Жан-Мишель Жарр (ЖМЖ) любит путешествовать по миру и давать концерты в странных местах. К примеру, его первым понесло в Китай, за железный занавес в 1981 году, удостоившись звания первого западного музыканта, посетившего Поднебесную. С тех пор он ещё раз посетил Пекин в 2004, предварительно пройдясь по городам и весям Америки, Африки и Европы.
(О его втором туре в Пекин см. рецензию под данной статьёй)
Всё текло своим чередом, маэстро творил, покуда нашу планету не накрыла тотальная болезнь, бравшая нас измором на протяжении двух лет.
Мы натянули маски и ожидали, когда и чем всё это закончится.
Однако творческие люди, даже в масках, не теряли время даром и творили то, во что верили. Больше всего они верили в себя и не могли сдерживать свои силы и потенциал. Каков бы не получался результат их борьбы с безделием, однако, мир получил ряд так называемых «лок-дауновых» (lockdown) альбомов, т.е. сделанных «взаперти».
Вот навскидку вспоминаются работы Роджера Уотерса, Элтона Джона, Стива Хакетта и других несогласных с ленью.
И, вы знаете, в недели «творческого безделья», на ум приходят очень даже полезные и интересные мысли. Как оказалось, достаточно было оторваться от ежедневной рутины, чтобы сотворить нечто необычное. Знаю по себе.
Итак, поводов поговорить про этот диск много. Первый, это безусловно то, что он – наш пациент: с объёмным звуком высокого разрешения. Качество превыше всего!
Второй: это (как бы) живое выступление, которое больше похоже на живое выступление (простите за тавтологию), исполненное 31 декабря 2020 года в старом здании Нотр-Дама, известном у нас как собор Парижской Богоматери.
Jean-Michel Jarre - The Opening (Live In Notre-Dame VR) | Welcome To The Other Side
Давайте сперва остановимся на втором поводе - представлении, а первый (качество окружающего звучания), как обычно, послужит вишенкой на торте.
История создания альбома
Альбом "Welcome To The Other Side – Live In Notre-Dame VR" — это не просто концертная запись, а масштабный технологический и художественный проект, рожденный в уникальных исторических обстоятельствах.
1. Контекст и предпосылки:
- Пандемия COVID-19
Весной 2020 года весь мир находился на строгом карантине. Концертные залы, клубы и публичные пространства были закрыты. Для Жана-Мишеля Жарра, пионера электронной музыки и автора грандиозных шоу на открытом воздухе, это стало вызовом и одновременно источником вдохновения.
- Пожар в Нотр-Даме
За год до этого, в апреле 2019-го, мир с ужасом наблюдал, как горит собор Парижской Богоматери — символ Франции и всемирного культурного наследия. Эта трагедия глубоко потрясла всех, включая Жарра.
2. Идея и концепция:
ЖМЖ задумал провести уникальное событие, которое бы:
- Преодолело физические ограничения карантина с помощью технологий.
- Стало данью уважения и символом надежды для собора Нотр-Дам.
- Открыло новую главу в истории живых выступлений, объединив виртуальную реальность, иммерсивный звук и визуальное искусство.
Название "Welcome To The Other Side" ("Добро пожаловать на другую сторону") имеет двойной смысл: это и переход в виртуальное пространство, и метафора надежды на возрождение после катастрофы (как пандемии, так и пожара).
3. Технологическая реализация:
Съёмка
Концерт был снят 31 декабря 2020 года в соборе Парижской Богоматери при полном отсутствии живой аудитории. Для создания эффекта присутствия использовалось более 50 камер, включая специализированные VR-камеры с обзором на 360 градусов.
Виртуальная реальность (VR)
Это ключевой аспект проекта. Шоу было изначально задумано для просмотра в VR-шлемах (Oculus, HTC Vive и др.), чтобы зритель мог почувствовать себя внутри собора, свободно оглядываться по сторонам и ощущать масштаб происходящего.
Звук
Аудиодорожка была сведена в форматах DTS-HD и Dolby TrueHD, что создает невероятно погружающий эффект присутствия. Звук буквально окружает слушателя, перемещаясь в пространстве вместе с визуальным рядом.
4. Выпуск:
Альбом был выпущен 12 марта 2021 года в различных форматах:
Видеоверсия: Для просмотра на YouTube и традиционных экранах.
VR-версия: Для специализированных платформ.
Аудиоальбом: В стерео, DTS-HD и Dolby TrueHD.
Содержание и музыкальный материал
Концерт длится около 1 часа 40 минут и представляет собой путешествие через самые знаковые темы Жарра, переосмысленные для этого особого случая.
1. Структура и визуальный ряд:
Шоу разделено на несколько актов, каждый из которых соответствует определенному настроению и использует уникальные визуальные эффекты, проецируемые на стены и своды собора:
Интро и начало: Действие начинается в темноте и тишине, подчеркивая пустоту собора. Постепенно звучат первые синтезаторные пассажи, а лазеры и световые проекции "оживляют" готическую архитектуру.
Основная часть: Жарр исполняет свои классические композиции, а проекции превращают интерьер собора в футуристический космический корабль, океан звезд, цифровой водопад данных, витражи из чистого света. Это создает мощный контраст между древней архитектурой и ультрасовременными технологиями.
Кульминация и финал: Шоу достигает пика интенсивности, после чего следует более лирическая и медитативная часть, символизирующая надежду и возрождение. Финалом часто становится мощный, жизнеутверждающий трек.
2. Ключевые композиции:
В сет-лист вошли как абсолютные хиты, так и треки из более поздних альбомов. Среди них:
Oxygene, Part 2 — визитная карточка Жарра, узнаваемая с первых нот.
Equinoxe, Part 5 — энергичный и драйвовый трек.
Exit — эпическая композиция, идеально подходящая для масштаба собора.
Time Machine — из альбома «Electronica 2: The Heart of Noise».
Souvenir of China — лиричная и меланхоличная тема.
Chronology, Part 2 — мощный и мелодичный трек.
The Heart of Noise (The Origin) — часто используется как вступление или финал.
А также: "Zero Gravity", "Coherence", "Oxygene, Part 19", "Eldon", "Waiting for Cousteau".
3. Художественные и символические посылы:
Диалог эпох: Проект построен на контрасте — средневековый готический собор и футуристическая электронная музыка, древние камни и цифровые проекции. Это разговор между прошлым и будущим.
Преодоление изоляции: Проведя концерт в пустом соборе, но транслируя его на весь мир в VR, Жарр показал, как технологии могут объединять людей, когда физическое присутствие невозможно.
Дань уважения: Весь перформанс — это огромный симфонический акт памяти и веры в то, что даже после страшного разрушения Нотр-Дам будет восстановлен (что и происходит сейчас).
Итог
"Welcome To The Other Side" — это гораздо больше, чем live-альбом. Это:
- Технологический манифест, открывающий новые пути для музыкальных перформансов.
- Мощное художественное высказывание, рожденное в ответ на глобальные потрясения.
- Исторический документ, запечатлевший уникальный момент времени, когда искусство и технологии объединились, чтобы подарить надежду и впечатления в период изоляции.
Проект получил высокие оценки как от критиков, так и от поклонников за свою смелость, инновационность и глубокий эмоциональный заряд.
Теперь переходим к физическому носителю
Новаторское новогоднее живое выступление Жан-Мишеля Жарра вышло в 2021 году на лимитированном диджипаке с двумя дисками: CD и Blu-ray.
Jean Michel Jarre "Welcome To The Other Side – Live In Notre-Dame VR" CD + BD
Blu-ray: DTS-HD MA 5.1, Dolby TrueHD MA 5.1
CD & Blu Ray Set incl:
- Full concert in 2D and DTS HD 5.0, Dolby True HD 5.0 and PCM Stereo
- Behind the Scenes / Making Of features
- Masterclass with Jean-Michel Jarre & Louis Cacciuttolo, CEO of VRrOOm
- Concert Audio Mix 5.0.
- 2 x 24 page booklets
- download code for binaural headphone mix
- QR code to visit UBISOFT 360 degree version of Notre-Dame de Paris
Sony Music Ent. (19439895342) © 2021
Давайте раскроем «раскладушку» и убедимся, всё ли на месте!
Что же, а теперь посмотрим содержание.
Благодаря большой ёмкости синего диска даже с первого взгляда его программа кажется очень насыщенной: визуальные эффекты концерта в виртуальной реальности сочетаются с «настоящим живым» студийным выступлением, а также впервые применён смешанный медиа-подход.
Ещё раз уточню:
Мультиканальный микс представлен в двух пунктах меню. Для его тестирования я выбрал "альбомную версию", то есть тот, что без VR видеоряда, но с дополнительной функцией дорожек 5.0 DTS-HD / Dolby TrueHD, исключающий шум толпы.
"Альбомная версия" немного короче, потому что в "видео версии" есть вступление и концовка, которые являются частью «живого концерта» и титров.
И вот, что я там услышал:
1. Баланс. Да в треках 1, 9 и 10; почти баланс в треке 2; нет во всех остальных.
2. Статика. Стратегия микса довольно проста по замыслу и затейлива по исполнению.
Бочка с басами находятся в центре, а вокруг них накручиваются партии всевозможных синтезаторов, перкуссий и эффектов.
Вокруг – это надо понимать так: во фронтальной панораме слева и справа, и особенно оживлённо в тыловых каналах. Конечно, в аранжировке просто огромная масса дискретных источников звука.
Когда громкость звуковых элементов в задней панораме высокая, возникает баланс с очень эффектным пинг-понговым представлением (эти моменты оцениваются на 10 и 9 баллов, см. рейтинг ниже).
3. Динамика. Да, да и ещё сто раз да! Звуки синтезаторов летают везде и всегда. Потрясающе!
Вывод
Здесь есть (почти) всё, что требуется для прокачки вашего ДК: интересно причудливые, вариабельные схемы миксов с чёткими, дискретными, локализованными звуками повсюду. Панорамирование, перманентные перемещения просто захватывают дух.
Это живой микс, который идеально подходит к музыке.
Компромиссной тут является только опция баланса. Если бы не она, то для несведущего любителя 5.1, итог может показаться безупречным.
Однако, если вслушаться в миксы и следить за их равнозначностью от трека к треку, то станут заметны артефакты, говорящие нам о том, что фронт перетягивает «одеяло звукового поля на себя», заставляя тылы звучать тише. Короче говоря, дисбаланс нет-нет, да портит впечатление. Нижеследующий рейтинг покажет, где:
1. The Opening (3'29") = 10
2. Oxygene 2 (JMJ Rework of Kosinski remix) (4'33") = 9
3. The Architect (3'21") = 9
4. Oxygene 19 (3'48") = 8
5. Oxygene 8 (2'43") = 8
6. Zero Gravity (4'33") = 9
7. Exit (4'58") = 8/9
8. Equinoxe 4 (3'22") = 9
9. Stardust (2'52") = 10
10. Herbalizer (3'52") = 10
11. Oxygene 4 (JMJ Rework of Astral Projection remix) (3'38") = 9
12. The Time Machine (4'10") = 9
Средний балл = 9
Меж тем, общее великолепие электронной музыки, захватывающий и очень затейливый, бурлящий жизнью микс делают эту программу демонстрационной записью для ваших мультиканальных аудиосистем и заглянувших в гости друзей.
Вам будет, чем их ошарашить: отличный Blu-Ray с очень дискретным миксом объёмного звучания 5.0, хотя он и длится всего 50 минут.
Резюме
По своему стилю программа больше основана на клубной музыке, техно и, даже, трансе, чем на традиционной для Жарра «около-космической тематике». Даже "Oxygene 4" — это переработанная транс-танцевальная версия, - но поскольку это было стриминговое мероприятие в канун Нового года и, учитывая некоторые из последних электронных релизов маэстро, это неудивительно.
В исполнении прозвучат треки из его опуса "Electronica", номинированного на премию "Грэмми", а также новые переработанные версии его классических вещей "Oxygène" и "Equinoxe".
Синий диск буквально нашпигован аудио и видеоматериалом!
Он включает в себя полный концерт в формате 2D и DTS-HD MA 5.0, Dolby True HD 5.0 и PCM 2.0, промо-ролики "За кулисами" / "Создание функций", мастер-класс с Жан-Мишелем Жарром и Луи Каччуттоло, генеральным директором VRrOOm, концертный аудио-микс 5.0, два буклета по 24 страницы, код для загрузки бинаурального микширования для наушников, QR-код.
(используйте код, чтобы посетить 360-градусную версию Собора Парижской Богоматери от UBISOFT)
Одно небольшое разочарование заключается в том, что 97-минутный мастер-класс не имеет английских субтитров несмотря на то, что это указано на обложке. При этом 15-минутный мастер-класс автоматически имеет английские субтитры, когда это уместно.
Рекомендации
Слушателям, безусловно ценящим творчество Жана Мишеля Жарра — это обязательная покупка. Помимо любителей электронной музыки, диск может быть рекомендован более широкой аудитории, нацеленной именно на современные технологии, представленные тут в стилистике музыки и визуала (VR), и кто хотел бы получить работу самого высокого уровня со звуком высокого разрешения.
И ещё, набор необходимо купить из-за записи с объёмным звучанием, даже если вы слушаете пространственное аудио в наушниках: бинауральная загрузка позволит это сделать. В объёмном звучании с высоким разрешением это очень весело.
Учитывая все достоинства: видеоконтент и запись (плюс 97 минут интервью только на французском языке), это топовый диск.
Собирайте музыку ЖМЖ только в лучших форматах! В них самое великолепное звучание!
Подписывайтесь, следите за обновлениями в «жарроведении» - прикладной науке об объёмном звучании музыки ЖМЖ.
Jean Michel Jarre "Téo & Téa" DTS 5.1: Идём "клубиться"!
Jean Michel Jarre "AERO" DTS 5.1: Как я понял, что у меня 5 ушей
Jean Michel Jarre "Live A Pekin - Live In Beijing" DTS: 5.1 дома, лучше, чем в Пекине
Jean Michel Jarre "Oxygene - Live In Your Living Room" DTS 5.1: Кислород вашему дому!
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 87 серия: Jean-Michel Jarre "Metamorphoses" (2000)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 16 серия: Jean Michel Jarre "Rendez-vous" (1986)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 8 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 7 - 13" (1997)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 121 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 3" (2016)
Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Извините за эксцессы, связанные с вашим недопониманием окружающего звучания и последующими дискуссиями на эту тему.
Купите себе домашний кинотеатр (ДК), и вы всё поймёте, чакры откроются.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 115 серия: Yello "Stella" (1985)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 116 серия: Paris-France-Transit "Paris France Transit" (1982)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 110 серия: Frank Duval "Living Like A Cry" (1984)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 66 серия: Tangerine Dream "Le Parc" (1985)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 101 серия: Ganymed "Ganymed" (2003)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 72 серия: Zodiac "Музыка во Вселенной" (1982)
Узнать больше о многоканальной музыке в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc.
Приобрести фирменные диски 5.1 через сайт, посвящённый этой теме.
Канал НЕ монетизирован, поддержите автора любой суммой, нажав кнопку «Поддержать». Все деньги пойдут на мультиканальную музыку с целью её рецензирования.
"Like- Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!