Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Снятый по заказу Сталина фильм, погубивший Эйзенштейна

Главным фильмом режиссёра Сергея Эйзенштейна считается вышедший в 1925 году «Броненосец „Потёмкин“». Однако у Эйзенштейна в фильмографии есть и другие, не менее любопытные картины.

Последней его лентой стал фильм «Иван Грозный», который, правда, от реальной истории далёк.

Замышлялся «Иван Грозный» как трёхсерийный, но судьба у него была странная. Первую серию приняли с восторгом, вторую запретили, а третью и вовсе не сняли.

Кадр из фильма «Иван Грозный»
Кадр из фильма «Иван Грозный»

Фильм про одного из самых известных русских самодержцев заказал сам советский лидер Сталин, который Ивана Грозного весьма уважал. Снимать эпичную историю начали прямо посреди войны, в павильонах эвакуированной в Алма-Ату киностудии «Мосфильм». По замыслу режиссёра,

первая серия должна была рассказать о становлении царя, сильного, жёсткого, мощного, вторая - повествовать о временах опричнины, третья - показать последние годы правления Ивана Васильевича.

Режиссёра ленты утвердил лично Иосиф Виссарионович, он же проконтролировал написание сценария (а это сделал сам Сергей Эйзенштейн). На главную роль сразу же пригласили Николая Черкасова, одного из знаменитейших актёров тридцатых, который к тому уже был знаком с режиссёром:

Черкасов сыграл роль Александра Невского в одноимённом фильме Эйзенштейна 1938 года.

Другие роли отдали не менее именитым исполнителям: Серафиме Бирман, Михаилу Жарову, Павлу Кадочникову, Андрею Абрикосову. Любимую жену Ивана Анастасию, смерть которой, по мнению ряда историков. и сподвигла царя на кровавые безумства, сыграла любимица зрителей Людмила Целиковская.

Несмотря на сложные условия, в которых работали кинематографисты, им удалось создать настоящий шедевр, ведь в нём показана поистине царская роскошь. Всё это, включая декорации Успенского собора Кремля, где происходила помазание Ивана на царство,

придумали и сделали художники, костюмеры, гримёры, бутафоры, осветители, операторы.

Режиссёр сам старался контролировать все этапы, включая пошив костюмов и разработку эскизов декораций. Не исключено, что время от времени процессом интересовался и главный заказчик, что заставляло киношников быть максимально собранными.

Завершая первую серию, Эйзенштейн придумал гениальный финал, который, как поговаривали, польстил Сталину. По сюжету Иван Грозный удаляется в Александров, оставляя власть в Москве боярам, но простой люд так верит и ценит властителя, что отправляется в Александровскую слободу на поклон с намерением умолить его вернуться на трон.

На фоне роскошной белоснежной русской зимы видна нескончаемая вереница людей, покорный народный поток, которому нет конца, и за ним с высоты Александровского кремля наблюдает царь.

Благодаря работе операторов и монтажёров фигура Грозного выглядит титанической, чуть ли не заслоняющей небо, и зрителям кажется, что это не помазанник божий, а чуть ли не сам господь. Иосиф Виссарионович, видевший в себе определённое историческое родство с Грозным, явно узрел в этой исполинской фигуре себя (впрочем, так показалось не только ему), и, конечно, такое сравнение было для него комплиментом.

В январе 1945 года в Москве наконец представили первую серию. Премьера прошло с фееричным успехом, фильмом восхитились и обычные зрители, и чиновники от кино.

Были основания полагать, что и вторая серия будет столь же тепло встречена, но тут всё пошло иначе. Вторая часть, в которой речь шла о тёмных временах опричнины, была расценена как открытый намёк на репрессии и моментально попала в опалу. В ней, кстати, тоже была любопытная находка режиссёра, о которой обязательно надо упомянуть:

в нескольких эпизодах присутствовал красный цвет, хотя сам фильм был чёрно-белым.

Багряный оттенок определённо добавлял драматизма действию и словно показывал кровожадную натуру Грозного изнутри. Подобный приём Эйзенштейн использовал и в «Броненосце „Потёмкине“», где в финале над кораблём взмывал красный флаг (раскрашенный, к слову, вручную).

Вторую часть разнёс сам Сталин, так что ни о каком прокате речи не шло. Запрет стал для Эйзенштейна серьёзный ударом и вызвал сердечный приступ. От него потребовали отдать ленту на переделку коллеге, но режиссёр понемногу начал затягивать процесс, чтобы самостоятельно переработать фильм. Однако сбыться этому было не суждено:

в 1948 году повторный сердечный удар свёл Эйзенштейна в могилу.

Николай Черкасов пригласил режиссёра Владимира Петрова и попытался вместе с ним скорректировать злосчастную серию, но это не получилось и у него. В итоге до публики вторая часть «Ивана Грозного» дошла лишь после смерти генералиссимуса.

Третья серия, работа над которой началась во время съёмок первой и второй частей, вообще не получилась. Сейчас от неё осталось лишь несколько крохотных эпизодов, так что оценить всю масштабность замысла Эйзенштейна мы, увы, уже не сумеем.

А как вы считаете, «Ивана Грозного» - это действительно закамуфлированная историческими декорациями лент о Сталине?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2