Ассоциация банков России направила обращение в Минцифры: она просит оставить возможность звонить клиентам без их согласия. С 1 сентября все компании должны получать разрешение абонентов для массовых обзвонов. Эта норма вступила в противоречие с рядом законов, говорят юристы
Уже почти месяц россияне, согласно принятым поправкам, могут заблокировать массовые звонки на свой номер на сайте или в мобильном приложении оператора. Под блокировку попали в том числе звонки банков — во всяком случае, никаких исключений для них в тексте поправок нет.
Первыми высказывать свои опасения начали в Национальном совете финансового рынка, а затем обращение в Минцифры направила Ассоциация банков России. Письмо есть в распоряжении Бизнес ФМ. В самой ассоциации редакции пояснили, что хотят разъяснений: действующий закон о взыскании долгов не требует получения согласия клиента на звонки, а новые поправки, получается, требуют. И ассоциация хочет, чтобы в Минцифры их успокоили и сказали, что новые поправки их не касаются.
Отрасль не хочет попасть в список звонков третьей категории, поясняет управляющий RTM Group Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT
«Первая категория — это обязательные вызовы, например это вызов в скорую, полицию, это какие-то срочные экстренные вызовы. Есть вторая, самая массовая категория — это обычные звонки. Третья категория — это запрещенные звонки, те, которые заблокированы по определенным спискам. Что хочет сделать ассоциация? Она хочет сделать так, чтобы была возможность не попадать в эту третью категорию, черный список. Новая история с маркировкой звонков как раз про это — вызов абоненту может быть изначально заблокирован, если это подозрение на мошенничество, работу спамеров, взыскателей долгов, они будут попадать в третью категорию. Все, что они хотят сделать, — это попасть в самую массовую категорию, когда просто происходят звонки. Технически это можно сделать, регулятор может оформить это списками: что-то в список черный, допустим, не будет попадать вне зависимости от того, какие поступают жалобы. Чисто технически это можно сделать».
Поправки в закон «О связи» говорят, что для ряда входящих звонков согласие абонента не требуется. Это, как правило, экстренные и неотложные звонки, например входящие от госорганов, органов местного самоуправления и тому подобных структур. На все остальное, по идее, абонент может поставить блок и закрыться и от банков, и от коллекторов.
В Минцифры вряд ли пойдут навстречу банкам, потому что проконтролировать добросовестность поводов для звонков будет невозможно, считает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews
«Операторы связи не могут разделить звонки по темам обращения. Оператор не способен узнать, о чем говорит или собирается говорить тот или иной сотрудник банка или другой компании, звоня абоненту. Ничто не мешает ему в конце такого разговора предложить клиенту новый кредит или любой другой банковский продукт. И, соответственно, если банки убедят Минцифры в том, что у них есть масса положенных законом поводов для звонков абонентам, со 100-процентной гарантией абоненты снова будут получать огромное количество навязчивых звонков. Есть абсолютно несложный и легальный способ для банка попасть в так называемый белый список — договориться с тем или иным сотовым оператором о маркировке звонков. Это будет стоить определенных денег, может быть, не очень больших — 20, 30, 40 копеек за минуту, в конце концов, это, возможно, будет дисциплинировать и банки, с тем чтобы не названивать абонентам по пустякам. С точки зрения абонента маркированный звонок будет гораздо приятнее, абонент будет четко понимать, кто ему звонит, и принимать осознанное решение, ответить на этот звонок или проигнорировать его».
Если взглянуть только с юридической стороны, принятые с 1 сентября поправки вступают в противоречие сразу с тремя законодательными актами. Это закон «О связи», закон о защите прав по возврату задолженности и закон «О персональных данных». Для того чтобы убрать все несостыковки, потребуется принимать еще целый ряд поправок, отмечает зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов:
Даниил Черных-Аипов зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры»
«Противоречие заключается в том, что закон «О связи» требует обязательного получения согласия абонента на такие обзвоны, а 230-й федеральный закон такого требования не содержит и разрешает банкам звонить должникам без дополнительного согласия на обзвоны. При этом закон «О персональных данных» также не требует дополнительного согласия на звонки по взысканию задолженности, поскольку это входит в законные интересы кредитора. Коллизия как раз в этом — потребуется вносить изменения в законы. Это можно сделать путем включения кредитных организаций и коллекторских агентств в перечень организаций, которым разрешены звонки без дополнительного согласия абонента. Полагаю, важным будет законодательно закрепить четкое определение массовых вызовов, исключив из этого понятия звонки банков конкретным должникам по поводу их персональной задолженности. Такие звонки по своей природе не являются массовыми».
Решение, таким образом, будет принято по аналогии с тем, как сейчас разбираются с проблемой работы сервисов в периоды отключения мобильного интернета: просто создадут отдельный белый список. Если туда попадут банки, их массовые обзвоны будут продолжены.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»