В субботу позвонила бабушка Маша. Стала жаловаться, что не хватает денег — коммунальные высокие, продукты дорогие, в аптеку не с чем пойти... Мне стало её жалко, я купила кое-что из продуктов, отвезла ей, дала 10 тысяч наличными. К сожалению, много помогать нет возможности. Но муж придумал, как помочь старушке.
Баба Маша, Мария Степановна, — моя родная бабушка по папе. Родных у неё нет, кроме меня и моей младшей сестры Наташи. Её сына, нашего с Натальей отца, уже нет в живых много лет, а с нашей мамой, её невесткой, у бабушки отношения не сложились с самого начала — после смерти папы они не общаются.
Бабушке уже 75 лет, она немолодая женщина, трудно ей одной. Тем более что живёт она в старой сталинке на 3-м этаже — этажи высокие, лифта нет — пока поднимешься на 3-й этаж — и молодой устанет. Пенсия у неё небольшая, а квартира — трёхкомнатная, метров 70, не меньше. Соответственно, коммунальные немалые.
Я бы и рада ей помочь, но возможности наши с мужем сейчас ограничены — у нас маленький ребёнок, кредит на квартиру платим, я не работаю, сижу в декрете. Денег в обрез, постоянно не хватает то на одно, то на другое. К тому же живем мы на окраине, в спальном районе, а бабушка — почти в центре. К ней пока доедешь — полдня пройдет, с ребёнком особо не наездишься.
А вот Наташка снимает квартиру в центре, недалеко от нашей бабушки. Наталья не замужем, хотя живёт с молодым человеком уже несколько лет. Детей они не заводят, живут для себя. Оба на удалённой работе, он — программист, она — тестировщик, зарабатывают прилично. У Наташи более-менее свободный график, и в своё время она бабушке помогала, тем более что жила в двух шагах.
Но потом они поссорились, и Наталья, похоже, теперь к бабушке ни ногой. Вот баба Маша теперь и звонит мне, расстроенная, не справляется одна уже, просит помощи.
Я хотела сначала Наталье позвонить, но потом не стала. У нас с ней тоже отношения прохладные, как-то мы разошлись по жизни. Общих интересов и тем для разговоров нет — у меня ребёнок, пеленки-распашонки, готовка и экономия на всём. У неё — совсем другой быт, она скорее пиццу или роллы закажет, чем готовить будет, с парнем своим по клубам ходят, за границу летают отдыхать. В общем, совсем всё по-другому. О чём ей со мной говорить?
Баба Маша, надо сказать, тоже не ангел, у неё непростой характер, недаром они с нашей мамой уже много лет не разговаривают. Особенно сейчас, когда бабушка постарела, она постоянно недовольна, всё время раздражается, ничего нового не воспринимает, а ещё обожает всех учить, как следует жить и кому что надо делать.
Наверное и с Наташкой поссорилась поэтому — небось, как всегда, стала лезть с советами, что нехорошо в 27 лет жить с парнем без брака, и ребёнка пора рожать, а то потом поздно будет, ну и всё в таком роде. Наверное, чтобы всего этого не выслушивать, сестра и перестала ходить к бабушке, хотя раньше они нормально общались.
Со здоровьем у бабушки тоже не очень. Она крупная женщина, с лишним весом, особенно её донимает отсутствие лифта в доме. Казалось бы, всего-то третий этаж, но потолки в доме высокие, по три марша между этажами, если ноги болят — нелегко и подниматься, и спускаться.
Конечно, бабушке сейчас нужна помощь, а главное, денег побольше. Лекарства дорогие, продукты тоже недёшево стоят, коммуналка большая. Но что я могу ей предложить?
Сели вечером с мужем обсуждать эту тему. Говорю своему Юре, как ты думаешь, можем мы хотя бы тысяч 10 давать ей ежемесячно? Крутили, вертели и так, и эдак — с трудом концы сходятся.
И тут Юра говорит:
— Вика, так ведь ваша бабушка — совсем не бедная женщина. У неё большая трёхкомнатная квартира в хорошем районе. Зачем ей лишние коммунальные платить? Пусть продаст её и купит две квартиры поменьше, да хоть две студии в новом районе. В одной будет жить, вторую — в аренду сдавать. Вот и будет ей добавка к пенсии. Так она точно не пропадёт, сейчас о таком пенсионеру только мечтать можно.
Идея, конечно, хорошая. Реальный выход из положения для всех. В маленькой квартире и убираться легче, и коммунальные в новых домах с индивидуальным отоплением ниже, чем в старых с центральным. Трёхконнатная квартира бабушке давно не нужна, в дальнюю комнату она неделями не заходит.
Конечно, я обрадовалась, что есть выход. Осталось уговорить бабу Машу на такой рациональный шаг. Это уже была моя задача. И, честно говоря, я опасалась, что она станет отказываться. Но бабушка неожиданно согласилась.
Мы с ней вместе зашли в Интернет, посмотрели, сколько стоит такая, как у неё, квартира, и что можно вместо неё купить. Оказалось — можно приобрести две вполне пристойные однушки в том районе, где мы с Юрой живём. Это ещё один плюс! Я уже представила, как буду навещать бабушку, и моя дочка, Леночка, будет с бабой Машей общаться. И бабушка вроде не против, со всем соглашается.
В общем, мы с Юрой взялись решить этот вопрос, помочь всем, чем можем — и с оформлением, и с переездом. Юра говорит: значит, я в понедельник приведу Диму, риелтора, пусть посмотрит всё, поможет в ценах сориентироваться, фотографии сделает и текст объявления составит. И пусть выставляет в Интернете объявление, дело быстро пойдёт. Бабушка кивает, со всем соглашается. Ну и отлично!
***
В ближайший понедельник мы все вместе поехали к бабе Маше — я, Юра и Дима — знакомый риелтор мужа.
Дима осмотрел квартиру, сказал, что шансы хорошо продать высокие, сейчас «сталинки» популярные из-за расположения в центре, просторных комнат, большой ванной и высоких потолков. Этаж — 3-й — идеально. Дима сделал фотографии всех комнат, балкона, сфотографировал подъезд и дом с улицы.
Согласовали цену, договорились о торге и о комиссионных для риелтора. Подписали договор с агентством недвижимости. В общем, всё путём.
— А могу я посмотреть документы на квартиру? — спросил наконец Дима.
— С документами все в порядке! — заверил Юра. — Мария Степановна — единственный собственник, прописана в квартире одна, несовершеннолетних нет.
— И всё-таки надо посмотреть документы, — настаивал Дима. — Хочу быть уверенным, что всё в порядке: договор о приватизации, техпаспорт, выписку из Реестра. Мало ли? Вдруг что-то утеряно, придётся восстанавливать... Надо всё заранее делать, без спешки, пока время есть.
— Бабушка, — спросила я. — А где у тебя документы на квартиру?
Бабушка посмотрела растерянно, стала искать — сначала в одном шкафу, затем в другом. И так натурально удивляется:
— Вот же ж! — говорит. — И в комоде тоже нет! Вика, а ты хорошо посмотрела? Может, на антресолях?
Юра полез на антресоли, перерыл кучу каких-то пыльных книжек. Нет документов!
И тут баба Маша говорит:
— Наверное, это Наташка забрала документы на квартиру!
Я ей говорю:
— Бабуля, не придумывай! Зачем Наташке твои документы на квартиру? Лучше вспоминай хорошенько, куда ты их положила?
— Нет, — упрямится бабушка. — Точно Наташка брала, я вспомнила, когда мы с ней к нотариусу ездили дарственную оформлять...
Я даже не поняла, о чём она. Какую дарственную?
Тут Дима говорит:
— Так, а вот с этого места поподробнее! Вы что, квартиру этой Наташе подарили?
— Ну да, — не стала спорить баба Маша. — Подарила, а что? У Вики с Юрой есть квартира, а у Наташки — нет ничего. А ей замуж надо выходить, ребёночка рожать...
Дима, натурально, возмутился:
— Что ж вы, — говорит, — мне голову морочите? Я к вам приехал, день потратил. Зачем же я ехал сюда? За жизнь поговорить, что ли?
Нам с Юрой неудобно, да мы и сами в офигении! Это что же, получается, бабушка Наташке подарила квартиру, а нам ни слова, ни полслова. Мы бы и не знали ничего, если бы не затеяли продажу этой квартиры.
Бабушка непонятное что-то лепечет про Наташу да про то, что ей рожать пора. И никак не понимает, почему мы все недовольны. Ну и цирк!
А сеструха моя, значит, получила квартиру в подарок и исчезла с горизонта. Бабушка говорит, что Наталья сейчас в Грузии живёт вместе со своим молодым человеком и возвращаться пока не планирует. Вот почему баба Маша мне названивает со своими жалобами на дороговизну и маленькую пенсию.
Юра мне говорит, что, может, бабушка сама не поняла, что квартира больше ей не принадлежит? А я отвечаю: всё она поняла! Просто решила Наташке личную жизнь устроить, мол, ей замуж пора, пора детей рожать. У нас же с тобой жильё есть, ребёнок есть, а Наташа бедная. Вот бабушка и пособила.
И раз так, то пусть теперь своей Наташке и звонит с жалобами на отсутствие денег! А я решила, что после такого помогать ей не буду!
Только перед Димой неудобно за этот спектакль, который баба Маша неизвестно зачем разыграла. Человек своё рабочее время попусту потратил. Ну, да ему не привыкать, наверное! Риелторы чего только не насмотрелись. А мы с Юркой как-то переживём эту историю, только вот бабушке я больше не помощница. Пусть со всеми проблемами к Наташке обращается!
Бабушка, кстати, на меня очень обиделась, теперь всем знакомым и соседям рассказывает, какая у неё старшая внучка неблагодарная, бросила её одну на старости лет. А что, разве я что-то сделала не так?
Читайте ещё истории из жизни: