Найти в Дзене

Иногда они возвращаются (О фильме «Охотники за привидениями: Наследники», США, 2021)

(статья вышла в журнале "Fitzroy" в 2021 году

- Что нужно сказать, когда тебе дают конфетку?

- Давно пора!

(«Футурама»)

- Оно ожило!!!

(«Франкенштейн»)

- Наука бескомпромиссна. Как панк-рок!

(«Охотники за привидениями. Наследники».)

-2

Почти через сорок лет вышло наконец кинематографическое признание в любви знаменитому артефакту, который наделал в свое время оглушительного шуму, на пару с «Американским оборотнем в Лондоне» перевернул видеоиндустрию и стал шаблоном для многих последователей. (Это если не считать тех двух трагических недоразумений – второй части эпопеи и недавней неуклюжей попытки перезапустить франшизу с женскими персонажами).

Как справедливо замечено в одном бесчеловечно мудром мультсериале, давно пора. Даже другие объекты киношного культа, ставшие синонимами долгостроя, вроде «Звездных войн» и «Индианы Джонса», не брали такой продолжительной паузы между эпизодами. (И даже между вторыми «Охотниками» и феминопопыткой реанимировать франшизу прошло уже больше четверти века, что запредельно много).

-3

Конечно, невозможно не признать: фильм вышел подростковый. Нет, а чего вы ждали при рейтинге 12+ - взрослых откровений и гэгов в духе «Дедпула» или хотя бы второго «Венома»? Нет, такого не будет, сорри, и это было ясно сразу, еще до похода в кино. Собственно, примерно такой же рейтинг и у первоисточника – кина тоже, будем откровенны, довольно детского, снятого через несколько лет после того, как «Звездные войны» доказали, что кассу в основном делают тинэйджеры, поэтому в блокбастере для всех не должно быть кровищи фонтаном и супернасилия.

Правда, в том же году, что и «Охотники за привидениями», вышел «Индиана Джонс и храм судьбы», а чуть позже – «Робот-полицейский», продемонстрировавшие, что новое поколение таки хочет бифштексов с кровью; но это уже совсем другая история. В начале восьмидесятых еще всерьез казалось, что секрет монетизации – комедийная фантастика с плюшевым насилием – наконец найден.

И в то же время «Наследники» вышли вполне интересными. Подобное бывает – когда нестерпимо детский фильм талантливо сделан таким образом, что жгуче интересен даже взрослым, вроде «Детей шпионов 4».

-4

Неплохо сбалансирован в нашем случае сценарий: с одной стороны, фильм является стопроцентным оммаж-продолжением культовой франшизы, регулярно являя характерные детали из первого легендарного эпизода вроде манекенщицы-Гозера, ее классического вопроса «Вы боги?», на который герои после того достопамятного случая уже знают, как правильно отвечать, адских рогатых собак-зуулов, Ключника и Привратника, и крошечных (зацените, зацените авторскую иронию!) зефирных человечков, - а с другой стороны, последовательно гнёт собственную сюжетную линию.

-5

Разумеется, за сорок лет четверка исполнителей главных ролей уже благополучно состарилась и реально достигла статуса дедушек. Мюррей наконец научился играть по-взрослому и теперь блистает в «Трудностях перевода» и «Мертвые не умирают». Эйкройд отошел от стендапа и вообще от актерства, и выпускает теперь элитную текилу и эксклюзивную водку в бутылках в виде хрустальных черепов. Хадсон погрузился в телесериалы и озвучку мультфильмов. Рэмис, к сожалению, уже умер. Поэтому спасение мира придется взять в руки новому поколению – их внукам.

Собственно, именно смерть Рэмиса, судя по всему, и стала тем отправным пунктом, от которого отталкивалась версия 2021 года. По сюжету Игон Спенглер, совершенно взбалмошный чудила, кидает друзей и семью, чтобы поселиться на полуразрушенной ферме в Оклахоме, и этот разваливающийся дом – всё, что достается его дочери и двум ее детям после скоропостижной смерти бывшего охотника. Однако, разумеется, всё совсем не так просто, как представляется.

-6

Естественно, уход на покой – не причина для старых героев не участвовать в новых приключениях. Гвардия заслуженных ветеранов снова возникает в «Наследниках»; на исход противостояния они влияют решающим образом, но не появляются с первых же минут, как полузабытые звезды многих других перезапущенных франшиз. И даже в первой половине фильма не появляются. И даже в первых трех четвертях.

Но уж когда появляются – тут уже привычный тарабум и праздник для всех фанатов франшизы. Выносим все святые образа, что называется. Эффектно появляются, не отнимешь.

И даже Сигурни Уивер отметилась в новом кино – правда, в сцене после титров, но ведь отметилась? отметилась же?..

-7

В фильме возник даже сам покойный Гарольд Рэмис – в виде призрака. Но нет, это не классическое «киска, ну, еще капельку», это даже не дежурное появление характерного персонажа, как было в недавнем вбоквеле «Звездных войн» с моффом Таркином в исполнении уже скончавшегося Питера Кушинга. Эпизод с призраком Игона Спенглера сделан очень почтительно, что называется, с непременным трогательным салютом в честь павшего соратника.

Из старой гвардии не появился в новой версии лишь Рик Моранис – но он, знаменитый диджей на радио, удостоенный Ордена Канады за вклад в культуру страны, уже больше четверти века не снимается принципиально, полностью уйдя из актерской профессии.

-8

Я на самом деле не являюсь особым поклонником франшизы. Но даже меня поразило, как аккуратно, деликатно и осторожно обошлись создатели с заслуженными ветеранами и особенно с покойным Рэмисом, - именно внуки Спенглера играют главную роль в новом противостоянии с призраками. Поначалу даже кажется, что его беспощадно глумят и выставляют полным неудачником, но нет, оказывается, у него были важные мотивы спрятаться на ферме в Оклахоме. И именно он, уже мертвый, удерживает в слабых руках внучки бьющийся и прыгающий излучатель. Очень классный символизм получился – не дурной, не вымученный, как это часто бывает (да вон, хотя бы, как было во вторых «Охотниках за привидениями»), а очень спокойный и душевный. Такой символизм здорового человека.

-9

И невозможно не упомянуть, что в фильме, в соответствии с новой диктатуропролетарской идеологией США, участвуют в главных ролях и черная чика, и желтый паренек. Но в данном случае этот американский расизм последних лет почему-то не имеет вообще никакого значения, потому что играют они неплохо и в фильме появляются оттого, что такие расы в Штатах реально есть, а не оттого, что позарез надо получить Оскар.

-10

Новый фильм называется «Наследники» не только потому, что культовых героев заменили их внуки. Саму постановку осуществил не режиссер первого фильма Айвен Райтман, а его сын Джейсон.

Тут впору было бы возмущенно вскинуться – какая гадость эти режиссерские династии, рука руку моет, ну, как не порадеть родному человечку, на детях талантливых людей природа отдыхает, и все такое прочее. Было бы – если бы сам Джейсон не был весьма самобытным режиссером, поставившим массу любопытного. Не исключаю, может быть, престарелый Айвен и порадел родному человечку, но фильму это в любом случае пошло на пользу – многие критики оценили его довольно высоко, и даже на зрительских сайтах он имеет рейтинг выше среднего.

-11

Впрочем, с кассовыми перспективами фильма пока еще не всё ясно. Бюджет он уже отбил, но этого маловато, чтобы принести прибыль.

Сын, правда, порадовал папу в своей ленте мелкими, но приятными оммажами. Скажем, когда героиня знакомится с Подкастом, они проходят мимо кинотеатра, где крутят фильм «Девушки-каннибалы» - это название второй полнометражной ленты Айвана Райтмана.

-12

В целом же это всё те же безбашенные охотники за привидениями, спасающие мир, всё в тех же комбинезонах, на той же машине и с теми же излучателями, время от времени точно так же изрекающие смешное. По-моему, перезапуск франшизы решительно удался.

Василий Мидянин

-13

Другие материалы автора: