Власов сообщил немцам при первом допросе 15.07.1942 о том, что 10.03.1942 он был назначен тактическим советником или консультантом 2-й ударной армии (УдА) при штабе Волховского фронта.
Командующего Волховским фронтом К.А.Мерецкова Власов описывал в негативных красках:
Эгоист. Очень нервная, рассеянная личность. Спокойная деловая беседа между командующим фронтом и командующими армиями была почти невозможна.
При этом Власов указывал, что отдававшиеся ему штабом Волховского фронта приказы были неправильными. Власов оценивал боеспоспобность 52-й, 54-й и 4-й армий Волховского фронта как низкую. Командующего 52-й армией Волховского фронта генерал-лейтенанта В.Ф.Яковлева Власов характеризовал как опытного военного, но задетого невниманием к собственной персоне и алкоголика.
По прибытии в штаб 2-й УдА в Опорель Власов увидел, что оказавшиеся запертыми в Волховском «котле» части 52-й и 59-й армии Волховского фронта не подчинялись напрямую командованию 2-й УдА. Войска последней в ходе Любанской наступательной операции потеряли многих бойцов и командиров убитыми, ранеными и больными и испытывали нехватку боеприпасов при наличии достаточного оружия. Уже в марте 1942 г. окруженцы получали недостаточное снабжение — и с каждым днём оно становилось всё более скудным. При этом командование 2-й УдА имело слабые представления о численности и перемещениях противостоящих им гитлеровских подразделений из-за плохой разведки и малого числа взятых пленных. В частности предполагалось, что с ударниками 2-й армии сражается 6—8 дивизий, тогда как на самом деле нацисты перебросили на это направление только 15 дивизий подкрепления. Но штаб Волховского фронта по-прежнему ставил перед 2-й УдА задачу взять Любань встречными ударами вместе с 54-й армией Ленинградского фронта.
Власов отмечал, что обе атакующие армии подчинялись своим командующим фронтами и не управлялись из одного центра с правильной координацией совместных действий. В частности, штаб 54-й армии Ленинградского фронта почти не предоставлял штабу 2-й УдА данных об обстановке на своём участке прорыва либо подавал неточные и завышенные сведения. Власов считал, что именно поэтому командующий Волховским фронтом К.А.Мерецков требовал от 2-й УдА как можно быстрее прорваться к Любани с удержанием своих флангов у Дубовика и Еглино 13-м кавалерийским корпусом и с проведением отвлекающих атак у Кривино и Новой деревни.
Этот план потерпел неудачу по следующим причинам: очень малые силы прорыва, усталость войск, недостаточное снабжение.
После снятия с поста командующего 2-й УдА генерала Н.К.Клыкова 16.04.1942 Власов был переведён на должность командарма. Ему по-прежнему вплоть до конца апреля 1942 г. вменялось в задачу обеспечить захват Любани и только в первых числах мая 1942 г. Власова вызвали самолётом на Большую Землю в Малую Вишеру на совещание с командующим Ленинградским фронтом генерал-лейтенантом Хозиным, который отдал ему приказ вывести 2-ю УдА из Волховского «котла» под прикрытием 52-й и 54-й армий.
Власов полагал, что Волховский фронт получал мало подкреплений из-за подготовки и проведения объявленного приказом Сталина №130 от 01.05.1942 начала изгнания фашистов с оккупированной территории СССР посредством наступления на Харьковском направлении, из-за чего туда были переброшены значительные силы. При этом сам Власов и другие командармы не были посвящены в оперативные вопросы за пределами своих собственных боевых участков и не понимали общих замыслов Ставки ВГК.
По возвращении внутрь окружённой гитлеровцами территории Власов 09.05.1942 собрал всех командиров и комиссаров дивизий и бригад 2-й УдА в своём штабе в Опорели и объявил им о приказе Хозина. Ещё несколько дней ушло на составление планов отхода частей и приказы об отступлении пехоты с предварительным отводом тылов и выводом тяжёлых орудий и боевой техники под прикрытием миномётного огня отдельные подразделения получили только 15—20.05.1942. Оказавшиеся запертыми вместе с ударниками 2-й армии подразделения 52-й и 59-й армий должны были прикрывать её отход с флангов и выходить к берегу Волхова в арьергарде.
Но операция по выводу окружённых советских войск из Волховского «котла» сорвалась по оценке Власова по ряду причин:
- неудовлетворительного состояния дорог из-за раннего разлива рек и озёр
- из ряда вон отвратительного обеспечения отступающих частей продовольствием, горючим и боеприпасами
- отсутствия единого командования координацией действий 2-й УдА и 52-й и 59-й армий со стороны вышестоящего начальства
О том, что прорванное кольцо окружения вновь замкнуто немецкими силами, 2-й Ударной армии стало известно лишь через два дня, 30 мая.
Узнав о перекрытии гитлеровцами коридора для выхода его частей, Власов потребовал от штаба Волховского фронта добиться от 52-й и 59-й армий его восстановления, а также двинул все свои подразделения на восток за Кречно для совместного с ними прорыва горловины отхода с запада.
Совершенно непонятно, почему со стороны штаба фронта не последовало всем трём армиям общего приказа о прорыве немецкого заслона. Каждая армия боролась более или менее самостоятельно.
Власов указывает, что предпринял последнюю попытку вырваться своими силами из Волховского «котла» 23.06.1942 при одновременных ударах с севера и юга войск 52-й и 59-й армий, но она сорвалась из-за ураганного огня немецкой артиллерии и убийственных авианалётов нацистских бомбардировщиков, что привело к очень большим потерям во вверенных ему подразделениях.
И уже 24.06.1942 он утратил возможность управления ими, а вся 2-й УдА разделилась на обособленные группы.
По оценке Власова, на Большую Землю смогли выйти до 3.500 раненых окруженцев, в то время как до 60.000 ударников 2-й армии попали в плен или погибли внутри Волховского «котла».
См. также:
Как погибала 2-я ударная: версия Хозина (кликнуть)
Прорыв и гибель 2-й ударной: как это было на самом деле (кликнуть)
Спасти 2-ю ударную армию: героизм бойцов и дикая измена Дикого (кликнуть)
«На совести генерала Хозина — десятки тысяч погибших воинов» (кликнуть)
Волховская мясорубка глазами выжившего комиссара (кликнуть)
Как умирала 2-я ударная: доклад штаба Волховского фронта (кликнуть)
Волховская мясорубка: единственный вышедший генерал (кликнуть)
Волховская трагедия глазами пережившего (кликнуть)
Виновник гибели 2-й ударной: данные НКВД и Мерецкова (кликнуть)
Волховская катастрофа глазами уцелевшего (кликнуть)