Найти в Дзене
Lace Wars

Эхо Атлантиды: миф, который не желает исчезать

Оглавление

Рассказ Платона: мудрость веков или хитроумный вымысел?

История с Атлантидой ставит в тупик любого здравомыслящего человека. Платон, уважаемый афинский философ, на склоне лет решил подкинуть будущим поколениям загадку, которая вызывает споры на протяжении веков. В своих диалогах «Тимей» и «Критий», написанных в IV веке до н.э., он на полном серьёзе рассказывает о могущественной державе, существовавшей за 9000 лет до него. То есть, примерно 11,5 тысяч лет назад. Располагалось это чудо-государство на огромном острове в Атлантическом океане, за «Геркулесовыми столпами» (то есть, за Гибралтарским проливом). И была та Атлантида, по словам Платона, больше Ливии и Азии, вместе взятых. Правили там потомки бога Посейдона, а сама цивилизация достигла невиданных высот. Но потом что-то пошло не так. За одни лишь сутки остров, вместе со всей своей продвинутой культурой, погрузился в морскую пучину.

Эту историю Платон якобы услышал от своего родственника Крития, а тот — от своего деда, который, в свою очередь, узнал её от афинского мудреца Солона. А уж Солону эту тайну поведали египетские жрецы из храма богини Нейт в Саисе, что в дельте Нила. Дескать, у них-то, в Египте, хроники ведутся тысячелетиями, не то что у вечно юных и беспамятных греков.

С тех пор прошло почти две с половиной тысячи лет, а споры не утихают. Одни горячо доказывают, что Платон всё выдумал, чтобы на наглядном примере показать, как выглядит идеальное государство и к чему приводит моральное разложение. Другие, не менее рьяно, ищут затонувший остров по всему земному шару — от Карибского моря до Антарктиды. Французский атлантолог Александр Бессмертный как-то заметил, что если бы Платон знал, какую бурю вызовут его тридцать страниц текста, он бы трижды подумал, прежде чем их писать. Но, к счастью или к несчастью, Платон думать не стал, и теперь у мира есть ещё одна вечная загадка, на которой можно делать деньги, писать книги и снимать фильмы.

Сам рассказ Платона, если отбросить всю мифологическую составляющую, звучит на удивление правдоподобно. Описание Атлантического океана, других островов и даже «противоположного материка» (явный намёк на Америку!) за две тысячи лет до Колумба заставляет задуматься даже самых закоренелых скептиков. Неужели древние и правда знали о Новом Свете? Или это просто удачное совпадение?

Но самое интересное в этой истории — это описание столицы Атлантиды. Город, построенный по концентрическому принципу, с чередующимися кольцами суши и воды. В самом центре — холм, на котором стоял храм Посейдона и дворец царей. Три водных канала, соединённых с океаном, превращали столицу в неприступную крепость и процветающий порт. Выглядит как мечта любого градостроителя и военного инженера. Платон приводит даже точные размеры: внешний водный канал имел ширину в три стадия (около 540 метров), следующий за ним земляной вал — столько же. Второй водный канал был в два стадия, как и следующий вал. А внутренний канал, опоясывающий центральный остров, — в один стадий. Сам остров имел в диаметре пять стадиев, то есть почти 900 метров.

Масштабы, конечно, впечатляют. Но так ли уж они фантастичны? Если вспомнить, что в VIII тысячелетии до н.э. в Иерихоне уже строили восьмиметровые башни и вырубали в скале рвы девятиметровой ширины, то инженерные подвиги атлантов уже не кажутся чем-то запредельным. Древние умели строить на века, не считаясь ни со временем, ни с человеческими жертвами. Так что, возможно, дело не в технологиях, а в самой идее. Идея города-космограммы, города — образа мира.

Город как отражение Вселенной

Если отвлечься от размеров и инженерных деталей, то в структуре столицы Атлантиды проступает нечто гораздо более глубокое, чем просто удачная планировка. Это не просто город, это — imago mundi, образ мира в миниатюре, трёхмерная мандала.

В центре всего — гора. Не просто возвышенность, а сакральный центр, «пуп земли». Именно на этой горе, по словам Платона, родился из земли первый человек, Евенор. Здесь он жил со своей женой Левкиппой и дочерью Клейто. Сюда же пришёл бог Посейдон, полюбил Клейто, и от их союза родились десять сыновей-полубогов, ставших первыми царями Атлантиды. Эта гора — точка творения, место, где мир богов соприкасается с миром людей. Это ось мира, axis mundi.

Идея сакрального центра, места, откуда началось творение, универсальна для всех древних культур. Месопотамцы верили, что человек был создан в «пупе земли». Сирийцы помещали рай на вершине самой высокой горы. Иранцы — в центре мира. Библейский ковчег причаливает к горе Арарат, которая становится новым центром возрождённого после потопа мира. Авраам готов принести в жертву Исаака на горе Мориа. Моисей получает скрижали с заповедями на горе Синай. Гора — это место встречи с божественным, точка перехода между мирами.

Именно поэтому Посейдон «оградил красиво» этот холм, отделив его от остальной суши концентрическими кольцами воды и земли. Он создал сакральное пространство, защищённое от профанного мира. Три водных кольца — это не просто оборонительные рвы. Это символ праокеана, из которого, по верованиям многих народов, появилась первая суша. Гора в центре — это и есть тот самый первохолм, бенбен, с которого началось сотворение мира. Египтяне в Гелиополе поклонялись камню бенбен, считая его образом первой земли, поднявшейся из вод хаоса. Шумеры верили, что изначальное море породило гору, состоящую из неба и земли. Индуистский бог Вишну в образе вепря поднимает землю со дна океана. Даже в славянских и германских мифах земля появляется из воды.

Таким образом, столица Атлантиды — это не просто город, а воплощённый в камне и воде космогонический миф. Гора — это вертикальная модель вселенной, с её тремя мирами (подземным, земным и небесным). А концентрические круги — это горизонтальная модель, с центром и периферией. Это архитектурное воплощение мандалы — древнего символа вселенной, который встречается по всему миру, от Скандинавии до Тибета. Мандала — это не только образ космоса, но и образ человеческой души (психе), с её тремя уровнями: подсознанием, сознанием и сверхсознанием. Получается, что город-мандала — это модель мироздания и человека одновременно.

Платон, описывая столицу Атлантиды, либо гениально синтезировал все эти древние представления, либо просто пересказал то, что дошло до него через века. В любом случае, структура эта не случайна. Она — ключ к пониманию мировоззрения древних, для которых город был не просто местом для жизни, а сакральным пространством, вписанным в космический порядок. И тот факт, что подобные концентрические структуры — курганы, святилища, города — находят по всему миру, от Англии до Китая, заставляет задуматься: не являются ли все они отголосками одного древнего прототипа?

Древние строители и их каменные послания

Если отвлечься от Платона и посмотреть на то, что говорит археология, то окажется, что идея города-мандалы — это не такая уж и фантастика. По всему миру разбросаны тысячи древних сооружений, в которых явно прослеживаются те же принципы: сакральный центр, концентрические круги, ориентация по сторонам света. И самые яркие примеры этого — мегалитические постройки Европы.

Ещё до недавнего времени считалось, что мегалитическая культура (строительство сооружений из огромных камней) зародилась на Ближнем Востоке и оттуда распространилась по Средиземноморью и дальше на север. Но радиоуглеродный анализ перевернул всё с ног на голову. Оказалось, что мегалиты Бретани и Пиренейского полуострова на тысячи лет старше египетских пирамид и шумерских зиккуратов. Самые древние из них датируются V тысячелетием до н.э. Получается, что задолго до появления первых цивилизаций в долинах Нила и Евфрата на атлантическом побережье Европы уже существовала высокоразвитая культура, способная перемещать многотонные глыбы и возводить сложнейшие астрономические обсерватории.

Взять, к примеру, Стоунхендж в Англии. Это не просто нагромождение камней, а сложнейший астрономический инструмент, позволявший с высокой точностью предсказывать солнечные и лунные затмения. И построен он по тому же концентрическому принципу: рвы, валы, круги из камней. Или Ньюгрейндж в Ирландии — гигантский курган-гробница, построенный в конце IV тысячелетия до н.э. Его девятнадцатиметровый коридор ориентирован так, что только в день зимнего солнцестояния луч восходящего солнца проникает внутрь и освещает погребальную камеру. Это не просто могила, это храм, символизирующий возрождение и связь с космосом.

А гигантский искусственный холм Силбери-Хилл в Англии, высотой 40 метров, созданный примерно в 2600 году до н.э.? Это же рукотворная космическая гора, возведённая с невероятным трудом. Её объём сопоставим с объёмом египетских пирамид того же времени.

И таких примеров — тысячи. Курганы, окружённые несколькими рядами каменных кругов, находят во Франции, Швеции, Индии, Африке. Их сходство со структурой столицы Атлантиды просто поразительно. Это словно уменьшенные копии, сделанные по одному и тому же чертежу. Археологи находят и наскальные рисунки — петроглифы, изображающие всё те же концентрические круги с проходом к центру.

Возникает вопрос: откуда всё это взялось? Откуда у племён каменного века на атлантическом побережье появились такие глубокие астрономические и космогонические знания? Почему именно здесь эта идея получила такое мощное и монументальное воплощение? Археология говорит о «цивилизации атлантических мореплавателей», но не может объяснить её истоки. Она как будто появляется из ниоткуда, уже в готовом виде.

И вот тут-то легенда об Атлантиде приходится как нельзя кстати. Что, если эти «атлантические мореплаватели» были не первыми, а последними — осколками, наследниками той самой погибшей цивилизации? Что, если они, спасшись после катастрофы, разнесли по побережьям Европы и Африки остатки своих знаний, свою «мегалитическую религию»? Платон ведь упоминал, что атланты владели не только своим островом, но и «частями материка». Возможно, эти «части» и были первыми колониями, из которых потом, после гибели метрополии, выросла мегалитическая культура. Это, конечно, всего лишь гипотеза. Но она, по крайней мере, объясняет, почему центр этой загадочной культуры находился именно на атлантическом побережье и почему она возникла так внезапно и так рано.

Наследие мегалитов и рождение новых цивилизаций

Идея imago mundi, воплощённая в мегалитических постройках, не исчезла вместе с их создателями. Она была подхвачена и творчески переработана молодыми цивилизациями Ближнего Востока. Египетские пирамиды и месопотамские зиккураты — это, по сути, те же самые космические горы, только построенные с куда большим размахом и с применением новых технологий.

Долгое время считалось, что именно Египет и Шумер были источником всех культурных инноваций. Но теперь мы знаем, что за тысячи лет до них на Западе уже существовала мощная культурная традиция. Вполне вероятно, что именно оттуда, через Палестину и Мальту, мегалитическая «религия» с её космологией и архитектурными канонами проникла в долину Нила и Междуречье. Египетский миф о первохолме бенбен, поднявшемся из вод праокеана Нун, — это же точное повторение основной идеи, заложенной в структуру атлантической столицы и мегалитических курганов. И не случайно самые древние пирамиды, как, например, пирамида Джосера в Саккаре (ок. 2700 г. до н.э.), были ступенчатыми, напоминая и зиккураты, и многоярусные курганы.

Похоже, произошла своего рода «культурная эстафета». Древний центр на Атлантике прекратил существование, но его идеи были восприняты новыми центрами на Ближнем Востоке. Они впитали в себя мегалитическую мудрость, развили её и начали собственную культурную экспансию. Это была уже «отражённая волна», которая пошла с Востока на Запад, принеся с собой письменность, новые технологии и новые формы государственности. Именно эту вторую волну археологи долгое время и принимали за первую, исходную.

Но следы imago mundi можно найти не только в пирамидах. Древний город Экбатана в Персии, по описанию Геродота, был окружён семью кольцами стен разного цвета. Карфаген, по некоторым данным, тоже имел концентрическую планировку. Гробницы микенских царей, такие как знаменитая «Сокровищница Атрея» (ок. 1300 г. до н.э.), — это, по сути, те же мегалитические толосы (купольные гробницы), что и в Ирландии, только выполненные с непревзойдённым мастерством. Эта идея путешествовала дальше на восток. В курганах скифских вождей в причерноморских степях мы снова видим каменные круги и квадратные погребальные камеры. В Средней Азии, на территории древнего Хорезма, находят крепости и мавзолеи, построенные в виде мандалы. Столица аббасидских халифов, круглый город Багдад, основанный в 762 году, был ничем иным, как гигантским космографом.

Идея достигла и Дальнего Востока. Индийские ступы, символизирующие гору Меру, часто окружались концентрическими оградами. Храмовый комплекс Боробудур на Яве (ок. 800 г. н.э.) — это гигантская каменная мандала. Столица кхмеров Ангкор в Камбодже — это город-храм, построенный как модель вселенной. Даже древние японские курганы-кофуны в форме замочной скважины, окружённые рвами с водой, являются явным отголоском той же самой древней идеи — сакрального центра, окружённого водой, с проходом, ведущим внутрь.

Получается, что структура, описанная Платоном, — это не уникальное явление, а своего рода архетип, универсальный символ, который кочевал из культуры в культуру на протяжении тысячелетий. И если мы принимаем гипотезу о существовании Атлантиды как первоначального центра, то вся дальнейшая история мировой архитектуры и градостроительства предстаёт в новом свете. Это история о том, как одна великая идея, родившаяся в незапамятные времена на затерянном в океане острове, путешествовала по миру, меняя облик, но сохраняя свою глубинную суть.

Альтернативный взгляд: психология или история?

Итак, мы имеем две параллельные реальности. С одной стороны — рассказ Платона о могущественной цивилизации, прекратившей существование в результате катаклизма. С другой — огромное количество археологических памятников по всему миру, которые до странности напоминают описание столицы этой цивилизации. Что это — доказательство существования Атлантиды? Или есть другое объяснение?

Есть. И оно лежит не в области археологии, а в области глубинной психологии. Швейцарский психолог Карл Густав Юнг ввёл понятие «архетип» — врождённый, универсальный образ, существующий в коллективном бессознательном всего человечества. Такие архетипы, как «мудрый старец», «великая мать» или «герой», спонтанно проявляются в мифах, снах и произведениях искусства всех народов, даже если между ними никогда не было контактов.

Возможно, imago mundi — гора, окружённая кругами, — это и есть один из таких фундаментальных архетипов. Это образ, который человеческая психика порождает сама, пытаясь осмыслить своё место во Вселенной. Ведь что мы видим вокруг себя? Круг горизонта, круг видимого движения солнца и звёзд, четыре стороны света. Идея центра и периферии, верха и низа — это базовые координаты нашего восприятия. Неудивительно, что, пытаясь смоделировать мир, человек снова и снова приходит к одной и той же структуре — мандале.

С этой точки зрения, все эти курганы, храмы и города-космограммы могли возникать в разных частях света совершенно независимо друг от друга. Не потому, что их строители копировали некий реальный прототип, а потому, что они черпали вдохновение из одного и того же источника — коллективного бессознательного. Шаманы, жрецы, мистики во время трансовых состояний и видений «видели» эту структуру и затем пытались воспроизвести её в материальном мире.

Платон, будучи гением, мог просто уловить и облечь в литературную форму этот глубинный архетипический образ. Его Атлантида — это не воспоминание об историческом факте, а гениальное описание «психологической Атлантиды», идеального города-мироздания, который живёт в душе каждого из нас.

Какая из этих версий верна? Исключают ли они друг друга? Возможно, и нет. Может быть, существование такого мощного архетипа в человеческой психике как раз и сделало возможным появление реальной, «археологической» Атлантиды? А может, наоборот, реальная Атлантида была настолько грандиозна и так сильно повлияла на древний мир, что её образ навсегда запечатлелся в коллективной памяти человечества в виде архетипа?

Мы не знаем. Бесспорных доказательств существования Атлантиды по-прежнему нет. Но сама легенда, её поразительная живучесть и удивительные параллели, которые мы находим в культурах по всему миру, заставляют нас снова и снова возвращаться к этой загадке. Атлантида — это не просто миф о затонувшем острове. Это миф о центре, о происхождении, об утраченном рае. Это вопрос, который человечество задаёт себе с незапамятных времён: откуда мы пришли? И пока у науки нет окончательного ответа, легенда об Атлантиде будет жить, будоража воображение и напоминая нам о том, как мало мы на самом деле знаем о своём прошлом.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера