершенствования, поскольку топливные элементы могут стать легче и аэродинамичнее, а также компактнее и энергоёмче», – пояснил он. «Мы также совершенствуем технологию хранения водорода, и именно поэтому переходим от системы с подачей водорода под давлением к системе со встроенным насосом».
В расширенный объем работ ZeroE также входит проект с технологическим инкубатором Airbus UpNext по разработке демонстрационного образца криогенного воздушного винта. Цель проекта — использовать возможность охлаждения водородного топлива до 252 °C для охлаждения электронных и электрических компонентов всей двигательной системы. Это снижает электрическое сопротивление, обеспечивая практически бесперебойную передачу электроэнергии и повышая ее энергоэффективность.
В 2023 году компания Airbus продемонстрировала водородную силовую установку мощностью 1,2 МВт, а в прошлом году расширила испытания, включив в них интегрированную топливную батарею, электродвигатели, редукторы, инверторы и теплообменники. Совместно с партнёром Air Liquide Advanced Technologies Airbus разработал испытательный стенд Liquid Hydrogen BreadBoard в Гренобле (Франция). Планируемые испытания интегрированной системы в 2027 году пройдут в испытательном центре электрических авиационных систем в Мюнхене.
«Радикально другой» авиалайнер следующего поколения
В то же время Airbus расширяет работу над узкофюзеляжным авиалайнером нового поколения, который придёт на смену семейству A320. Фишефё сообщил участникам саммита, что самолёт сможет работать на 100% экологичном авиационном топливе и обеспечит снижение расхода топлива на 20–30% благодаря не только инновационной силовой установке, но и новой конструкции крыла и более лёгким материалам планера.
«Технологии, которые мы создаем сегодня, развиваются быстрее, чем в прошлом, и то, что нас ждет, будет радикально иным самолетом», — заявил Карим Мокаддем, руководитель подразделения самолетов будущего компании Airbus.
На саммите Airbus в Тулузе авиастроительная компания представила новейшие концепции авиалайнеров, которые заменят семейство A320. (Airbus)
Тем не менее, GE Aerospace и её французский партнёр Safran остаются в центре инновационного плана Airbus по созданию узкофюзеляжных самолётов через совместное предприятие CFM International, которое готовится к демонстрационным полётам с двигателем Rise с открытым вентилятором в конце этого десятилетия. По словам Мохамеда Али, директора по технологиям и операциям GE Aerospace, эта силовая установка обеспечит Airbus двигателем со степенью двухконтурности, эквивалентной 60:1, в отличие от современной технологии, которая составляет 12:1.
Стремясь обеспечить большую подъёмную силу и меньшее сопротивление, Airbus разрабатывает концепты самолётов с более длинными и тонкими крыльями. Сью Партридж, руководитель подразделения «Крыло будущего» компании, пояснила, что это означает необходимость разработки возможности складывания внешних секций крыла во время руления, чтобы узкофюзеляжные самолёты нового поколения могли использовать существующие выходы на посадку в аэропортах.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉