Рано или поздно это происходит с каждым: решение уйти с работы, будь то по собственному желанию или по стечению обстоятельств. Для одних это слово звучит пугающе, для других — как зов свободы. Но независимо от причин, чтобы ваша карьера развивалась успешно, важно уметь правильно завершать предыдущий этап.
На GdeRabota.ru мы понимаем, что сохранение хороших деловых отношений с бывшими коллегами и работодателями — это инвестиция в ваше будущее. Ведь никогда не знаешь, откуда придет новое, интересное предложение или как судьба снова сведет вас с людьми из прошлого. Даже если уход сопровождается эмоциями, чаще всего они связаны с конкретными людьми, а не со всем коллективом. Постарайтесь оставить после себя приятное впечатление.
Поддержка близких поможет справиться с переживаниями, а мы расскажем, как сделать процесс увольнения максимально комфортным и продуктивным.
1. Сохраняйте мосты, а не сжигайте их
Иногда увольнение происходит на фоне конфликтов с руководством или коллегами. И это нормально. Исследования показывают, что офисные конфликты — часть организационной динамики. Они могут быть сигналом о более глубоких проблемах в коллективе, толчком к поиску новых решений или даже способом сплочения команды.
Поэтому, если вы оказались в эпицентре такого конфликта, знайте: скорее всего, это не лично против вас, а отражение общей ситуации в компании. Уход из такой среды часто приносит облегчение и позволяет избавиться от эмоционального напряжения. Вы, наверное, замечали, как меняется общение с коллегами вне офиса?
Постарайтесь отстраниться от негатива и посмотреть на ситуацию рационально. Перед уходом важно оставить о себе хорошее впечатление. Это может быть прощальный обед или угощение, личный обмен контактами с теми, кто вам приятен или полезен, или искреннее письмо с благодарностями за совместную работу. На собеседованиях вас обязательно спросят о причинах увольнения, а затем могут запросить рекомендации. Чем больше позитивных контактов вы сохраните, тем лучше для вашей будущей карьеры.
2. Завершите все дела – оставьте порядок, а не хаос
«Постарайтесь завершить все текущие проекты и передать дела преемнику или руководителю, — советуют эксперты. — Это профессионально и поможет избежать ненужных конфликтов. А еще вы оставите о себе добрую память, что бесценно для деловой репутации. Мир профессионалов, даже в мегаполисах, довольно тесен, и если вы бросите коллег на полпути, это может негативно сказаться на вашем будущем».
Представьте, как неприятно самому вникать в чужие незавершенные проекты. Так что уходите красиво!
Незавершённые проекты. Если нового сотрудника на ваше место еще нет, распределите текущие задачи между коллегами. Если их нагрузка и так велика, составьте подробное письмо для будущего преемника с описанием проектов.
Инструкции и ответы на вопросы. Независимо от того, кто примет ваши дела, подготовьте краткие инструкции по работе. Это может быть описание использования программ или алгоритмы взаимодействия с клиентами. Формат «вопрос-ответ» отлично подходит для стандартизации процессов.
Клиенты и партнёры. Обязательно уведомите всех, с кем вы работали. Отправьте письмо с контактами коллег, к которым они смогут обращаться по рабочим вопросам.
Руководитель. Обсудите с руководителем статус всех дел и сообщите о возможных сложностях, с которыми вы сталкивались. Это поможет новому специалисту быстрее адаптироваться.
3. Подготовьте резюме заранее
Обновляйте свое резюме на GdeRabota.ru не в последний рабочий день, а заранее! Эксперты говорят, что поиск новой работы занимает от одного до шести месяцев. Вы можете сократить это время, начав поиски сразу после того, как приняли решение об увольнении.
На текущем месте вам будет легче вспомнить самые яркие проекты, найти точную информацию о достижениях, пока у вас есть доступ к рабочей почте и внутренним документам.
Обратите внимание на:
- Портфолио: соберите лучшие образцы своих работ.
- Достижения: четко и конкретно опишите свои успехи.
- Рекомендации: подумайте, кто мог бы дать вам хорошие рекомендации.
4. Сделайте выводы и двигайтесь вперед
Человеку свойственно фокусироваться на негативе, и неприятные события влияют на нас сильнее, чем приятные. Мы часто стараемся забыть о «плохом» опыте, например, о некомфортном увольнении.
Но без анализа негативный опыт может повториться. А без мотивации будет сложно в новой компании. Поэтому обязательно проанализируйте не только минусы, но и плюсы предыдущей работы. Это поможет справиться с эмоциями и более избирательно подойти к поиску нового места.
Минусы:
Сформулируйте минусы не как жалобы, а как важные для вас критерии, которых вы хотели бы избежать в новой компании. Например: отсутствие прозрачности процессов, сложности в коммуникациях, нехватка системы мотивации или ДМС. Эти ориентиры помогут в поиске.
Плюсы:
Что ценного вы вынесли с предыдущего места? Какие новые навыки приобрели? Расширился ли круг знакомств? Что помогало продвигаться? С какими трудностями научились справляться? Насколько увеличилось ваше портфолио? Ответы на эти вопросы помогут почувствовать уверенность в себе.
Пожелания к новой работе
На контрасте с предыдущим опытом будет легче понять, чего вы действительно хотите. В каком направлении вы хотите развиваться? Какие проекты интересны? Каких возможностей вы ждете от компании (обучение, наставничество, индивидуальный план развития)? Какие у вас пожелания по графику и рабочему месту? В какой команде и с каким руководителем вам хотелось бы работать?
Как только эти вопросы прояснятся, можно смело откликаться на вакансии.
Хотите понять, куда двигаться дальше
Если вы чувствуете, что хотите уволиться, но еще не определились с дальнейшими шагами, GdeRabota.ru предлагает ресурсы для профориентации. Пройдите тестирование, узнайте о своих сильных сторонах и прикрепите результаты к резюме, чтобы произвести еще более убедительное впечатление на будущего работодателя.