«Делается обидно за талантливых актёров И. Ильинского и С. Мартинсона, растрачивающих своё мастерство на это беспорядочное мелькание»,
— таков был строгий вердикт рецензента, оставившего отклик о фильме «Безумный день» (1956) в газете «Советская культура». Сегодня, спустя почти 70 лет, я никак не могу с ним согласиться, потому что фильм хоть и выглядит наивно, но местами это не просто забавная, а действительно смешная история, а масса реплик остаются в памяти. Особенно поражает, что столь солнечную историю, несмотря на то что действие происходит зимой, сняли всего спустя десять лет после Победы. Да и создавала «Безумный день» компания настоящих профессионалов, имена которых уже давно вписаны в историю советского кино и театра.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
Началось всё ещё до войны, когда в 1940 году Валентин Катаев выпустил пьесу «День отдыха». Завхоз Зайцев должен подписать у чиновника Миусова разрешение на покупку краски. Дело в том, что
в ясли, где работает завхоз, поступили миленькие кроватки для малышей, но отвратительного «жабьего» цвета.
Зайцеву нужна белая краска, чтобы перекрасить мебель, и нужна срочно. Но Миусов ускользает буквально из-под носа Зайцева, и известно, что чиновник отправился в санаторий «Липки». Зайцев, которому непременно надо получить подпись, едет вслед за Миусовым. А чтобы попасть в сам санаторий, куда его не пускают швейцар и уборщица, идёт на хитрость: называется мужем известной спортсменки Клавы Игнатюк. Девушка тоже здесь отдыхает и действительно ожидает прибытия мужа Кости. Из-за выдумки Зайцева возникает масса комических ситуаций с путаницей героев.
Самому Миусову, который приехал в санаторий расслабиться, тоже несладко:
его зачисляет в свои поклонники жена профессора Дудкина, женщина в возрасте, но склонная, скажем так, к излишней романтичности и фантазиям, а также поклонница Айвазовского, Боровиковского и Маковского.
Сам профессор, по словам уборщицы, много работает, ему отдыхать некогда, поэтому за него отдыхает жена. В ожидании ревнивого профессора Дудкина, который уже якобы заподозрил жену в романе на стороне, Миусов вынужден весь день прятаться по углам. В итоге, разумеется, всё прояснится, и Зайцев получит-таки заветную подпись.
В театрах «День отдыха» был вполне успешен, так что решено было перенести пьесу на киноэкран. Сразу отмечу, что картина цветная и снята на отличной качественной плёнке, которой могут позавидовать многие ленты 70–80-х годов. А режиссёром стал Андрей Тутышкин. Чуть раньше он снял картину «Мы с вами где-то встречались» (1954) в лёгкой комедийной стилистике. Этого же направления Андрей Тутышкин придерживался и при съёмках «Безумного дня» — именно такое название получила экранизация пьесы «День отдыха». Да и в дальнейшем режиссёр будет отдавать предпочтение комедиям, а апофеозом его карьеры станет блестящая комедия «Свадьба в Малиновке» (1967), тоже, к слову, пришедшая в кино из театра.
Что касается актёрского состава, то он настолько хорош, что фильм можно посмотреть даже исключительно ради него. Роли Зайцева и Миусова достались упомянутым в рецензии Игорю Ильинскому и Сергею Мартинсону.
Клаву Игнатюк и её мужа Костю сыграли Тамара Логинова и Игорь Горбачёв.
Чета Дудкиных — Ирина Зарубина и Ростислав Плятт.
Главная медсестра санатория — это Анастасия Георгиевская, а главврач, поклонница новаторских методик, которая неукротимым желанием всех вылечить мне напомнила героиню Риммы Марковой из «Покровских ворот» (1983), — это легенда отечественного театра Серафима Бирман.
В небольших ролях Нина Дорошина и Ольга Аросева, Владимир Володин и Сергей Блинников.
Пару слов о санатории «Липки», где и разыгрывается действие. Здание несколько раз показывали снаружи, и это явно старинная усадьба. Впрочем, и интерьеры тоже выглядят не как современные. И в самом деле, для съёмок была выбрана усадьба в Подмосковье с названием «Липовка» с красивым зданием XIX века, окружённым парком.
Усадьба находилась в отличном состоянии как снаружи, так и внутри, потому что в тридцатые годы она была дальней дачей Иосифа Сталина. Позже там проводили время чиновники высокого уровня, так что в каком-то смысле в «Безумном дне» Липовка сыграла саму себя — место, где отдыхают и восстанавливаются.
Как постоянно к месту и не к месту говорила главная медсестра: «Кто хоть раз побывал у нас в «Липках», тот не захочет отдыхать ни в каком другом Доме отдыха!».
В прокат «Безумный день» вышел летом 1956 года. В те годы зрителей не так часто радовали премьерами, так что фильм, тем более комедийный, тем более с таким составом, зрители приняли хорошо. И, как показало время, именно они были правы, а не критики, которые восприняли ленту Андрея Тутышкина как суетливую и утомительную. Без колебаний советую «Безумный день» посмотреть: он в очередной раз доказывает, что качественный, умный и беззлобный юмор не стареет.
Если вы уже посмотрели фильм, то захотелось ли вам поехать в «Липки»? Я бы с удовольствием побездельничала в тёплом мешке на крыше санатория в солнечный зимний день.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: