Найти в Дзене
Магистерия

Век пейзажа. Метаморфозы жанра в XVII веке: когда природа стала идеей

Мы привыкли видеть в пейзаже отражение мира — леса, неба, знакомых контуров земли. Но в XVII веке природа на полотнах художников превратилась в фигуру философской речи.

Пшеничные поля. Ок. 1670
Художник – Якоб ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, ок. 1629–1682). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Пшеничные поля. Ок. 1670 Художник – Якоб ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, ок. 1629–1682). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Пейзаж XVII века — это не прогулка на свежем воздухе, а путешествие в смысл. Это искусство, созданное из желания понять, чем может быть для человека окружающая его природа. Почему дерево становится драмой, поле — метафорой Рая, а гроза — памятью о разрушенном завете.

Геркулес Сегерс. XVII век. Рейксмюсеум, Амстердам
Геркулес Сегерс. XVII век. Рейксмюсеум, Амстердам

В обзорной лекции «Век пейзажа. Метаморфозы жанра в XVII веке» Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, рассказывает:

  • Почему художники XVII века почти никогда не писали пейзаж «с натуры» — и что заменяло им непосредственное наблюдение;
  • Что общего у Геркулеса Сегерса и импрессионистов, хотя между ними два века;
  • Почему передвижники читали Пуссена внимательнее, чем современники;
  • Как голландские морские пейзажи стали школой света и цвета, в которой учились Айвазовский и Ван Гог.

Вы увидите, что Рубенс изображает крестьянина не только в качестве героя сельского труда, но и как часть космического ландшафта, связанного с Богом; как Эль Греко превращает город Толедо в апокалиптическое видение небесного Иерусалима; как Клод Лоррен строит на своих холстах вымышленные города, чтобы придумать архитектуру гармонии, и как Якоб ван Рейсдаль первым говорит о переменчивости настроений человека и природы — задолго до родного нам меланхоличного Левитана.

Ждем вас!