Найти в Дзене
Альтернативная история

Задолго до Ту-144. Каким должен был быть стать первый Советский сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ил-66

Многие считают, что первым Советским сверхзвуковым пассажирским самолётом был знаменитый Ту-144. Однако задолго до него, ещё в конце 50-х, КБ Ильюшина вело работы над аналогичным проектом, и кто его знает, как бы пошло развитие Советской, да и мировой авиации если бы он был реализован. Но не срослось и не по вине авиаконструктора. Но обо всё по порядку. В КБ Ильюшина начали разработку этой машины в 1959 году. К тому времени, определенный опыт по конструированию сверхзвуковых самолётов, правда военных, уже имелся, поэтому было принято решение реализовать и принципиально новый самолет для пассажиров. По задумке, проект должен был быть успешным и легко реализуемым. Но практика показала другое. Планировалось что машина сможет осуществлять полеты на расстояние до 8000 км без посадок и дозаправки. Планируемая вместимость пассажиров должна была составлять 100 человек, при этом крейсерская скорость самолета должна была быть около 3 тысяч км/ч. Согласитесь амбициозно, и сегодня такие показател
Оглавление

Многие считают, что первым Советским сверхзвуковым пассажирским самолётом был знаменитый Ту-144. Однако задолго до него, ещё в конце 50-х, КБ Ильюшина вело работы над аналогичным проектом, и кто его знает, как бы пошло развитие Советской, да и мировой авиации если бы он был реализован. Но не срослось и не по вине авиаконструктора. Но обо всё по порядку.

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен
Гражданская авиация | Альтернативная история | Дзен

Реальная история

В КБ Ильюшина начали разработку этой машины в 1959 году. К тому времени, определенный опыт по конструированию сверхзвуковых самолётов, правда военных, уже имелся, поэтому было принято решение реализовать и принципиально новый самолет для пассажиров. По задумке, проект должен был быть успешным и легко реализуемым. Но практика показала другое.

Планировалось что машина сможет осуществлять полеты на расстояние до 8000 км без посадок и дозаправки. Планируемая вместимость пассажиров должна была составлять 100 человек, при этом крейсерская скорость самолета должна была быть около 3 тысяч км/ч. Согласитесь амбициозно, и сегодня такие показатели видятся как несбыточные, а это конец 50-х годов прошлого века.

В марте 1960 года С.В.Ильюшин обратился к заместителю Председателя Совета министров СССР Д.Ф.Устинову с предложением о включении Ил-66 в план опытного строительства Государственного комитета авиационной промышленности. 10 мая 1960 года на Техническом совете ОКБ Ильюшин доложил о проекте Ил-66 и заявил, что «пятнадцатилетний опыт по пассажирским самолетам и четырехлетний опыт работы по крылатой ракете дает нам основание представить технический проект самолета в 3-м квартале 1963 года и начать летные испытания во 2-м полугодии 1965 года».

Судя по всему, результаты исследований в этом направлении, полученные в ОКБ-23 В.М.Мясищева, были известны только ЦАГИ и в ОКБ-156. Только этим можно объяснить столь высокие данные, шедшие вразрез с технологиями, освоенными на советских заводах. Ведь для реализации этого проекта в стране в начале 1960-х отсутствовали необходимые ресурсы.

Думаю, даже если бы самолёт был построен он бы и близко не смог подобраться к заявленным параметрам. Но даже если бы он летал вдвое медленнее на в двое меньшую дальность это был бы настоящий прорыв.

Самолет должен был быть готов уже к 1965 году. Но планы оказались несбыточными. При создании самолета требовалось наличие большого количества облегченного алюминия, но наша промышленность не имела возможности предоставить его в нужном объеме. Поэтому создание некоторых компонентов машины до 1962 года было реализовано только в виде инженерных проектов. Возможность воссоздать их в физическом виде отсутствовала. Да и двигатели авиалайнера существовали лишь на бумаге.

Существующий чертёж Ил-66
Существующий чертёж Ил-66

Одновременно с созданием Ил-66, конструктор Туполев принял решение реализовать свой проект по тем же наработкам, что и Ил-66, но более простой и бюджетный. Это и был будущий Ту-144.

В то же время проектом Ил-66 вплотную снова занялся Илюшин. Он воссоздал самолет максимально приближенно по проекту, который планировалось реализовать изначально. Однако, дальность полетов и количество пассажиров на борту была сокращена.

Однако в таком виде самолет Илюшина серьезно проигрывал самолету Туполева. В результате Ту-144 получил зелёный свет для реализации, а Ил-66 так и остался в чертежах. Более того сегодня об этом проекте практически все забыли, а ведь этот самолёт вполне мог стать первым не только Советским, но и в мире, сверхзвуковым пассажирским авиалайнером.

PS. Не могу утверждать точно. Но судя по всему некоторые наработки опробованные на Ил-66 всё же перекочевали на серийные машины КБ Ильюшина. Так расположение моторов по парно в хвосте самолёта позже было реализовано на Ил-62.

Альтернатива. Стратегический бомбардировщик Ил-66ДБ

Советское руководство очень любило адаптировать военные самолёты в пассажирские и наоборот. Поэтому оно наверняка бы не упустило возможность сделать на базе Ил-66 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, который бы получил название Ил-66ДБ (дальний бомбардировщик). Самолёт бы появился где-то в середине 70-х и выглядел бы приблизительно вот так:

Если бы это произошло, то наверняка сегодня вместо Ту-160 летали бы Ил-66 или его потомки.

-3

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Ил-26. Несостоявшийся русский америка-бомбер - Альтернативная История
Как выбирали типы самолётов для серийного производства в СССР в 30-е-40-е годы - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/zadolgo-do-tu-144-kakim-dolzhen-byl-byt-stat-pervyj-sovetskij-sverhzvukovoj-passazhirskij-avialajner-il-66/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉