Это как бы вторая часть про триумфаторов января 2023 в отечественном кинопрокате. Первая, как вы уже догадались, называлась «Чебурашка против Аватара».
Итак, через тринадцать лет после первой части «Аватара вышла наконец вторая: «Путь воды».
Ну, не рекорд, прямо скажем: четвертая серия «Звездных войн» вышла через шестнадцать лет после третьей. Правда, то была предыстория, а вот между продолжающимися событиями двух «Аватаров» прошло не так много времени, как между двумя фильмами. За это время «тем самым» «Аватаром» для нового поколения стал довольно удачный мультсериал "Легенда об Аанге" с Катарой, Соккой и Тоф Бейфонг, повествующий совсем о другом – о древнем магическом как бы Китае. По нему еще был снят фильм «Повелитель стихий» Найта Шьямалана - франшиза планировалась обширной, но первый же фильм оглушительно провалился в прокате, и с франшизой решили завязать. А Кэмерон тем временем всё тянул со второй частью своего эпоса, как знатный перфекционист доводя этот экзерсис до полного совершенства.
Ну, по крайне мере, так он говорил.
Что касается «Звездных войн», то их создатели поступили довольно радикально. Старых героев, снимавшихся в начале эпоса полвека назад, последовательно и довольно быстро уничтожили, чтобы неизбежная скорая смерть престарелых актеров не внесла сумятицу в производственные планы съемок (с Кэри Фишер, собственно, так и получилось). А попытки вернуть на экран уже покойного артиста, как в случае с гранд-моффом Таркином, которого в фильме «Изгой-1» сыграл давно усопший Питер Кушинг, на современном этапе развития кинематографической техники пока еще малоубедительны.
У Кэмерона другое ноу-хау: люди, сыгравшие персонажей первого фильма, вроде Сигурни Уивер, во втором практически не появляются, разве что в виртуальной реальности или на мониторе. Джейк Салли не появляется вообще: теперь его образ – исключительно синекожий гуманоидный индеец на’ви, плод компьютерных графиков и аниматоров. Так можно не беспокоиться о том, что тринадцать лет спустя после первого фильма кто-то может умереть, а кто-то забеременеть, как случилось с актерами второго «Города грехов». Под графикой можно замаскировать кого угодно.
Благополучно погибший было полковник Куоритч для второго фильма возрожден, причем – как бы вы думали, в каком виде? – естественно, в образе синекожего аватара. Как говорил классик, хорошо прописанные злодеи не умирают – они появляются в продолжениях. Актер и тринадцать лет назад уже был близок к возрасту дожития, а возрожденный в качестве аватара, он без проблем сможет сниматься и через двадцать лет, и через полвека.
Что касается самого Салли, то он за прошедшее время обзавелся целым выводком синекожих детишек. Милота неописуемая. Только у них у всех по пять пальцев, потому что они полукровки, поэтому их считают нечистью. Как это в «Симпсонах», нарисованных по заветам папаши Диснея четырехпалыми: «- Говорят, через сто тысяч лет у людей в результате эволюции будет по пять пальцев. – Пять пальцев?! Какое уродство!»
Сам Салли, ставший знаменем сопротивления Пандоры против земных захватчиков, тем временем пускает поезда под откос, ворует из разбитых составов оружие, сбивает вертолеты – в общем, ведет себя как многоуважаемый партизан. И совсем никто не знает, как найти управу на этого новоявленного Хоакина Мурьету, пока на горизонте не появляется Спаситель – мертвый полковник Куоритч в теле аватара. Что, в общем-то, демонстрирует, что люди на самом деле никакие не грозные захватчики, что они ленивы, не любопытны и не способны к нестандартным действиям, даже военные, раз уж им нужен такой кризисный менеджер – в основном выманивающий дерзкого повстанца бесчеловечными методами американской армии во Вьетнаме, явно подсмотренными во «Взводе» Оливера Стоуна.
Никто уже не вспоминает ни о каком драгоценном анобтаниуме, за который проливали реки крови в первой части франшизы (чем-то это напоминает пресловутые мидихлорианы, которые внезапно всплыли во второй трилогии «Звездных войн» как обязательный элемент джедая, а в третьей трилогии о них уже снова забыли начисто). Теперь земные экспедиции нашли на Пандоре новый драгоценный ресурс – они охотятся за вытяжкой из мозга местных разумных кашалотов, которая якобы тормозит старение человека. Нет ничего проще, чем найти на другой планете новый драгоценный ресурс, это вам любой фантаст скажет.
Если верить на слово хозяину китобойного судна, несколько унций этой вытяжки, добываемые из одного кашалота, стоят сто миллионов денег. Ну, хорошо, сделаем вид, что за сотни лет мировая валюта обесценилась на тысячи процентов, потому что такая сумма за одно забитое животное, если только она не совершенно обесценена на манер валюты Веймарской республики, – это будет покруче тех сотен галеонов с золотом, которые Испания отправляла на родину из Нового света.
Правда, история учит нас, что Испанию это мало от чего спасло – просто головокружительно разогнало инфляцию. Искренне надеюсь на то, что эта экономическая неувязка возникла в фильме исключительно из-за неправильного перевода, а не по невежеству сценаристов.
Ну, и еще мельком упоминается, что умирающая Земля планирует устроить на Пандоре этакую Землю-2, переселив сюда свое умирающее население. Естественно, людям сочувствовать никак нельзя, потому что они уже засрали свою планету и для того, чтобы засрать новую, собираются уничтожить на ней всю враждебную биосферу. Но об этом упоминается как бы мимоходом, вскользь, безо всякого интереса - видимо, масштабная битва с плохими планируется лишь к финальному эпизоду, а к этому времени данную глобальную, но корявоватую мотивацию собираются раздуть, как лесной пожар.
Вообще-то люди уже начали впечатляющий массакр – вернувшись на Пандору, они первым делом обрушивают на джунгли море огня, отблески которого отражаются в широко распахнутых от ужаса глазах на’ви. Зачем, во имя всего святого?! Да низачем, как говорил один персонаж. Чисто для расчеловечивания.
Это как в «Красном рассвете», когда зверорусские десантируются в американской глубинке (с парашютами! с парашютами!!!) и, вместо того, чтобы формировать плацдарм и уничтожать объекты вражеской армии, первым делом расстреливают среднюю школу, а затем устраивают на улицах американского городка бессмысленный и беспощадный беспредел, как конная банда грабителей XIX века. Почему? Да нипочему, сказано же! Потому что русским надо выпустить свою садистскую натуру!
Вот и людям в «Пути воды» тоже надо. Ибо его создатели нащупали верный путь популярности: для этого нужно кого-нибудь расчеловечить. Неважно, орков, евреев, русских или просто людей скопом, предоставив зрителям чувствовать себя благородными фурри-зверюшками.
Чтобы стало еще яснее, что люди – зло и заслуживают тотального истребления, разумные кашалоты, которых они беспощадно истребляют, необычайно умны, общаются с другими разумными, пишут стихи и поют песни. Фактически это – еще один разумный вид Пандоры. (Прочих животных на’ви пока по-прежнему используют как ездовых или биологические акваланги, а еще, судя по наличию охотничьих луков, отстреливают для еды, но фильмов впереди еще много – вполне возможно, что обнаружатся еще какие-нибудь интеллектуальные мишки).
Дабы уберечься от мастера-преследователя Куоритча, семейка Ян (лесные на’ви) попыталась скрыться в деревеньке Инь (на’ви прибрежные). Лесные и прибрежные – определенно разные виды одного биологического семейства: у морских даже глаза рыбьи и широко расставлены, чтобы лучше ориентироваться под водой. Впрочем, на биологической планете, где разумный представитель способен подключиться к любому несмышленому животному, земная биологическая классификация, скорее всего, несостоятельна. Так что на'ви разных видов считают друг друга братьями, невзирая на рыбьи глаза одних и слабые хвосты других.
Это, конечно, не как у людей разных рас, которые имеют все признаки принадлежности к одному виду, невзирая на цвет кожи и некоторые различия во внешности и метаболизме. Это гораздо, гораздо круче.
Но кровавый полковник, естественно, не дремлет, и Джейку Салли в итоге приходится схватиться с ним один на один. Кэмерон – известный демократ, сторонник эмансипации женщин, поэтому основную работу по истреблению противников проделала для этого жена Салли, Нейтири, чтобы муж мог красиво сразиться с главным плохим, пока она отстреливает из волшебного лука, который пробивает лобовое стекло боевого вертолета, более мелких злых.
Несмотря на довольно ходульный сюжет, приходится признать, что перед нами именно тот Кэмерон, которого мы все полюбили по «Чужим» и первым двум «Терминаторам», такой нетоксично маскулинный и жгуче интересный.
Большая проблема в том, что четыре последних крупных проекта Кэмерона, как режиссера и продюсера, - «Титаник», «Аватар», «Алита: боевой ангел» и «Терминатор: темные судьбы», - они модно девчачьи. С повышенным градусом разнополой любви и прочей милоты. Достигнув умопомрачительного успеха с «Титаником», дальше режиссер стал двигаться в том же направлении экстремальной мелодрамы, разумно решив, что лучшее – враг хорошего. Однако тоска по эффектной мальчишеской боёвке прорывалась у него все равно – скажем, боевой экзоскелет в первом «Аватаре» до боли напоминает заветный погрузчик, на котором приняла бой с королевой чужих лейтенант Рипли. А позже продюсер Кэмерон предпринял попытку (увы, неудачную) реанимировать франшизу «Терминатора».
И вот со вторым «Аватаром» внезапно для всех вернулся тот самый Кэмерон, который снял двух «Терминаторов» и «Чужих». Когда всякий элемент действия увязан с дальнейшими экшновскими гэгами, когда всякое чудесное спасение порождает целый букет проблем и критических ситуаций, из которых тоже срочно нужно выбираться. И это, прямо скажем, офигеть как круто.
Конечно, от наследия первого «Аватара» и от атавизмов мелодраматического кино никуда не уйти (да Кэмерон и не собирается никуда от них уходить, пока они приносят хорошую прибыль). Никуда не уйти и от проверенных фабульных ходов: как утверждает наука криминалистика, если у маньяка получилось один раз, то он и в дальнейшем будет стараться использовать сходные обстоятельства и такое же оружие. Поэтому второй «Аватар» все же напоминает местами то «Титаник», то «Алиту», то «Бездну». Но тоска режиссера по былым жанровым постановкам в «Пути воды» очевидна и явственна.
И слава богу. Потому что следовать за извивами драматургии Кэмерона адски занимательно – он один из немногих современных режиссеров, способных создать грандиозный экшн на ровном месте (так, навскидку, из числа прочих немногих на память прыгает только Питер Джексон). И второй «Аватар» гораздо интереснее первого, сюжетно вторичного и чудовищно переоцененного.
Что касается красочности изображаемого мира, то второй фильм ничего не потерял по сравнению с первым, погрузившись в воду, чего так боялись фанаты. Напротив, краски под водой гораздо богаче. Я никогда не был сторонником видео «Нэшнл джиографик» на инопланетном материале, так что мне по-любому было легче.
А новый стандарт кинозрелища, 3D, который установил первый фильм, ко второму уже умер своей смертью. Так что если первый еще приходилось оценивать как нечто революционное в кинопроцессе, хотя в качестве собственно кино это было жалковато как экшн и сюжетно вторично, то второй уже можно оценивать как кино само по себе, а не как супермодерновый аттракцион вроде американских горок.
А еще, на мой взгляд, в одном из следующих фильмов два аватара-на’ви, Салли и Куоритч, просто обречены на сотрудничество. Чаще всего крутой воин, выхвативший от другого крутого воина нешуточных люлей, проникается глубоким уважением к оппоненту, это вам любой Джеки Чан подтвердит. У Кэмерона уже имеется опыт убедительного превращения лютого врага-чудовища в друга и защитника – Терминатор. И что-то мне подсказывает, что маньяк, у которого один раз получилось, подсознательно будет стремиться повторить удачную схему. Уж больно много времени потрачено на обрисовку этого персонажа, который уже во втором фильме начал понемногу демонстрировать хорошие качества и эмпатию. Полагаю, пребывание в теле аватара-на’ви вскоре окончательно избавит его от всего омерзительно человеческого, тем более что бежать полковнику в любом случае некуда, как человек он уже мертв.
Конечно, будет это не в следующем фильме, ибо для трилогии нужен свой Дарт Вейдер. А вот в следующей он вполне может переметнуться на сторону Добра. Ну, будем посмотреть.