Однодневка, зато, какая! Эталон Hi-NRG – импульса жизни!
Поп-музыка, особенно танцевальная, это страшного градуса алхимия, уникальное явление, в котором гениальность граничить с халтурой, идейные прорывы с клишированием шаблонных «формул успеха». На гребень волны может взойти как бездарь, выучивший урок, так и многосторонний талантище.
Мерилом всему является только беспощадное время.
Если артиста и его творения, какого бы жанра они не касались, через 20, 30, 40, 50 лет, век ещё слушают, значит, он сумел сделать что-то из рук вон выходящее.
Сегодня у нас под пристальным прищуром один такой, даже, скорее, «коллектив», команда профессионалов, среди которых, каждый отвечает за свой участок творчества.
Эти участки, зоны ответственности, разделим по пунктам и назовём их так:
1. Отцы-основатели
2. Креативная сила
3. Лица проекта
На самом деле я тем самым охарактеризовал практически любой европейский поп-проект 1970-1980-х.
Вспомним европейскую сцену тех лет. Там, наверху восседает мозг и движущая сила – продюсеры, чьи имена стали притчами во языцех: Франк Фариан, Бернт Мёрле, Дитер Болен, Джорджо Мородер, Чинничап и т.д.
В число их рабов-исполнителей входили как безымянные сессионные музыканта, так и целые группы со своим сложившимся составом: Gilla, Boney M., Eruption, Smokie, Chilly, Mud, Dee D. Jackson, Confetti’s и т.д.
И уж совсем рабы-рабы, марионетки – это те самые плясуны на сцене, иногда певшие, иногда, только открывавшие рот под фонограмму.
Ничего личного – это чистой воды "Showbiz", воспетый Chilly в 1980 году
Часть 1: отцы-основатели
Digital Emotion - один из многих проектов Cat Music, голландской продюсерской команды, состоящей из участников бывшей рок-группы 70-х под названием Catapult.
Говорят о некоем предыдущем успехе этого самого Catapult-а, однако, я, находясь в теме, слышу о них впервые.
В точности, как в классическом советском фильме:
Тут помню: Golden Earring, Kayak, Shocking Blue, Focus, The Living Blues
А тут не помню: Catapult
Известная история со времён Фрэнка Фариана: не потянув, как исполнители, команда изменила стратегию и занялась продюсированием. Стали отцами-основателями ряда различной степени известности коллективов: Videokids, Rubberen Robbie, Gazuzu, Tower, The Monotones, Master Genius, X-Ray Connection, L-Vira, Q-Matic и… наших клиентов - Digital Emotion. Все хиты Digital Emotion написаны и спродюсированы дуэтом Adams & Fleisner.
Digital Emotion - Go Go Yellow Screen (HQ) (Italo-Disco 1983)
Часть 2: креативная сила
Мужские голоса изначально были записаны самими Adams & Fleisner, в частности, и Сиесом Р. Бергманом (22.04.1952 - 21.09.2017), женские - голландским трио The Internationals. На всех инструментах играли, записывали и микшировали Adams & Fleisner.
Совместное видение хореографа Гленна Ван Дер Хоффа (Glenn Van Der Hoff) и вокалиста Стива Де Гоеда (Steve De Goede) превратило Digital Emotion в одну из лучших европейских синти-поп / Hi-NRG групп середины 1980-х. В середине 1983 года процесс, что называется, пошёл.
В 1984 году состоялся их дебютный альбом с одноименным названием, в котором прозвучали такие заразительные танцевальные мелодии, как "Вставай, действуй" и "Go Go Yellow Screen", за которым годом позже последовал альбом "Outside In The Dark".
Digital Emotion под руководством своих продюсеров Adams & Fleisner записала два запоминающихся альбома своей электронной танцевальной музыки. Помимо прекрасно поставленной музыки, Digital Emotion также были известны своими сценическими шоу.
В 1991 году был выпущен бутлег-альбом "Best Of Digital Emotion", в который вошли расширенные версии их хитов, мегамиксы и би-сайды. Видимо, существует ещё и сборник "Greatest Hits & Remixes", содержащий все хиты группы. Я запутался! Как обычно, на CD1 есть радио версии, а на CD2 - расширенные версии и ремиксы.
Digital Emotion - Go Go Yellow Screen (Live)
Часть 3: лица проекта
Они же «танцоры диско»: Кики Де Бир - певица, Жан-Франсуа Коломбо - танцор, Мирна Балрак - тёмнокожая голландская девушка.
Но это не точно: не пугайтесь, если вы увидите двух белых девушек. Смена цветов, инверсия - обычное дело в таких проектах.
Часть 4: наша, советская, часть истории
Дебютный альбом с одноимённым названием легко зашёл в программы советских дискотек и шёл там просто на ура. Насколько я помню, ди-джеи (в том числе и я) всегда ставили для публики три хита:
- Get Up, Action
- Go Go Yellow Screen
- Don't Stop
Отличительным свойством танцевальной музыки того времени стали жирные звуки синтезаторов со стереоэффектами, вокодерами, тяжёлый и простой ритм в сочетании с обильными перкуссиями из драм-машин. Вдохновители этого саунда жили по ту сторону Атлантики, исполняя хип-хоп и брейк-данс.
Продюсерский мозг лейбла Cat Music перенял американские приёмы и сделал это очень по-европейски. Мерный и тяжёлый кач басового барабана, беспрерывные сбивки малых барабанов, секвенсоры здорово сочетались с приёмами итало-диско, которое также наводнило места культурного отдыха советской молодёжи.
Волна этой популярности была столь массивна, что Союзмультфильм не испугался использовать несколько (три) отрывков в мультфильме "Ну, погоди!". История, скорее всего такова: сперва танцпол, потом мультик. Не наоборот.
Часть 5: вещдоки
Несмотря на то, что проект появился на родине компакт-диска (CD) и в эру его славного восхождения, лейбл Break Music не торопился с выпуском записей на этом носителе. Не припомню иного, нежели винил и кассеты МК-60. Шанс найти незапиленную копию того и другого равен нулю, особенно, первых выпусков.
Таким образом повторяется та же история почти всех европейских групп-однодневок - мода скоротечна и век короток: только винил, только шепелявый хард-кор.
Этот феномен подробно описан в двух моих рецензиях: на альбомы Belle Epoque и Chilly (см. ссылки на них в описании)
Я периодически гуглю интернет-рынки в поисках редкой музыки для своей коллекции. К своему удивлению, обнаружил эту команду как-бы «живой и здравствующей» на сайте для молодых талантов, продающих свою музыку без участия крупных маркетинговых лейблов:
bandcamp.com
Ещё большее удивление вызвал ассортимент их товара: электронные файлы для скачивания и… снова граммофонные пластинки! Да, они обрели цвет (any color you like, так сказать), однако, пристрастие к такой архаике выдаёт их упорное нежелание продавать продукцию с вечным сроком хранения.
Наконец, однажды мне на глаза попался вот этот компакт-диск, из которого я тут и пытаюсь выжать 5 каналов. Кто считается его производителем я поручиться не могу: качественно сделано всё, от поликарбонатной плашки с вшитым номером, до полиграфии и коробки с ценником в евро.
Digital Emotion "Digital Emotion + Outside In The Dark" CD (2002)
Produced: Adams & Fleisner for Cat Music
Tracks 1 to 6 previously released in 1984 as 'Digital Emotion' album.
Tracks 7 to 12 previously released in 1985 as 'Outside In The Dark' LP.
Track 13 is a 'Jungle Beat' single, released in 1986.
Recorded and Mixed at Cat Music Studio's Holland
Digital Mastered at Dureco Weesp, Holland
1, 2 Mixed at Dureco Studio, Weesp, Holland
All delay effects: Ibanez DM 2000
Digital Emotion is: Cickie De Beer, Myrna Balrak, Jean François Colombo
Album Concept & Design: Fruut
Artistic Leader: Glenn Van Der Hoff
Music and Lyrics: Adams & Fleisner (tracks: 1 to 10, 12, 13), Holland & Dozier (tracks: 11), A.Klaris* (track: 13),
Break Music (1861210-2) ℗ & © 1984, 1985, 1986 / 2002
Давайте разберёмся в фактуре. Подкупило наличие сразу двух (то есть всех) альбомов на одном диске. 2 в 1! Почему бы и нет?
До момента прибытия диска меня настораживало приобретение кота в мешке, так сказать, то есть теоретическая возможность трансфера виниловой (то есть драной, шипящей, скрипящей, цокающей, трескучей, пиленой, шепелявой и т.п.) копии на поверхность CD.
Примеров тому если не масса, то очень обидные ошибки: Chilly, Belle Epoque… Gilla также подозревается в убогом виниловом исполнении.
Когда же диск прибыл по моему адресу и я запустил его на вертушке, первым делом я навострил свой слух на ВЧ и паузы между песнями.
4 уха легко позволяют мне это делать: сибилянты, треск, ватные НЧ и прочая «аналоговая» лажа не входят в мои приоритеты. Уж простят любители винила, что мои уши слышат, то и говорю. Так меня учили в средней и высших школах СССР.
После нескольких треков отлегло от сердца: в этой покупке я получил приличную цифровую копию – басы выпукло басят, тарелки статически цокают, в паузах - тишина. Ни щелчка, ни задоринки. Вуаля! Ибо, синтезаторами сыграно, всё в порядке.
Поддав мощи ресиверу, погрузился в звуковое поле с головой, пошёл во все тяжкие и предался приятной ностальгии… как всегда, попутно записывая в тетрадь особенности ап-микса.
Делюсь:
1. Баланс. Нет. Намёк на временное восстановление баланса слышен в треке 8.
2. Статика. Дискретность инструментов изумительная. Каждый из них (включая вокалы) записан с хорошей громкостью, разведён в пространстве (локализация) и по шкале АЧХ (во избежание накладки пиков в звуковом диапазоне).
Да, бочка часто долбит из центра, однако фланги полны жизнью: тарелочки, брейки, соло на синтезаторах, ритм-секвенции, гитары и басы. Всё звучит сочно, живо, напористо с энергией кипящего звукового бульона.
В тылах жарко: клавишные, ударные, припевы возникают, уходят и снова возвращаются.
3. Динамика. Подвижные элементы локализованы в основном в узких секторах пространства. Скажем, синтезаторы и барабаны перелетают из одной точки (допустим, из центра) в какой-либо угол за спиной (и наоборот, в обратном направлении). И это повсеместный эффект.
Наиболее радикальные по части леталок миксы в треках 6, 11, 7, 12.
Вывод
Достаточно послушать эту музыку (особенно в наушниках), чтобы предвидеть нетривиальный (для стерео) ап-микс в 5.1. Для этого в записи есть не только большое количество пульсирующих перкуссий, звуковых эффектов, гитарных риффов, синтезаторных нот и секвенций, но и, что очень важно, в стерео-сведении (миксе 2.0) прослеживается многослойность, этакие этажи из инструментов.
(«этажи» - решающий фактор для эффективного ап-микса)
Каждый из них находится на своём уровне (ниже, выше, либо с стороне от других), а связующим их всех «эфиром» является подложка из мягкого фонового синтезатора.
Задающая ритм «бочка» (басовый барабан) - основа танцевальной музыки и по традиции инженеры встраивают её в самый центр микса. Это, наверное, правильное решение для стерео.
В нашем эксперименте с раскладкой стерео-дорожек на пять каналов, похоже, что только усиленные большой барабан с басом (т.н. ритм-секция) и помешали равномерному звучанию обеих панорам (передней и задней), то есть созданию баланса, необходимому для 10-балльного мультиканального микса.
Эта коллизия хорошо отражается в нижеследующих оценках.
1. Get Up, Action (Adams & Fleisner) 4:47 = 8/9
2. Go Go Yellow Screen (Adams & Fleisner) 6:03 = 7/8
3. The Beauty & The Beast 5:07 = 7
4. Don't Stop (Adams & Fleisner) 4:40 = 8/9
5. Electric Love 5:00 = 8
6. Humanity 8:50 = 8/9
7. Time (Back In Time) 6:40 = 7/8
8. Outside In The Dark 3:28 = 8/9
9. Down Get Down 9:06 = 8/9
10. Steppin' Out (Adams & Fleisner, Peter Slaghuis) 5:24 = 8
11. Reach Out I'll Be There (Lyrics and Music by Holland & Dozier) 6:40 = 8
12. Je Veux L'amour (Voice by Bianca Bonelli) 4:45 = 6
13. Jungle Beat [single bonus track] 6:32 = 8/9
Средний балл = 8
Потрясающий результат! Он перевернёт ваше представление о звучании этих альбомов и возможностях «автоматического» ремикса стерео-микса, хотя и весьма незаурядного.
Владельцы авторских прав на эти альбомы с ослиным упорством переиздают их на грампластинках, и я сомневаюсь в том, что мы когда-либо получим от них фирменный пятиканальный микс. Поэтому примите всерьёз мои рекомендации по расширению звучания этого диска с помощью ресиверов Denon.
Резюме
Подведём итоги. Голландский авторский тандем Adams & Fleisner — это, своего рода, фабрика поп-музыки, поп-звёзд, бомбившая хит-парады Европы и нацеленная на коммерческий успех. Их мастеровитость (и талант) позволяла «строгать» песни для своих многочисленных проектов, которые чуть-чуть, но отличались друг от друга по саунду и аранжировкам.
Как правило, их коллективы – марионетки: фотогеничные подставные лица, танцующие для ТВ-программ под фонограммы танцевальных хитов. Похоже на то, что в гонку за первые места в хит-парадах, запускалось сразу несколько пляшущих групп. В ходе отсева менялись названия, составы и соответствующие современной моде аранжировки.
Очередное детище, группа Digital Emotion – стала одной из самых мощных танцевальных проектов 80-х. Её футуристическое звучание подняло стандарты на невиданную высоту и точно попало в цель, даже 2: танцевальную и спортивную.
(я до сих пор занимаюсь в спортзале под эти песни, они реально заводят своей Hi-NRG - «высокой энергией»)
Первый (одноимённый) альбом грянул как гром над спокойным и сладким небом Сан-Ремо. Он включает в себя шесть песен, в том числе три ярких хита на все времена.
Второй альбом группы "Outside In The Dark" включает в себя песни и аранжировки, напоминающие работы нью-йоркского мастера хай-энерджи Бобби Орландо (или Bobby O).
Обе записи отличают отличное качество звука и стерео-сведения. По ним слышно, что делом занимались профессионалы высокого уровня.
На данном CD собрана хорошая коллекция из обоих альбомов в формате «2 в 1», в принципе, закрывающая потребность любителя этой группы. Компакт-диск подходит под предмет коллекционирования, и единственным ему дополнением может послужить, разве что, какой-нибудь другой CD с оригинальными (цифровыми, ни в коем случае не виниловыми!) копиями, смикшированными и расширенными для синглов и EP.
Насколько мне известно, упомянутый тут тандем приложил свой талант и к созданию «Вторжения космических дятлов» в исполнении Video Kids, кстати, с дебютом в том же 1984 году, что и герои моего обзора.
Авось, однажды, и этот проект в каком-нибудь переиздании, призванном заполнить пробелы в коллекциях по всему миру, займёт место в нашей энциклопедии объёмного звука.
Другие многоканальные альбомы обязательные для всех поклонников Italo Disco, Eurodisco, Spacesynth:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 71 серия: Alphaville "Forever Young" (1984)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 96 серия: Bad Boys Blue "Bad Boys Best" (1989)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 94 серия: Sandra "Mirrors" (1986)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 75 серия: Patrick Cowley "Greatest Hits - Dance Party" (1983)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 103 серия: Kim Wilde "Teases & Dares" (1984)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 14 серия: Laid Back "…Keep Smiling" (1983)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 24 серия: Space "Just Blue" (1978)
Σ = 8 (Ресивер: Denon AVR-X4700H, up-mixer: Music: Multi-Chanel Stereo)
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 106 серия: Belle Epoque "Black Is Black + Bamalama" (1977)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 38 серия: ELO "Time" (1981)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 101 серия: Ganymed "Ganymed" (2003)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 100 серия: Yaki-Da "Pride" (1994)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 84 серия: Chris De Burgh "Man On The Line" (1984)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 79 серия: Cerrone "Cerrone VI" (1980)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 61 серия: Cretu & Thiers "Belle Epoque" (1988)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 107 серия: Chilly "Showbiz" (1980)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!