Мы привыкли видеть в пейзаже отражение мира — леса, неба, знакомых контуров земли. Но в XVII веке природа на полотнах художников превратилась в фигуру философской речи.
Пейзаж XVII века — это не прогулка на свежем воздухе, а путешествие в смысл. Это искусство, созданное из желания понять, чем может быть для человека окружающая его природа. Почему дерево становится драмой, поле — метафорой Рая, а гроза — памятью о разрушенном завете.
В обзорной лекции «Век пейзажа. Метаморфозы жанра в XVII веке» Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, рассказывает:
- Почему художники XVII века почти никогда не писали пейзаж «с натуры» — и что заменяло им непосредственное наблюдение;
- Что общего у Геркулеса Сегерса и импрессионистов, хотя между ними два века;
- Почему передвижники читали Пуссена внимательнее, чем современники;
- Как голландские морские пейзажи стали школой света и цвета, в которой учились Айвазовский и Ван Гог.
Вы увидите, что Рубенс изображает крестьянина не только в качестве героя сельского труда, но и как часть космического ландшафта, связанного с Богом; как Эль Греко превращает город Толедо в апокалиптическое видение небесного Иерусалима; как Клод Лоррен строит на своих холстах вымышленные города, чтобы придумать архитектуру гармонии, и как Якоб ван Рейсдаль первым говорит о переменчивости настроений человека и природы — задолго до родного нам меланхоличного Левитана.