«Не делайте из астматиков инвалидов!» -- выпалил мне сын и отправился покорять Эльбрус.
Мне непросто дались две ночи, пока он тягался с вершиной Европы: это была последняя подготовка в лагере и само восхождение. Связи с ним не было. Молитвы отключиться не помогали, поэтому засела за эту статью. Теперь, по прошествии всех этих треволнений, могу поделиться найденными материалами и своими соображениями по теме.
Итак, бронхиальная астма -- многофакторная болезнь. К её причинам причисляют инфекционные, аллергические и психосоматические. Так везде пишут. Моё видение теперь иное. Даже в случае с инфекцией и аллергией в основе -- психо-эмоциональный пласт.
Ключевым моментом этой болезни является бронхоспазм -- сужение просвета бронхов. Бронхиальная обструкция проявляется чувством стеснения в груди, одышкой, приступами удушья, свистящими хрипами, кашлем. Врачи большей частью пишут о затруднении при выдохе, но мои астматики говорят о невозможности полностью вздохнуть.
Астма обратима -- болезнь может проходить под влиянием лечения или спонтанно, полностью или частично. Да, может проходить, хотя считается неизлечимой.
У ребенка еще до рождения, в утробе матери -- сформированы почти все функции организма, и все базовые потребности обеспечены «по умолчанию». Дыхание -- это уже новая опция, которая формируется сразу после рождения, и поэтому она легче всего сбоит.
Процесс рождения -- физически непрост и полон страха перед совершенно новым и непонятным миром. Хорошо, если в этом мире есть родители, которые могут принять дитя в этот мир, обеспечить ему безопасность. А если их заботы и внимания не хватает? А если акушерка была цинична и груба? Первая система организма, которая может нарушиться -- как раз дыхание.
***
Курт Теппервайн пишет, что бронхоспазм часто возникает в ситуации отрицания. Это возмущенное «нет» происходящему – буквально перехватывает дыхание.
На это его утверждение вспоминается ситуация из собственной жизни. За месяц до рождения моих сыновей-двойняшек – я беременная наблюдала трагедию 11 сентября в Нью-Йорке. Буквально затаив дыхание, видела, как складываются башни-близнецы, и думала: «Куда детей рожать в этот мир?!..» А он и до этого был для меня несправедливым, неправильным, опасным.
В пять лет обоим детям поставили диагноз "бронхиальная астма". А до этого у них -- нескончаемый атопический дерматит и череда бронхитов.
Вдох-выдох, попробуйте сказать:
-- «Я хочу жить, вдыхая эту жизнь полной грудью, но у меня не получается»,
-- «Я не могу принять эту жизнь, она не по мне»,
Каковы ваши ощущения? Это правда?
Болезнь – отличный стабилизатор человека, его физики и психики, и стабилизатор его семейной системы. И, не совсем нам понятный, вот такой кривой -- способ справляться с этой жизнью. Способ, который передается по наследству. Когда занялась неизвестной до этого родословной своего отца -- обнаружила астму у своего деда, и у двоюродного брата. Теперь она у моих сыновей.
***
Больной ребёнок, даже став уже взрослым, транслирует: «Меня нельзя бросать, обо мне надо заботиться и любить».
Одна десятилетняя девочка на вопрос: «Когда твои родители не ссорятся?» ответила: «Когда я болею...». У девочки приступы астмы. Все остальное время они ссорятся.
***
Светлана Добровольская, психосоматолог: «Если мама должна выживать, и не может позволить себе астму – её берет на себя ребенок. Жесткий развод родителей – астма детей. Маме надо стать счастливой, чтобы астма у ребенка вылечилась. Пока мама в раздрае – дети болеют».
***
По итогу, из перечитанного материала на тему астмы, своего и клиентского опыта – выделяю в первую очередь такие факторы:
-- Отсутствие отцовской фигуры, дающей опору и безопасность.
-- Авторитарная, контролирующая, сильно опекающая мать. Которая может быть и «холодной», а может, и душащей своей любовью, опекой, духотой. Мать, которая вынуждена справляться в отсутствии сильного мужчины рядом. Тревожная мать.
-- Состояние, ощущение, что «мир опасен, несправедливый, нечестный, непредсказуемый – неправильный». Мир должен быть другим. Или не быть совсем. «Я задыхаюсь в этом мире».
-- Тревожность как основное, не проходящее состояние человека. Возможно, даже им не замечающее – ведь это состояние сопровождало его всю жизнь как воздух.
И понятно, что один фактор может вполне вытекать из предыдущего, и всё вышеперечисленное здорово взаимосвязано.
***
В моем «поколении Х», рожденных в 60-70 года -- аллергиков и астматиков было раз-два и обчёлся. В нашем классе не помню ни у кого астмы. Мы были самостоятельны и постигали этот мир сами, сами обустраивались и строили материальное будущее своим детям. Более старшее поколение практически не делало скидки на какие-то там затруднения с дыханием. Мой дед с астмой прошел три войны.
Считается, что следующие за нами поколения «более избалованные», выросли на подготовленной родителями материальной базе, привыкли получать желаемое. Могут позволить себе учиться, заниматься самопознанием. Они более утончённые и уязвимые одновременно. И тела их менее крепкие. Удовольствие для них -- основа жизни, в отношениях ценят понимание и уважение… А малейшую неправильность этого мира принимают слишком близко с сердцу. А кто-то «не выносит и дух этого мира». Распространённость астмы теперь: среди взрослых 8%, а ребёнок болеет каждый десятый.
Заинтересовало исследование, изложенное в Диссертации 2017 года Галицыной Е.Ю. «Особенности защитных механизмов личности и семейных отношений у детей, страдающих бронхиальной астмой», далее даю цитаты из этой работы. Обследовано 275 человек: 120 детей («зумеров» и «миллениалов») и 155 родителей (80 семей). Из них 60 детей, страдающих астмой, и их сорок семьей.
«У детей с бронхиальной астмой наблюдаются достоверно высокие показатели по фактору тревожности. Уровень тревожности зависит от ситуации, но у каждого человека есть свой личностный уровень тревожности, который проявляется в переживаниях неопределенной опасности и сопровождается напряжением, беспокойством, соматовегетативными проявлениями. Дети, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, чаще, чем их сверстники, испытывают беспокойство, не имея определенного источника этого беспокойства.
…У детей с астмой при наличии высокого уровня отрицательных эмоциональных переживаний -- наблюдается низкий уровень контроля над эмоциями. И это затрудняет компенсацию тревожности.
…Кроме тревожности в структуре личности детей с бронхиальной астмой, в сравнении с группой их здоровых сверстников, преобладают такие личностные особенности как чувствительность, ответственность, высокий самоконтроль, неуверенность в себе, фрустрированность, осторожность, замкнутость, низкий уровень интеллектуальной продуктивности.
…У них может наблюдаться особое компенсаторное поведение, проявляющееся в дерзости и излишней самоуверенности. (О, вот это нам весьма знакомо!.. Поэтому нисколько не призываю повторять то, что выделывает мой сын со своей астмой средней тяжести. Это уже его ответственность, и не всегда стоит идти дорогой экстремалов.)
…Дети с астмой отличаются низким уровнем потребности в общении при тенденции к низкой способности реализовывать эту потребность».
Проще говоря, у них отсутствует желание к общению и умение общаться. Но это статистика, мои же парни совсем другие: лидеры во всем, заводилы в спорте и отдыхе. И сами они удивлялись, когда видели «настоящих астматиков» в больнице, потухших, согнутых: «как будто уже отлетевшие от этого мира существа».
Поэтому хочется прокомментировать. Скорее всего, неумение общаться, отмеченное в исследовании – это следствие нежелания коммуницировать. А желание потеряно из-за страха, из-за какой-либо травмирующей истории. И эта история продолжает владеть человеком, не давая жить свободно, заводить друзей, получать удовольствие от человеческого взаимодействия.
Если кто-то посчитает, что у моих парней было безоблачное детство…-- это не так. Рухнувшие башни-близнецы – метафорически рушились не один раз в их жизни: затяжной конфликт родителей, пропавший без вести, а потом убитый отец, потеря активов семьи, переезды, вечно занятая мать…
В школу рядом с домом директрисса их не взяла: «Двойняшки, они обычно слабые по здоровью, да еще и астматики -- у нас учиться не смогут, языковая школа, нагрузка!.. (Безотцовщина, к тому же – денег не срубишь…) Ищите себе место попроще!» Расстроилась сначала. А посмотрев на стенд «Наши отличники» в фойе школы – поняла, что нам туда и не надо. Пошли в 1й класс соседней школы, и попали в руки чудесной учительницы. К ней до сих пор бегают двадцатилетние лбы поговорить-пообниматься… Когда школу закончили с золотыми медалями – так и подмывало показать медальки там, где нас отшили с нашей астмой как бесперспективных.
Но это наша история, а в диссертации написано: «Уровень социальной адаптации детей с бронхиальной астмой достоверно ниже, чем у здоровых. Таким детям непросто жить в социуме, у них отмечено больше актуальных конфликтов, чем у здоровых детей».
Галицына Е.Ю. провела лексический анализ рассказов детей здоровых и детей с диагнозом «бронхиальная астма». Это кладезь информации, над которой стоит поразмыслить.
В своих рассказах при описании предложенных детям картинок здоровые дети чаще используют прилагательные «злой» и «добрый», а дети с астмой «детский» и «голодный». В использовании наречий также выявлены различия. Дети здоровые чаще использовали наречие «хорошо», а дети с бронхиальной астмой «страшно» и «нечестно». Вот на это «нечестно» стоит обратить особое внимание!
«…Дети с бронхиальной астмой достоверно чаще используют глаголы прошедшего и будущего времени (!), тогда как здоровые дети – глаголы настоящего времени. В использовании глаголов настоящего времени у детей с астмой достоверно чаще встречается глагол «смотрит», а у здоровых детей «живет». («Смотрит» как бы со стороны? Быть наблюдателем не так страшно, чем «жить»?..)
При использовании глаголов будущего времени у детей с бронхиальной астмой чаще встречаются глаголы «убежит» и «не поймает» (Надежда на спасение?), а у здоровых детей «придёт» (Мне нравится этот глагол. Возможно, указывающий на «присутствие» в будущем? А Вам о чем он говорит?).
При использовании неопределенных глаголов и у здоровых детей, и у астматиков чаще всего встречаются глаголы «спать» и «есть». Однако, у здоровых детей чаще, чем у астматиков, встречаются глаголы «гулять» и «играть» (И это стоит отметить!).
Здоровые дети в качестве главных героев выбирают членов семьи -- в отличие от детей-астматиков. Кроме того, у здоровых детей чаще упоминаются герои мужского пола (папа, дедушка, дядя) (Уделим этому внимание!). У детей с бронхиальной астмой чаще встречалось формальное обозначение родительских фигур: «мать», «отец». При этом, если у здоровых детей чаще встречалось формальное обозначение отцовской фигуры, то у детей с астмой – материнской.
При распределении ведущих семейных ролей в картинках -- дети с астмой чаще используют женский персонаж (!). А дети здоровые чаще используют персонажи мужские. Данные исследования могут свидетельствовать о большей значимости для детей с бронхиальной астмой женской фигуры, тогда как для здоровых детей более значима мужская фигура при распределении семейных ролей.
Здесь стоит напомнить: именно мужская фигура отвечает за безопасность семьи и детей, обеспечивает эту базовую потребность. Когда безопасность обеспечить некому – это вполне может быть основой тревожности.
Таким образом, данные лексического и психосемантического анализа показали следующие проблемные зоны у детей, страдающих бронхиальной астмой:
-- в большей степени ориентация на прошедшее и будущее время (их как бы нет в настоящем);
-- актуальность витальных потребностей (еда, тепло, сон, безопасность);
-- формальный (фасадный, протокольный, мнимый…) характер семейных связей;
-- субъективно большая значимость женской фигуры, матери.
Читаем работу Галицыной Е.Ю далее.
«Сравнение двух групп показало, что дети, страдающие бронхиальной астмой, имеют достоверно более низкие показатели социальных потребностей и достоверно более высокие показатели витальных потребностей. Детальный качественный анализ микросоциальных потребностей показал, что дети, страдающие астмой, в большей степени испытывают потребность в общении с матерью, чем здоровые дети. Полученные данные подчеркивают отрицательную роль заболевания в формировании потребностной сферы у детей».
Вот здесь интересно. Как я поняла, исследователем в диссертации выстроена такая причинно-следственная связь. Бронхиальная астма неправильно сформировала потребности детей: в большей степени в еде, безопасности, тепле, матери. А можно предположить, что некий дефицит таких базисных потребностей (дефицит безопасности, отсутствие стабильности в семье, отсутствие поддержки отца) – мог вполне стать фактором самой астмы?
То есть, сначала дефицит (причем, даже приключившийся в предыдущих поколениях), а потом сама астма?... Мой дед Борис остался без отца в 4 месяца, причем отец его погиб при трагических обстоятельствах. Ему не было и года, когда его мать ушла из дома свекра, и ей пришлось одной с ребёнком добывать кусок хлеба и заботиться о крыше над головой. И это в голодные 20-е годы... Борис всю жизнь болел астмой. Потом астмой страдали его внук и правнуки, тоже, кстати, воспитывались без отца. Девочек эта программа пощадила, или, вернее, девочки имели ресурс с этой программой справиться.
Галицына Е.Ю. проводит анализ основных конфликтов, встречающихся в детских рассказах: «Анализ конфликтов в детских рассказах показал, что у детей с бронхиальной астмой достоверно меньшее количество конфликтов, связанных с социальными потребностями (соперничество со сверстниками, нехватка друзей, конкуренция) и достоверно более высокое число конфликтов, связанных с витальными потребностями (боль, болезни, голод, страхи, физические страдания, смерть). Также у детей, страдающих астмой, больше конфликтов, связанных с микросоциальными потребностями (нехватка любви в семье, ссоры родителей, ограничения, наказания, конкуренция с братьями-сестрами), чем у здоровых детей».
Конфликты, связанные с витальными потребностями -- это боль, болезни, голод, страхи, физические страдания, смерть. Задумаемся, а где же наши миллениумы и зуммеры столкнулись с этими проблемами, да еще в детском возрасте?.. Не влияние ли это жизненного опыта прошлых поколений? Не некой гипотетической истории, а опыта конкретных предков?
Витальные конфликты здоровых детей были в основном связаны со страхом темноты, боязнью потеряться и заблудиться, а у астматиков эти конфликты относились к болезни героя и связанными с этим страхами. В структуре социальных конфликтов у здоровых детей преобладает соперничество со сверстниками, а у детей с бронхиальной астмой – недостаток или отсутствие друзей. В семейных конфликтах здоровые дети испытывают больше переживаний в связи с конкуренцией между братьями-сестрами, опасениями неодобрения и наказаний со стороны родителей, а переживания детей с астмой связаны со страхами потери родителей, ссор родителей, ощущением незащищенности. (Пожалуйста, родители, обратите на это внимание!)
Галицына Е.Ю. выявила, что семьи с детьми-астматиками отличаются более жесткой системой, наличием строгих правил и распределением ролей. Матери детей с бронхиальной астмой отличаются большей категоричностью и авторитарностью, а отцы, напротив, более мягкие и заботливые.
Возможно, большая жесткость в системе предназначена для удержания неестественного, противоречащего природе главенства женщины?..
И у отцов, и у матерей детей-астматиков выше показатели по шкалам «гиперопека» и «фобия утраты», чем у родителей здоровых детей.
«Полученные данные указывают, что отцы детей, страдающих бронхиальной астмой, отличаются воспитательной неуверенностью, а у матерей наблюдаются стойкие воспитательные стереотипы, препятствующие гармоничному взаимодействию с ребенком. Полученные данные также подчеркивают доминирующую роль матери в семейном функционировании в семьях детей с бронхиальной астмой».
Да, роль у меня была доминирующая, это точно. Пришлось разруливать многое. Да разве у меня только?.. В подавляющем большинстве российских семей рулят женщины.
Уже больше века. И не от хорошей жизни. Командовать вынуждены из-за физического отсутствия мужчин. Сколько ушло их безвозвратно в череде войн, революций, репрессий. Вернулись слабые, покалеченные. Дочери берут пример с матерей и передают эту эстафету семейного лидерства дальше. Но цена такого лидерства – необходимость гиперконтроля, не проходящая тревожность, дефицит любви и тепла в семье, и в конечном итоге, отсутствие здоровья женщины и её ребенка.
В связи с данными, указанными в диссертации, однозначно считаю важным исследование истории семейных взаимоотношений, методов семейного воспитания там, где растут дети-астматики. И понятно, что не астма является изначальной причиной семейных отношений, а поведенческие шаблоны, семейные сценарии обеспечивают почву для развития этого диагноза.
Мы увидим сценарии с фактически отсутствующим отцом, или отсутствующим как значимая фигура, обеспечивающая безопасность семьи, гарантирующая удовлетворение базовыми потребностями: еда, жилище, безопасность. И в этих условиях – активная, решающая все мать, забывшая, что такое быть женщиной, мягкой, дарящей безусловную любовь, гармонизирующей пространство семьи. Персонажи в семье транслируют противоречивые послания, когда раздражительность и конфликтность сочетаются с опасением обидеть ребенка. Многое важное в семье при этом замалчивается, но ребенок это чувствует.
***
Психологическая работа желательна со всеми членами семьи, но такая возможность предоставляется редко. И тогда необходимо консультировать в первую очередь мать ребёнка. Это значимый персонаж в любом вопросе, а в случае с астмой – определяемый во многом происходящее с ребёнком.
Все ситуации в семьях, в том числе болезни ребенка -- устроены системно, то есть затрагивают всех. Дети и родители и прочие родственники, даже ушедшие в мир иной – связаны друг с другом, они элементы одной структуры. И эта системность позволяет влиять на ситуацию даже если человек не общается постоянно с ребенком.
Влиять можно -- выправив своё собственное состояние, особенно если это состояние матери. "Стать матерью счастливой."
А до психологической работы обозначу то, с чего определённо можно начать. И это будет только на пользу:
Наладить режим сна самого ребенка, и матери. Сон 7 с половиной – 9-часовой, в полной темноте и тишине, без информационного потока в глаза и мозг хотя бы за час до сна. Наше тело способно самонастраиваться и самоисцеляться, и это происходит именно во сне.
Исключить влияние тревожащей семью информации: новостные каналы, политические шоу, общение с тревожными людьми, фильмы с агрессией и ужасами.
По возможности взаимодействовать с природой как гармонизирующей средой, по возможности избегая провокаторов-аллергенов. Это всё, связанное с водой, небом, свободным и чистым пространством: море, снег и лёд, природные просторы и дали, растения не в стадии цветения, животные, которые не провоцируют астму.
Ввести в практику дыхательные упражнения. При затрудненном дыхании не все "закоулки" лёгких наполняются воздухом. Со временем ткани в этих "депо" могут слипаться, забиваться слизью, атрофироваться... Чтобы этого не происходило -- делайте дыхательную гимнастику, техник много и можно выбрать по вкусу, проконсультироваться с врачом. Мы с детьми делали гимнастику по Стрельниковой: она динамична и игрива. Хорошо научить ребёнка дышать животом, а потом освоить "полное дыхание йоги", и практиковать ежедневно, как только проснулись. Это очень приятное и полезное начало дня.
И отдельно замечу, что приходится удивляться, насколько в семьях астматиков зачастую готовы исключить влияние животных, растений, но при этом без каких-либо опасений используют сильные парфюмерные средства и бытовую химию (диффузоры для помещений, ароматизаторы для белья, порошки для стирки и уборки, спреи). А ведь запахи напрямую воздействуют на мозг, и моментально будоражат глубины нашего бессознательного, что вполне потом может проявляться психосоматически, в том числе и спазмом бронхов.
Присмотритесь к атмосфере в семье, есть ли моменты, которые точно не являются полезными в отношениях с ребенком-астматиком:
-- жесткое навязывание жизненных позиций, норм и правил;
-- диктат, при котором ребёнок не воспринимается как самостоятельная личность;
-- холодное безразличие к состояниям и потребностям ребенка, отстраненность, особенно матери, эмоциональное отвержение;
-- потворствование детскому манипулированию и гиперопека;
-- непоследовательность в оценке ребенка, демонстрация то слабости, то силы, то подозрительности, то доверия, причем колебания между этими проявлениями максимальны;
-- недоступность отца, невозможность взаимодействия с ним, его безразличие.
Что полезно в отношениях:
-- позитивный интерес к детям, одобрение, дружеский способ общения и положительные эмоции при взаимодействии с ребенком;
-- психологическое и физическое принятие ребенка, обнимание, доверие, здравый смысл и авторитет без применения подавления, а также уверенность, теплота и открытость при взаимодействии. «Ты мой любимый ребенок, каким бы ты ни был, больной, здоровый, красивый или просто симпатичный…». «Какой бы ни была твоя и моя судьба, я мама, а ты сын/дочь, и это неизменно». «Как бы там ни было, я твоя мать и я стою за тобой как твой источник и опора».
-- расширение круга семьи за счет дедушек, бабушек, дальних родственников и друзей; ведение семейных чатов и чатов по родословным веткам. Это даёт чувство безопасности, опору, ощущение, что ты часть большой сообщества, ты не один.
-- компенсировать проблемную сферу (здоровье, невозможность социальной активности) -- развитием других сфер, например, через увлечения, занятия творчеством. Пение – это как раз отличная прокачка!
-- направить внимание ребенка и его окружения – с болезни, с ритуалов лечения – на приносящие радость, позитивные объекты (прогулки, общение, творчество…). Движение "К" здоровью -- более эффективно, чем убегание "ОТ" болезни.
Важна забота, поддержка и внимание к матерям. Из-за этого дефицита матерям приходится становится жесткими, контролирующими, эмоционально отстраненными, вставать на мужскую позицию, что в свою очередь отражается на детях.
Если главой семьи является мать, она принимает в семье важные решения – стоит рассмотреть возможность ровнее распределять нагрузку ответственности за семью и детей между супругами. Возвращение потерянного уважения к мужчинам – также условие не только гармоничных отношений, но и база для здоровья наших детей. Обеспечить это одновременно трудно. Но понимание этого, движение по этому пути – уже само по себе целительно, в том числе и для наших детей.
Заболевание ребенка – вершина айсберга. Это в первую очередь следствие негармоничных отношений между матерью и отцом, болезнь формировали отношения и события в родительских семьях матери и отца. Причем, задолго до рождения больного ребёнка. И мы можем проследить это, если решим изучить историю родительских веток человека, заболевшего астмой.
Астма – это способ реагирования на внешние обстоятельства, психологическую атмосферу в семье. Причем эта программа реагирования, которая передается по наследству. И чтобы эту цепочку порвать, надо работать с осознанием причин заболевания, обнаружением выгоды от удержания болезни. И конечно, стоит увидеть смыслы для исцеления, ориентиры здоровой жизни.
Зачем мне дышать свободно? Ради чего мне жить?
***
В следующей статье:
-- Какая история лежит в основе невозможности свободно дышать?
-- Почему кому-то трудно вдыхать, а кому-то, наоборот -- выдыхать?
-- Что ждет астматиков в военкомате?
-- Действительно ли аллергия может пройти? А астма?
-- Как полезней питаться астматикам?
Автор: Елена Александровна Дьячкова
Расстановщик регрессолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru